Доклад на методическое объединение учителей физики. Тема: «Экспериментальные физические задачи на смекалку в старших классах школы глухих детей».


Доклад на МК
учителей естественнонаучных предметов.
Тема: «Экспериментальные физические задачи на смекалку в старших классах школы глухих детей».
Учитель: Васильева Н.А.

2016-2017 учебный год.
В любой области деятельности, будь то наука или техника, промышленность или сельское хозяйство, космонавтика или медицина, человеку постоянно приходится с необходимостью измерить ту или иную величину – температуру воздуха или высоту горы, объём тела или возраст археологических находок, и так далее. Иногда необходимые измерения можно выполнить специально для того предназначенными приборами или инструментами. Линейные размеры тела, например, определяют линейкой, рулеткой, микрометром, штангельциркулем; температуру измеряют термометром, массу- с помощью весов. В подобных случаях измерения называются прямыми или непосредственными. Однако значительно чаще вместо непосредственного определения интересующей величины приходится измерять совсем другие, а нужную – вычислять затем по соответствующим формулам. Тогда измерения называют косвенными. Так, для определения плотности вещества обычно измеряется масса и объём некоторого тела, состоящего из этого вещества, и первая величина делится на вторую.
Как правило, для измерения величин существуют специально разработанные, «стандартные» методы, примеры которых (измерение длины и плотности) только что приведены. Однако бывают случаи, когда обычные приёмы измерения оказываются неудобными, а то и вовсе невозможными.
Представьте, что возникла необходимость определить диаметр тонкого капилляра, положим, в обычном медицинском термометре. Канал капилляра настолько узок, что «лезть» в него линейкой или другим инструментом никак нельзя. К тому же линейка, которой вы располагаете, - чересчур грубый для этих целей прибор. Как же поступить? Оказывается, прямое измерение диаметра капилляра уместно заменить косвенным, причём можно предположить не один, а множество различных способов. Об одном вы узнаете, ознакомившись с решением задачи.
Хотя все задачи имеют экспериментальный характер, важно только указать принципиально правильный путь решения. При этом предполагается, что приборы и инструменты, упомянутые в тексте задачи, идеально точны, если не оговаривается обратное. Например, подразумевается, что, находясь дома, вы всегда найдёте стакан или катушку с нитками, сможете набрать воды из водопровода или колодца.
В некоторых случаях с помощью предложенного набора можно определить только приближённо, но иногда и прикидочные результаты представляют собой большую ценность. Так, например, в настоящее время длины световых волн измеряются с поразительной точностью ( напомним, что за 1 метр в СИ принимают отрезок, на котором укладывается в вакууме 16507663,73 длин одной из волн спектра благородного газа криптона, точнее – изотопа криптона с массовым числом 86). Однако довольно грубые опыты английского физика Т. Юнга, производимые в 1802 году, в которых впервые была определена длина световых волн, имели большое принципиальное значение, поскольку до него не был известен даже их порядок.
Большинство положений , в которое вас ставит условие задачи, выглядит надумано и вряд ли действительно встретится в жизни, но заранее предусмотреть все случаи нельзя, и надо быть готовым ко всяким неожиданностям. Знакомство с историей науки убедительно показывает, что экспериментаторам часто приходится «хитрить», придумывая различные косвенные часто очень сложные способы измерения величин и исследования явлений. Достаточно, пожалуй, вспомнить, что определение заряда электрона, химического состава звёзд, структуры атомного ядра и многое, многое другое было произведено именно косвенными методами. Во всех этих случаях учёным помогала фантазия – весьма ценное для естествоиспытателя качество. Полезно и учащимся проверить свою изобретательность на простых примерах, чтобы не растеряться в более сложных случаях.
При решении некоторых задач рекомендуется пользоваться справочником физических величин.