Анализ работы методического объединения учителей НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ за 2015 – 2016 учебный год


Анализ работы методического объединения  учителей
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
за 2015 – 2016 учебный год
Ф.И.О. Год рождения Образова-
ниеСтаж Категория
общий в данной
школе Старажук Елена
Анатольевна
1976 высшее 21 13 первая
Лопухова Любовь
Александровна
1958 высшее 40 10 первая
Рогожина Лидия
Ивановна 1955 высшее 39 36 вторая
Тычкова Ольга
Александровна
1969 высшее 24 16 первая
Голованова Алеся
Садуллоевна1984 высшее 14 14 первая
Методическое  объединение учителей начальных классов в 2015 – 2016 учебном году работало над темой «Пути и методы коррекции познавательных процессов и формирование социальных навыков в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида".
Цель работы – создание условий для повышения профессионального уровня учителей начальных классов и организации образовательного процесса в начальной школе, ориентированного на сохранение и укрепление здоровья младших школьников, сохранение и развитие их индивидуальности. Для достижения этой цели МО решало следующие педагогические задачи:
Изучение и внедрение новых современных информационных технологий для повышения качества образования по предметам;
Рассмотрение, изучение нормативно-правовых и методических документов;
Создание системы коррекционной работы со слабоуспевающими детьми;
Совершенствование системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время;
Сохранение и укрепление здоровья учащихся через занятия физической культуры, регулируемые нагрузки, обучение основам ЗОЖ;
Планирование работы над самообразованием,  изучение, обобщение и распространение опыта работы учителей начальных классов по всем направлениям учебно-воспитательного процесса.
Поставленные задачи были успешно выполнены за счет скоординированности усилий всех участников педагогического процесса:
– своевременное прохождение курсов усовершенствования учителей начальной школы;
– разработка и внедрение в учебный процесс учителями начальной школы инновационных технологий;
– создание администрацией школы комфортных условий для обучения учащихся и совместной деятельности учителей начальной школы.
В 2015-2016  учебном году прошла аттестацию Тычкова О.А., ей присвоена I квалификационная категория. Необходимо отметить активность учителей начальных классов, их стремление повышать свой профессиональный уровень. Учителя активно делились, обменивались приобретенным опытом со своими коллегами.
Анализируя работу МО учителей начальных классов, можно сделать вывод, что в коллективе создана атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Коллектив учителей направлял учебно-воспитательный процесс на активизацию познавательных возможностей учащихся. Учителя знакомились с нормативными документами, обсуждали вопросы адаптации первоклассников, преемственности в обучении и воспитании школьников, обменивались опытом по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе урочной и внеурочной деятельности, слушали и обсуждали отчёты учителей по темам самообразования, делились своим педагогическим мастерством. На заседаниях МО уделялось также большое внимание работе учителей по воспитанию у учащихся культуры поведения и общения, по подготовке и проведению разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий.  В ходе обсуждения этих вопросов отмечено, что усилия педагогов в воспитательной работе приносят положительные результат. В течение года решались текущие вопросы МО, велась необходимая документация. Всего было проведено 5 заседаний МО по различным темам. На заседаниях были заслушаны и одобрены следующие доклады и выступления:
Лопухова Л.А. «Развитие познавательной деятельности младших школьников в коррекционном ОУ 8 вида».
Рогожина Л.И. «Использование здоровьесберегающих технологий как средства предупреждения перегрузок учащихся».
Тычкова О.А. «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».
Малышева Н.М. « Игра как эффективная форма коррекционной работы в учебном процессе».
Голованова А.С. Играем пальчиками - развиваем речь.
Старажук Е.А. «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта»;
Методическая работа носила непрерывный характер и велась в   соответствии с планом. Выступления педагогов по темам самообразования на заседаниях МО служат обмену опытом и повышению профессиональной компетентности педагога.
По теме самообразования «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»Тычкова О.А.,
Логопед А.С. Голованова провела консультации по темам «Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта»; «Методы и приемы работы над предложением с учащимися 1-2 классов коррекционной школы VIII вида».
Учителя в процессе обучения младших учащихся обеспечивали построение каждого урок как единой динамической системы. Успех урока зависит от правильно поставленной цели. Реализуя принципы коррекционно- развивающего обучения, внедряли передовой педагогический опыт в практику работы через открытые уроки и индивидуальные коррекционные занятия.
Всего было проведено в течение 2015-2016 учебного года 5 открытых уроков с целью обмена опыта:
Старажук Е.А. урок развития речи в 4 классе «Перелётные и зимующие птицы»;
Тычкова О.А. урок математики во 2 классе «Математическое путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена»;
Рогожина Л.И. урок - путешествие в 1 классе «В гостях у сказки»;
Голованова А.С. урок логопедии в 1 классе « Гласные и согласные звуки»
Лопухова Л.А. литературная игра в 3 классе «Сказки А.С. Пушкина».
Все уроки спланированы  в игровой форме, что является положительным в усвоении учебного материала на уроках. Обеспечивалась коррекционно-развивающая и практическая направленность. Чётко просматривалась индивидуальная работа с учащимися, задания дифференцировались сильным, средним, слабым. На уроках соблюдался здоровьесберегающий режим. Знание возрастной психологии детей с ограниченными возможностями здоровья, доброжелательное отношение к учащимся способствовали продуктивной деятельности обучения.
С обзором новинок методической литературы выступали все учителя.
С целью обмена опыта учителя посещали уроки своих коллег. В ходе взаимопосещения уроков обсуждались вопросы состояния коррекционной работы на уроках в начальной школе, выявлены причины ошибок и затруднений у учащихся при овладении учебным материалом. Проводился смотр ученических тетрадей с целью контроля выполнения единого орфографического режима.
Внеклассная работа в начальной школе включала в себя участие детей в экскурсиях по предмету, конкурсы, посещение библиотеки, проведение классных часов. Учащиеся младших классов  участвовали во всех общешкольных мероприятиях, запланированных в школе-интернате.
Классные уголки в течение года были действующими, яркими, интересными, отражали жизнь класса, соответствовали возрасту и интересам учащихся начальных классов.
В течение года учащиеся начального звена участвовали в конкурсах чтецов, читали стихи об осени, зиме, весне.
В конце года провели общешкольные праздники: «Прощание с букварем» для 1 класса (Рогожина Л.И.) , «Прощание с начальной школой» для учащихся 4 класса  (Старажук Е.А.).
С 14.12 по 19 12. 15 г. прошла предметная неделя русского языка и литературы в начальной школе.
Учителя 1-4 классов провели открытые уроки:
игра – путешествие «В гостях у русских народных сказок» (учитель Рогожина Л.И. 1 класс);
урок - путешествие «По дорогам сказок» (учитель Тычкова О.А. 2 класс);
урок русского языка « Грамматический лабиринт» (учитель Лопухова Л.А. 3 класс);интегрированный урок по чтению и русскому языку "Подарки зимы" (учитель Старажук Е.А. 4 класс).
В каждом классе организована выставка художественной литературы «В мире сказок». Проведен конкурс рисунков «Весёлая азбука»1, 2 класс,
3 – 9 класс « По страницам прочитанных произведений» оформлена выставка лучших работ.
Проведен конкурс сочинений на тему: «Школа – наш дом, хорошо живётся в нём» (учащиеся 3-9 классов) Проведен смотр - конкурс «Лучшая тетрадь начальной школы». По итогам конкурса награждены Примакова Т. 2 кл., Мотуляк Н. 3 кл ., Скасырский М. 4 кл.
Проведено общешкольное внеклассное мероприятие по предмету «Путешествие по страницам прочитанных произведений». Учащиеся 4 класса читали по ролям «Силач» Ю. Ермолаев, учащиеся 3 класса представили Потешки.
Итоги предметной недели подведены, победители в конкурсах награждены грамотами.
Активное участие учителя принимали в предметных неделе Математики старших классов.
№ п.п. Тема мероприятия Победитель Класс Учитель
1. Конкурс рисунков и аппликаций «Танграм – волшебный квадрат», «Цифры в сказках» Еранцев Д.
Мотуляк А.,Радченко Ю, Минеева Т.
Чумаев А,
Ульянов К. 4
3
2 Старажук Е.А.
Лопухова Л.А.
Тычкова О.А.
2. «Лучшая ученическая тетрадь» Царёва Т.
Евграфова А.
Пермякова Т. 4
3
2 Старажук Е.А.
Лопухова Л.А
Тычкова О.А
В учебных и внеучебных занятиях и при проведении мероприятий учителя применяли технологию использования специальных способов обучения, развивали интереса к предметам. Высокой оценки заслуживает деятельность учителей в отборе методов и приёмов работы на уроках и внеклассных занятиях.
Учителя начальной школы в течение всего учебного года работали над темами по самообразованию: изучали публикации методических журналов, делились своими наработками, выступали с докладами на заседаниях методического объединения начальных классов, посещали уроки своих коллег.
Каждый педагог активно работает над своим профессиональным развитием. Своими достижениями и педагогическими находками все учителя, исходя из темы самообразования, делятся на семинарах и заседаниях МО учителей начальных классов.
Учителя – члены МО – проводили мониторинговые исследования учебного процесса, педагоги выявляли недостатки, искали пути их решения. Уровень обучения соответствует программным требованиям. Все учителя работали в тесном контакте с психологом, социальным педагогом, логопедом, библиотекарем.
Правильная и целенаправленная работа учителей начальных классов показала, что все учителя стараются обучать в комфортном тёплом климате, что позволяет реализовывать принципы индивидуализации обучения, эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения на всех этапах урока. Через коррекционную направленность учителя начальных классов умело решают задачи активизации познавательной деятельности, развития устной и письменной речи, нормализации учебной деятельности.
Главный показатель творческой работы педагогов – достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам (чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика) проведен сравнительный анализ качества знаний по классам. Качество знаний по предметам представлено следующей таблицей:
Ф. И. О. Класс Качество знаний
за год
Тычкова О.А. 2 30%
Лопухова Л.А. 3 46%
Старажук Е.А. 4 30%
Перед МО в 2016 – 2017 учебном году стоят следующие задачи:
- повышать и совершенствовать методический уровень проведения урока за счет освоения и внедрения современных педагогических коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий;
- всем учителям активно включаться и вовлекать учащихся в проектную деятельность «Волшебный мир сказок», «Огород на подоконнике»;
- влкючить в план работы МО освоение интерактивной доски, рассмотрение возможности применения её в учебном процессе и во внеурочной деятельности;
- акцентировать в педагогической деятельности принцип разноуровневого подхода в обучении для обеспечения качественного усвоения знаний, умений и навыков;
- осуществлять систему коррекционно-воспитательной работы на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка в целях индивидуального и дифференцированного подхода;
- осваивать новые формы изучения, обобщения и распространения опыта работы (электронное портфолио, мастер-класс, участие в интернет-конкурсе);
- включить в план работы размещение материалов о деятельности МО и отдельных педагогов на школьном сайте;
Анализ работы начальной школы показывает, что, в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала четкая, слаженная работа всего методического объединения учителей начальных классов.
Следует отметить как положительные моменты:
Систематичность заседаний МО. Обсуждение новых технологий обучения и контроля, поиск нового. Практическая направленность теоретических выступлений.
Работа по накоплению методической копилки в МО, способствующая повышению профессионализма.
Слаженная работа учителей, атмосфера сотрудничества, сопереживания.
Система открытых уроков, предметных недель.
Так и отрицательные:
Недостаточное использование информационных технологий.
Низкое взаимопосещение уроков коллег.
В целом работу методического объединения в 2015-2016 учебном году решено считать удовлетворительной.