Анализ работы методического объединения учителей трудового обучения и СБО за 2013-2014 учебный год


Анализ работы методического объединения учителей трудового обучения и СБО
за 2013-2014 учебный год
Методическое объединение учителей трудового обучения и СБО работало на основании Положения о методическом объединении, плана работы школы-интерната и плана работы МО на 2013 – 2014 учебный год. В состав методического объединения входят 6 педагогов. Имеют высшую категорию: Лысенко А.В., Чернобаев А.Е., Крикунова Ю. В., Булыгина Е.И. не имеют квалификационную категорию: Путин А. А., Голикова Е. А.. Методическое объединение работало по теме: «Личностно-ориентированный подход в коррекционной работе на уроках профессионально-трудового обучения».
Цели МО учителей трудового обучения и СБО:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
Для реализации намеченных целей был определён круг задач:
1.Продолжить работу по коррекции психофизических недостатков развития учащихся.
2.Изучить психофизические особенности развития каждого ребёнка, обучающегося трудовому обучению.
3.Работать над развитием у школьников самостоятельности, умением преодолевать трудности в выполнении практических заданий, используя проблемные ситуации, творческие задания, наблюдения.
4.Продолжать работу по накоплению раздаточного материала и наглядных пособий, чертежей.
5.Работать над развитием речи, учить применять слова специальной терминологии.
6.Воспитовать у детей желание трудиться, доводить дело до конца.
7. Применять на уроках трудового обучения ИКТ.
Решая эти задачи, члены объединения работали над темами по самообразованию, которые в основном направлены коррекцию и развитие познавательной деятельности, на исправление и формирование практических навыков с учётом психосоматических особенностей ребёнка на уроках профессионально-трудового обучения и СБО.

п/пФ.И.О. Преподаваемый
предмет Тема самообразования
1 Лысенко Александр Викторович Проф. трудовое обучение
(столярное дело) Наглядно-демонстративный метод, как средство коррекции на уроках столярного дела
2 Чернобаев Александр Ефимович Проф. трудовое обучение
(столярное дело) Коррекция личности учащихся на уроках столярного дела
3 Путин Андрей Александрович Проф. трудовое обучение
(столярное дело) Коррекция двигательных навыков на уроках столярного дела
4 Булыгина Елена Ивановна СБО Формирование практических навыков
у обучающихся с ОВЗ на уроках СБО
5 Крикунова Юлия Владимировна Проф. трудовое обучение
(швейное дело) Индивидуальный подход обучающихся с ОВЗ в трудовом обучении
6 Голикова Екатерина Анатольевна Проф. трудовое обучение
(швейное дело) Возможности компетентностного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
В учебном году состоялось 5 заседаний методического объединения, во время которых проводили выставки поделок, открытые уроки, внеклассные занятия, выступали с докладами на МО педагоги: Путин А.А., Голикова Е.А.

п/пФ.И.О. Тема доклада
1 Путин Андрей Александрович Практическая работа, как фактор развития двигательных навыков
2 Голикова Екатерина Анатольевна Организация коррекционной работы на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся
Педагоги трудового обучения и СБО ознакомлены с индивидуальными психическими и физическими особенностями обучающихся, поэтому обучение вели с учётом этих особенностей. МО трудового обучения и СБО осуществляет взаимосвязь со школьным психологом, библиотекой и медработниками. Рассматривались вопросы теории и практики обучения, обучающихся профессиям столяра и швеи, учителя знакомились с опытом работы учителей-наваторов, а также с опытом работы учителей внутри школы.
Внеклассные занятия и уроки были творческими, интересными, педагогически верно продуманы, оборудованы эстетически и методически верно выполненными пособиями, образцами изделий, технологическими картами и планами изготовления изделий, коррекционными таблицами, дидактическими играми, тематическими кроссвордами. На уроках ученики показали хорошие знания по пройденному материалу. Давали правильные ответы на вопросы, самостоятельно или с помощью учителя выполняли практическую работу. Затруднялись в планировании своей работы, в обобщения и выводах. На уроках учителя следили за речью обучающихся, обогащали словарный запас учеников специальными терминами, развивали память, мышление, внимание. Велась работа над развитием мелких мышц пальцев, общим физическим развитием, прослеживалась связь с медработниками о психофизических особенностях детей.
Чтение докладов и уроки проводились с использованием ИК технологий. Был составлен график проведения уроков с использованием мультимедийного оборудования, который выполнен в полном объеме.
Педагоги Путин А.А. и Крикунова Ю.В. прошли курсы повышения квалификации в объёме 72 часа на тему:
« Психолого - педагогическое сопровождение учебного процесса в условиях специального (коррекционного) учреждения», а также участвовали в областном педагогическом семинаре. Аттеставлись на первую квалификационную категорию учителя трудового обучения (швейное дело) Крикунова Ю.В., Булыгина Е.И. На уроках обучающие выполняли также заказы школы-интерната; шили постельное бельё, униформу, наволочки, рукавицы и т.д. В столярной мастерской ребята делали черенки, разделочные доски в столовую и кабинет СБО, швабры для школы и спален. Периодически ремонтировали школьную мебель, заменяли дверные замки. С целью развития у учащихся интереса к изучаемому предмету, совершенствования и систематизации знаний и умений, в школе проводилась « Неделя профессионально-трудового обучения», одновременно она является своеобразным смотром достижений учителей и учащихся, итогом их общей работы. Во время недели выпускаются тематические стенгазеты с различными ребусами, кроссвордами, занимательными задачами. Все мероприятия трудовой недели были направлены на формирование интереса к предмету, улучшению знаний школьников. Ребята с большим интересом выполнили эти задания. Лучшие ученики награждены грамотами.
Административные контрольные работы на оценку «5» выполнили: Михалин Д., Ананьев Е, Ставицкая М. 5 класс, Иванов Д, Коваленко А. 6 класс, Скобина В., Стрижаков М, Войдикова М. 7 класс, Спевак А., Дегтярев Ф., Потапов Д. 8 класс, Щёлычев Евгений, Щипанов Руслан 9 «А» класс. Эти дети овладели знаниями, умениями и навыками, для их дальней шей профессиональной деятельности. Они могут самостоятельно планировать предстоящую работу, умело организовывать своё рабочее место, подбирать необходимый инструмент и материал. Соблюдают технологию в изготовлении изделий. Знают и соблюдают правила Т.Б. при работе. Задания выполняют с начала и до конца, укладываются в норму времени.
На оценку «4» выполнили работу: Колмыков В., Щёкин А.5 класс, Дибров Д, Левченко В, Брежневы Оксана и Марина 6 класс, Плякин Павел 8 класс, Цемен Евгений, Рыбин Алексей, Чокнадий Наталья, Ардалионова Света 9 класс. Эти учащиеся затрудняются в планировании задания, допускают ошибки в технологии изготовления изделий, но самостоятельно их исправляют при минимальном контроле учителя.
На оценку «3» выполняют задания: Браилов В., Барабашев В., Поздняков М., Кравцов С., Потанин В., Бондаренко М., Нежельченко Э., Зигаев А., Малая Елена и другие. Учителя постоянно оказывали помощь этой группе детей, контролировали выполнение практического задания, учили сравнивать изготовляемое изделие с образцом, планировать предстоящую работу. Благодаря кропотливой коррекционной работе учащиеся из этой группы стали более организованными, старательными, усидчивыми.
Экзамены показали, что большинство детей хорошо усвоили теоретический материал и успешно применяют свои знания на практике, но также экзамены показали, что нашим ученикам необходимо:
- самостоятельно строить план работы, с необходимым материалом и инструментом
- рационально использовать рабочий пиломатериал, ткать.
Выполнение чертежей и моделирование всегда вызывают трудности у детей с ОВЗ. Поэтому учителям трудового обучения необходимо разработать и показать открытые уроки по выполнению чертежей и моделированию изделий с использованием ИКТ.
Выводы:
1. Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы-интерната.
2. Поставленные задачи на 2013-2014 учебный год были выполнены.
3. Работу над методической темой объединения  «Личностно-ориентированный подход в коррекционной работе на уроках профессионально-трудового обучения»  следует признать удовлетворительной»
В 2014-2015 учебном году продолжить работать над темой «Личностно-ориентированный подход в коррекционной работе на уроках профессионально-трудового обучения»  следует признать удовлетворительной».
Цель: формирование правильных практических навыков на основе коррекционной работы.
Задачи на 2014-2015 учебный год:
1. Продолжать изучить психофизические особенности развития каждого ребёнка, обучающегося трудовому обучению.
2. Формировать у ребёнка веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей.
3. Использовать ИКТ по моделированию изделия по чертежу.
4. Продолжать работу по накоплению раздаточного материала и наглядных пособий, чертежей.
5. Работать над развитием памяти учеников, добиваться полных и правильных ответов.