Авторская разработка урока внеурочной деятельности Прямой угол. Вершина угла. Его стороны


Тема: «Прямой угол. Вершина угла. Его стороны».
Класс: 4
Предмет: внеурочная деятельность «Логика. Математика вокруг нас»
Продолжительность занятия: 45 мин
Оборудование: Компьютер, проектор, электронная презентация, видеоролик с физкультминуткой, раздаточный материал.
Технологическая карта занятия № 19
Тема занятия: Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.
Ход урока.
Цель для обучающегося: рассмотреть понятия «угол», «прямой угол», «вершины и стороны угла», как обозначают углы.
Цель для учителя:
в ходе выполнения практических заданий и наблюдений закрепить знания о о прямом угле и научить обозначать углы; формирование основных видов универсальных учебных действий.
Задачи урока:
Образовательные: (формирование познавательных УУД):
- научить находить углы, прямые углы, вершины и стороны углов, строить углы, обозначать их буквами;
-расширить геометрические представления и знания обучающихся об углах.
Воспитательные:
- развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;
-развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
- совершенствовать умение работать в паре (группе), навык общения со сверстниками (формирование коммуникативных и личностных УУД).
Развивающие (формирование регулятивных УУД ) - - умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
- воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу.
Тип занятия: первичное предъявление новых знаний. Форма занятия: лаборатория геометрических открытий
Опорные понятия, термины
Математика;
Геометрия; угол; прямой угол; обозначение угла, виды углов. Новые понятия:
Угол, виды углов, прямой угол, стороны и вершины углов, построение углов, обозначение углов
Материалы и оборудование.
Ведущий вид деятельности.
Методы работы.
Педагогические технологии.
интерактивный кабинет, цветные карандаши, листы бумаги для рисования, карточки с заданиями, линейка, математический планшет.
продуктивный, творческий, проблемный
объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация).
Ожидаемый результат. обучающиеся научатся:
Обозначать и находить прямые углы;
соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения;
слушать собеседника и вести диалог;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Этап урока и его цели Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Организационный момент Приветствует обучающихся Приветствуют присутствующих Коммуникативные УУД
Актуализация знаний обучающихся.
Постановка целей и задач занятия.
Повторение изученного материала
Проводит фронтальный опрос по понятиям: математика, геометрия; проверяет выполнение домашнего задания, организует постановку обучающимися целей и задач урока.
Первичная мотивация обучающихся.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока, через выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
– Малышу Гео подарил Луч-Владыка замечательный домик на Волшебной поляне. На новоселье к малышу пришли все его друзья: и ворон Метр, и паук Юк, и даже сам Луч-Владыка заглянул на минуточку в окно. Отправимся и мы с вами. Согласны? Строят речевые высказывания; формулируют цель и задачи урока Коммуникативные и регулятивные УУД
Основная часть
Первичное осмысление и закрепление знаний Организует самостоятельно - групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для ознакомления с новым материалом:
– Ворон Метр подарил  Гео вот такую интересную картину. Гео нашел на ней 10 различных геометрических фигур. А сколько найдете вы? Назовите все геометрические фигуры, которые «спрятались» в картинке. (Прямоугольник, квадрат, треугольник, четырехугольник, овал, круг, кривая, отрезок, ломаная)– Вспомните, о какой фигуре мы разговаривали на прошлом занятии?– У вас на партах тоже есть такая картинка.  Попробуйте отыскать углы на ней: ребята 1-ого ряда подсчитайте количество углов в самом низком, ребята 2-го ряда – в среднем по высоте домике, ребята 3-го ряда – в самом высоком домике. В каком домике вы будете находить углы? (1-ый ряд – в домике поросенка, 2-й ряд – в домике медвежонка, 3-й ряд в пустом домике).Для того чтобы не сбиться предлагаю отмечать углы способом, каждый угол отмечаем дугой. 
– Нам тоже необходимо подарить малышу Гео подарок на новоселье. Предлагаю сделать фотографию нового домика малыша Гео. Поставьте точки по образцу: (Чертеж начерчен на доске).
– Соедините прямыми линиями эти точки так, чтобы у вас получился домик - пятиугольник. Кто быстрее всех выполнит задание, покажите на доске, как вы его выполнили.
– Сколько углов в данной фигуре?
– Обведите точки у каждого угла синим цветом. Кто знает, как называется такая точка угла?– Это вершина. Построение угла всегда начинается с вершины. – Пауку Юку очень понравился дом Гео. Он тут же заметил, что у домика все стены ровные и прямые. – Но почему это тебе так нравится? – спросил малыш у паука.– Знаешь, где у меня дом? – спросил паук у Гео.– На полянке между деревьями.– Верно. Но самое излюбленное место всех на свете пауков – это угол в доме: туда и мушка под потолок залетит, и недобрый хозяин не сразу доберется до паутины. Я даже стихотворение про угол сочинил.
Однажды Точка пошла на охоту.Взяла она лук, две стрелы подлинней,Подумала Точка: «Что будет, когда яПущу от себя две стрелы посильней?»Подумала Точка и сделала это.И вот получился у нас уголок:Красивый, веселый, две стенки имеет,И в точке игривый, смешной хохолок.
Тут в разговор вмешался ворон Метр:
– Красивое стихотворение у тебя получилось. Только стрелы-лучики, которые пустила Точка называются не стенки, а стороны.
– Ребята, найдите и в нашем классе углы, покажите вершину и стороны угла.
Договариваются о совместной деятельности, проводят опыты, приходят к общему решению Коммуникативные УУД
(Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
Познавательные УУД
(Формирование умения выделять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; классифицировать понятия);
Регулятивные УУД
(формирование умения вносить необходимые дополнения и коррективы в план собственных действий в случае расхождения результата с эталоном);
Личностные УУД
(Формирование интереса к познавательной деятельности, умения слушать и вступать в диалог).
Физкультминутка Показывает ребятам видеоролик с физкультминуткой Выполняют упражнения за веселым человечком Личностные УУД
(формирование мотивации к самосовершенствованию);
Коммуникативные УУД
(умение управлять своим поведением).
Закрепление изученного. Организует групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для закрепления нового материала.
– Постройте для Гео свой угол из веревки. Для такого построения разбейтесь на группы по 3 человека. Не забудьте начать построение с вершины.
– Вернемся к картине, которую Гео подарил ворон Метр. Найдите любой угол. Обведите вершину угла синим цветом, стороны – красным цветом.Малыш Гео очень любил всевозможные игры. И когда паук Юк рассказал ему про угол, малыш целыми днями искал углы на всех предметах вокруг себя, и  строил углы на Геоконте. Он предлагает поиграть с геоконтами и вам.
Работа с геоконтами:
Постройте угол с именем Б4 – Ц – О4.
Поработайте парами: дайте друг другу задание: построить угол.
Закрепляют полученные знания на практике. Познавательные УУД
(Формирование умения выделять общее и различное в изучаемых объектах, применять модели для получения информации)
Коммуникативные УУД
(Участвовать в коллективном обсуждении проблем);
Регулятивные УУД
(Умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниямПовторение изученного материала Организует повторение изученного материала Систематизируют и закрепляют полученные ранее знания Личностные УУД (формирование навыковсамооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Домашнее задание Объявляет домашнее задание
Дорисовать рисунок, состоящий из углов. Формируют и высказывают свои предположения.
Оценивают себя Личностные УУД (формирование навыковсамооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Подведение итогов
Рефлексия Организует подведение итогов и самооценивание обучающихся.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- С какими жителями страны геометрии познакомил вас Малыш Гео?
Пора нам прощаться с малышом Гео и его друзьями. Напомните малышу, как называются части угла?
Сказка про лучик.
Жил-был солнечный лучик. Он был совсем маленький, но смелый и очень любопытный. Любил заглядывать в окна людей, будить их утром точным попаданием в глаз :),играть солнечными зайчиками с кошками. Он был свободный, делал что хотел, был во всех уголках планеты. Друзей у него не было, ведь он нигде не оставался подолгу и просто не успевал ни с кем подружиться. Он был теплый и добрый.
Как-то утром лучик проснулся и увидел большую тучу. Он никак не мог через нее пробиться туда, к людям. Она была большая, суровая и холодная и даже не умела разговаривать или не хотела. У нее не было конца и края, она казалась бесконечной. Целый день лучик пытался пробиться через тучу, но так и не смог, усталый и измученный он лег спать. На следующий день ситуация повторилась и так несколько дней. Лучик стал совсем тоненький и еле светил, потому что он был несчастлив. Он так соскучился по земле, деревьям, людям, всему тому, что было внизу….Но эта туча не пускала его. Лучик уже отчаялся и не понимал, как ему жить дальше..Лучик не мог сидеть на месте и ждать, когда уйдет туча и решил действовать.
Потом он вспомнил про ветер и решил позвать его на помощь. Ветер был сильный и мощный и мог разогнать тучу. Лучик отправился на поиски. Искал долго, но нашел, лучик был очень целеустремленный и всегда находил то, что ему было нужно. Он попросил ветер помочь и ветер согласился. Но сколько он ни дул, у ветра ничего не получилось- туча была очень тяжелая. Ветру надоело и он улетел. Лучик хотел заплакать от отчаянья, но не умел.
Тогда лучик решил позвать гром и молнию, уж они то точно справятся с этой тучей и разорвут ее на части. Лучик уже ужасно разозлился на тучу, и ему было ее совсем не жалко. Он так хотел увидеть свой мир, что был готов и на это. Но гром и молния сказали, что они дружат с тучей и плохого ей не причинят. Тогда Лучик попросил их поговорить с тучей и попросить уйти.
Гром и молния согласились, они погрузились в тучу –там погремело и посверкало недолго. Лучику было страшно, он никогда не был так близко у грозы и он волновался, ожидая результатов переговоров. Гроза и гром вернулись и сказали: Лучик, мы поговорили с тучей. Не злись и не обижайся на нее. Просто сейчас ее время и так нужно. Подожди немного, побудь рядом и все разрешится самым лучшим образом. Поверь нам, потерпи и ты увидишь настоящее волшебство.
Лучик согласился. Прошло много времени. Лучику стало казаться, что тучка посветлела и полегчала. И вот в один прекрасный день, тучка вдруг позвала его. Лучик приблизился и вдруг оказался внутри нее. Он полетел вниз и вдруг столкнулся с дождиком. Лучик никогда раньше не видел дождика и от удивления засветил так ярко, что дождик даже немного ослеп. Он и очень понравились друг другу и стали играть, лучик бегал между каплями, а дождик пытался попасть ими на лучик. И вдруг они оба увидели Радугу. Она была красивая, разноцветная, похожая на огромный радужный мост. Это было настоящее волшебство.
Так у Лучика появился настоящий друг, они виделись редко, но это был настоящий праздник: им было друг с другом весело и интересно, и от их игр всегда появлялась радуга. Лучик был совершенно счастлив и больше не боялся тучи. Он понял, надо уметь ждать и ничего не бояться и тогда будет волшебство.