Курсовая работа на темуРоль физической культуры в развитии личности и подготовки к профессиональной деятельности


государственное учреждение дополнительного профессионального образования «донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»
факультет повышения квалификации
кафедра дошкольного и начального образования
отдел физической культуры и спортивно-массовой работы
ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Роль физической культуры в развитии личности и подготовки к профессиональной деятельности»
Выполнила слушатель курсов 3.6.1. «Развитие адаптивного потенциала человека к внешней среде предметами отрасли «Физическая культура»
Киселёва Л.В.
Руководитель:
заведующий отделом физической культуры и спортивно-массовой работы Мельничук Ю.В.
Донецк-2016
Аннотация
Киселёва Л.В. Роль физической культуры в развитии личности и подготовки к профессиональной деятельности: Курсовая работа. – Донецк, Донецкий ИППО, 2016.- 39с.
В работе освещаются актуальные задачи развития физической культуры и спорта среди учащейся молодёжи, вопросы организации и планирования физкультурно-массовой, спортивной работы в учебной группе, рассматриваются возможности самостоятельных занятий физическими упражнениями в процессе самосовершенствования и профессиональной подготовки студентов ПТУ.
Особое внимание уделяется реализации воспитательных задач и различных форм физического воспитания.
Кисельова Л.В. Роль фізичної культури в розвитку особистості і підготовки до професійної діяльності: Курсова робота. - Донецьк, Донецький ІППО, 2016.- 39с.
     У роботі висвітлюються актуальні завдання розвитку фізичної культури і спорту серед учнівської молоді, питання організації та планування фізкультурно-масової, спортивної роботи в навчальній групі, розглядаються можливості самостійних занять фізичними вправами у процесі самовдосконалення і професійної підготовки студентів ПТУ.
     Особлива увага приділяється реалізації виховних завдань і різних форм фізичного виховання.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4-5
Раздел I. О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ 6-7
Раздел II. ЗДОРОВЬЕ И ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЗДОРОВОГО СПОСОБА ЖИЗНИ 8-11
Раздел III. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 12
3.1. Классификация упражнений 12-13
3.2. Эффективность использования физических упражнений (физиологические показатели) 13-21
Раздел IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 22-25
4.1. Развитие двигательных качеств 25-31
4.2. Подбор физических упражнений с учётом выбранной профессии 31-37
ВЫВОДЫ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

ВВЕДЕНИЕ
Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим средством воспитания личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке моральных, волевых, эмоциональных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение общественного настроя. В условиях увеличивающейся нагрузки на человека в результате воздействия неблагоприятных экологических и антропогенных факторов в условиях загрязнения окружающей среды, распространения вредных привычек, общего ухудшения здоровья населения немаловажным является воспитание в человеке стремление к здоровому образу жизни. Это стремление тесно связано с ответственностью за себя и своих близких.
Актуальность этой работы обусловлена комплексом факторов: как общественно-политических, связанных с необходимостью воспитания граждан, которые обладали бы высоким моральным и интеллектуальным потенциалом, ответственностью, актуальностью, так и экологических, которые вызывают необходимость в формировании у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, что невозможно без должного развития личности. Цель: Анализ роли физкультуры и спорта в развитии личности как многофакторного явления и подготовки к профессиональной деятельности.
Задача: Обнаружить закономерности и пути воспитания гармонично развитой личности с высокими моральными и волевыми качествами с помощью средств физической культуры и спорта.
Исследование темы воспитания личности с помощью занятий физической культурой и спортом тесно соприкасается со знаниями психологии физкультуры и спорта, социологии, педагогики. Важным условием освоения новых теоретических подходов к исследованию физической культуры и спорта является интеграция различных областей научного знания. Поиск новых путей реализации потенциала физической культуры и спорта открывает путь к новым решениям важной проблемы использования физической культуры и спорта гармоничного развития и всестороннего совершенствования человека.

I. О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ
Никогда ещё так остро не стояла перед нашим обществом проблема воспитания молодёжи, её подготовки к реальной жизни с непростыми вопросами учёбы, досуга, жизненной ориентации, выбора будущей профессии, всего, что ожидает молодого человека впереди.
Очень непростые отношения складываются, например, между теорией и практикой воспитания и профессиональной подготовки молодёжи. Трудно идёт понимание того, что, говоря о воспитании молодёжи и тем более о подготовке её к будущей трудовой деятельности или службе в армии, необходимо иметь в виду готовность выполнять эти функции не теоретически, а практически. Создаётся впечатление, что мы больше думаем о высоких материях, забывая очевидную и простую истину: выпускнику ПТУ предстоит трудиться, трудиться с большим физическим и психологическим напряжением, ежедневно, из месяца в месяц, из года в год, порой в сложных условиях. Здесь самые благие пожелания, высокие нравственные устремления могут оказаться бессильными перед очевидными реалиями действительности.
Каменщику необходимо будет укладывать не одну тонну кирпича и раствора в смену, токарю или ткачихе весь день находиться на ногах, сохраняя должную быстроту, глазомер и соразмерность движений. Сила, выносливость, координация движений, быстрота реакции, объём зрения, скорость переключения внимания – это лишь небольшой перечень физических и психологических качеств человека, обусловливающих его профессиональную пригодность и необходимых каждому учащемуся профтехучилища.
Если бы не определённый объём фоновой жизненно-бытовой двигательной активности, то налицо была бы реальная физическая деградация молодого поколения. Высококалорийная пища, малоподвижный образ жизни и экологическое загрязнение среды – основные компоненты надвигающейся угрозы, борьба с которой с каждым годом становится всё труднее.
Добавьте сюда не менее острую для нашего общества проблему курения, пьянства, наркомании, социальной обособленности молодёжи, выхода её за рамки традиционных организованных форм. Думается, едва ли не найдётся что-нибудь более доступное, масштабное и эффективное в попытке противостоять этому, нежели физическая культура и спорт с их огромными возможностями самоорганизации, самоутверждения и самовыражения.
[5]
II. ЗДОРОВЬЕ И ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЗДОРОВОГО СПОСОБА ЖИЗНИ
Что такое здоровье? По энциклопедическому определению, это – природное состояние организма, которое характеризуется его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяет комплекс биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов.
Последние имеют настолько важное значение в поддержании состояния здоровья или возникновении и развитии болезни, что в преамбуле к статусу Всемирной организации охраны здоровья (ВООЗ) написано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благосостояния, а не только отсутствие болезней и физических изъянов».
Однако в настолько широком социологическом определении здоровья есть кое-что противоречивое, поскольку социальная полноценность человека не всегда совпадает с его биологическим состоянием.
Вообще в понятии «здоровье» есть кое-что условное, обычно его объективно устанавливают по совокупности антропометрических, клинических, биохимических и физиологических показателей, которые определяют с учётом полового и возрастного факторов, а также климатических и географических условий.
Здоровье необходимо характеризировать не только качественно, но и количественно, поскольку существует понятие степени здоровья, которая определяется шириной адаптационных (приспособленческих) способностей организма. Хоть здоровье – это состояние, которое есть противоположным болезни, оно может быть связано с разными переходными состояниями и не иметь чётких границ.
Состояние здоровья не исключает наличие в организме болезнетворного начала, которое ещё не проявилось, или субъективных колебаний в самочувствии человека. В связи с этими свойствами возникло понятие «практически здоровый человек», при котором патологические изменения, которые наблюдаются в организме, не влияют на работоспособность человека, его самочувствия.
Вместе с этим, отсутствие критических нарушений ещё не свидетельствует об отсутствии болезненного состояния, поскольку перенапряжение защитно-приспособленческих механизмов, не нарушающих здоровье, может привести к развитию болезни и влияния на организм чрезвычайных раздражителей.
К факторам, которые определяют здоровье людей, принадлежат реальные доходы, продолжительность рабочего дня и степень интенсивности и условий трудовой нагрузки, наличие профессиональных вредных условий, уровень и характер питания, жилищные условия, состояние охраны здоровья в определённом регионе и способ жизни, который выбирает для себя каждый человек самостоятельно.
Определённых критериев, по которым можно было бы свидетельствовать о состоянии здоровья, не существует, ведь даже средняя продолжительность жизни – это недостаточный критерий, если не учитывать целый комплекс социально-биологических факторов.
В ХХ столетии ВООЗ было определено принципы научной организации охраны здоровья отдельных лиц: повышение защитных способностей человеческого организма, а так же создание условий, которые предупреждают контакт людей с особыми патогенными раздражителями или ослабляют их действие на организм.
Охране и укреплению здоровья способствует профилактический характер современной медицины, распространение квалифицированного бесплатного лечения, общедоступность медицины, широкая сеть лечебно-профилактических заведений (санаториев, профилакториев и тому подобное). Особое место в системе охраны здоровья принадлежит физической культуре и спорту.
Физическая культура – составляющая общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, которая направлена на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, производстве и быту.
Физическое воспитание – это органическая составляющая общего процесса воспитания, социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций человеческого организма.
Основные способы физического воспитания: занятия физическими упражнениями, закаливание организма, гигиена труда и быта.
В отличие от охраны здоровья, физическая культура не имеет чётко определённой области действия, она предназначена для всестороннего развития человеческого тела и духа. Если охрана здоровья борется с последствиями негативных процессов, то физическая культура их опережает и помогает избежать.
Здоровый способ жизни есть неотъемлемой составляющей физического здоровья человека, хоть и проблематичной: придерживаются ли основ здорового способа жизни, если нет – всегда зависеть от сознательного выбора человека.
Главными «врагами» здорового способа жизни можно назвать культурные предрассудки, некоторые социальные факторы (например, недостаточная материальная обеспеченность), а также так называемые «вредные привычки», которые имеют одновременно психологическую, культурную и социальную природу. Физическое воспитание должно ослабить и нейтрализовать действие этих негативных факторов, которые каждый год приводят к росту смертности и ухудшению общего состояния здоровья населения.
То, что ухудшение здоровья молодёжи – основного и продуктивного носителя генофонда нации – может привести к демографической катастрофе, не поддаётся сомнению. Исследователи свидетельствуют, что экологическая ситуация в нашем регионе такая: вряд ли даже 5% населения может быть признано объективно здоровым. Объективно нездоровой есть большая часть молодёжи.
Ситуацию в нашем регионе нельзя назвать исключительно плохой. Не в одной стране (даже в экономически развитых и социально благополучных) до сих пор не удалось достичь полного отказа от вредных привычек и другой деятельности, которая препятствует здоровому способу жизни. С объективными трудностями всегда необходимо бороться объективными методами. К несчастью, образовательная система акцентирует внимание на общем, массовом физическом воспитании, которое большинство учащихся воспринимает как неоправданное и необъективное.
В результате этого физическое воспитание становится ещё одним фактором психологического давления, которое не способствует здоровому способу жизни. Зато западный опыт свидетельствует, что проблемы физического воспитания можно решить с помощью индивидуального подхода к учащимся.
Приведенная дальше информация относится к оздоровительной физической культуре, что, по нашему мнению, может быть принята «на вооружение» образовательной системой.
[2,3]
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Современное развитие производительных сил, научно-технический и социальный прогресс требуют подготовки для различных отраслей народного хозяйства специалистов, которые обладали бы глубокими знаниями, сознательно и творчески относились к труду.
Однако, как показала практика, многие окончившие школу учащиеся вступают в жизнь без необходимой трудовой и физической подготовки, ощущая трудность при переходе на работу в народное хозяйство. Выпускники школ, имеющие слабую общую и специальную физическую подготовленность, медленно адаптируются к условиям производства, быстрее устают, чаще склонны к перемене профессии. От перемены молодёжью профессии наше общество несёт колоссальные материальные издержки. В то же время, по самым скромным подсчётам, ежегодный экономический эффект от профессионализации населения в двое больше издержек.
Реализация задачи общетрудовой подготовки, утверждённая в реформе общеобразовательной и профессиональной школы, направлена на устранение недостатков и пробелов в трудовой подготовке школьников. Вместе с тем объединение двух программ обучения – общеобразовательной и профессиональной – потребует выработки прочных профессиональных навыков у школьников в более короткие сроки. В этих условиях значительно возрастает значимость профилирования процесса физического воспитания учащихся, целенаправленного развития и совершенствования функциональных и двигательных возможностей школьников применительно к конкретным видам трудовой деятельности.
[2]
3.1. Классификация упражнений
По мере влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно условно разделить на две группы: упражнения циклического и ациклического характера.
Циклические упражнения – это такие движения, у которых долгое время повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля.
В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла, а изменяется во время их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метание, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения влияют по большей части на функции опорно-двигательного аппарата, повышая силу мышц, скорость реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата.
К разновидностям с преимущественным использованием ациклических упражнений принадлежат гигиеническая и производственная гимнастика, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки, ритмическая и атлетическая гимнастика, гимнастика по системе «хатха-йога».
[9]
3.2. Эффективность использования физических упражнений (физиологические показатели)
Утренняя гигиеническая гимнастика.
Утренняя гигиеническая гимнастика способствует быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержания высокого уровня трудоспособности на протяжении трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Во время утренней гимнастики и дальнейших водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость центральной нервной системы, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
Производственная гимнастика.
Этот вид оздоровительной физической культуры используют в разных формах непосредственно на производстве. Вводная гимнастика до начала работы способствует активизации двигательных нервных центров и усилению кровообращения в мышечных группах, которые работают.
Она особенно необходима в тех видах производственной деятельности, которые связаны с длительным сохранением рабочей позы сидя и точностью выполнения мелких механических операций.
Физкультурные паузы организовывают непосредственно во время работы. Время их проведения определяют фазы изменения уровня трудоспособности зависимо от вида деятельности и контингента работников. Физкультурная пауза по времени должна опережать фазу снижения трудоспособности.
При помощи упражнений с музыкальным сопровождением для определённых мышечных групп (благодаря механизму активного отдыха) улучшается координация деятельности нервных центров, точность движений, активизируются процессы памяти, мышления и концентрации внимания, что позитивно влияет на результаты производственного процесса.
Ритмическая гимнастика.
Особенность ритмической гимнастики заключается в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задаётся ритмом музыкального сопровождения. В ней используют комплексы разных упражнений, которые влияют на организм: серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему; наклоны и приседания – на двигательный аппарат: методы релаксации и самовнушения – на центральную нервную систему.
Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии – выносливость, танцевальные – пластичность и др. Зависимо от подбора упражнений занятия могут быть преимущественно атлетическими, психорегулирующими или смешанными.
Серия упражнений партерного характера (в положениях лёжа или сидя) влияет в основном на систему кровообращения. Если частота сердечных сокращений (ЧСС) не превышает 130-140 уд/мин (то есть не выходит за пределы аэробной зоны), то потребление кислорода увеличивается до 1,0-1,5 л/мин, а содержание молочной кислоты не превышает ПАНО – около 4,1 ммоль/л. Поэтому работа в партере является частью аэробной.
В серии упражнений, которые выполняют в положении стоя, локальные упражнения для верхних конечностей также увеличивают ЧСС до 130-140 уд/мин, танцевальные движения – до 150-170 уд/мин, а глобальные движения (наклоны, глубокие приседания) – до 160-180 уд/мин. Более эффективно влияют на организм серии прыжковых упражнений, в которых ЧСС может достигать 180-200 уд/мин, а потребление кислорода – 2,3 л/мин, что соответствует 100% МПК.
Следовательно, эти серии являются преимущественно анаэробными по энергообеспечению (или смешанный с преобладанием анаэробного компонента); содержание лактата в крови до конца тренировки достигает 7,0 ммоль/л, кислородное голодание – 3,0 л.
В зависимости от подбора упражнений и темпа движений занятия ритмической гимнастикой могут иметь спортивную или оздоровительную направленность. Максимальная стимуляция кровообращения до уровня ЧСС 180-200 уд/мин можно использовать только в спортивной тренировке молодым здоровым людям. Она имеет преимущественно анаэробный характер и сопровождается угнетением аэробных механизмов энергообеспечения и снижением величины МПК. Существенной стимуляции жирового обмена такого характера энергообеспечения не происходит.
На занятиях оздоровительной направленности подбор темпа движений и упражнений должен обеспечивать выполнение работы преимущественно аэробного характера (с увеличением ЧСС в пределах 130-150 уд/мин), при котором вместе с улучшением функций опорно-двигательного аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах) возможно повышение уровня общей выносливости, но в значительно меньшей степени, чем во время выполнения циклических упражнений. Атлетическая гимнастика.
Занятия атлетической гимнастикой вызывают выраженные морфофункциональные изменения (преимущественно нервно-мышечного аппарата): гипертрофию мышечных волокон и увеличения физиологического поперечника мышц; ростом мышечной массы, силы и силовой выносливости. Эти изменения связаны с длительным увеличением кровообращения в работающих мышечных группах в следствии многоразового повторения упражнений, которые улучшают трофику (питание) мышечной ткани.
Такие изменения не способствуют повышению резервных способностей аппарата кровообращения и аэробной продуктивности организма. Вследствие значительного прироста мышечной массы ухудшаются относительные показатели важнейших функциональных систем – жизненный индекс (ЖЭЛ на 1кг массы тела) и максимальное потребление кислорода (МПК на 1кг).
Увеличение мышечной массы сопровождается ростом жирового компонента, увеличением содержания холестерина в крови и повышением артериального давления, которое создаёт благоприятные условия для формирования основных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний.
Во время наблюдения за 30-летними мужчинами, которые на протяжении двух лет занимались атлетической гимнастикой, было отмечено повышение артериального давления в среднем с 121/70 до 130/78 мм рт. ст. (а в 30% - до 140/80 мм рт. ст.), снижения жизненного индекса (вследствие увеличения массы тела) с 72 до 67 мл/кг, увеличения ЧСС в покое с 71 до 74 уд/мин. Данные электрокардиографического исследования выявили перенапряжение миокарда у 12% исследуемых.
Кроме увеличения мышечной массы этим негативным изменениям способствуют также большое нервное напряжение и задержка дыхания во время напряжения.
Резко увеличивается внутригрудное давление, уменьшается приток крови к сердцу, его размеры и ударный объём, вследствие чего развивается кратковременная ишемия миокарда.
Из-за длительных перегрузок в атлетической гимнастике указанные изменения могут приобрести бесповоротный характер (особенно у людей, старше 40 лет). Вот почему наращивание мышечной массы не должно быть самоцелью.
Атлетические упражнения можно рекомендовать как способ общего физического развития для молодых здоровых мужчин в сочетании с упражнениями, которые способствуют повышению аэробных возможностей и общей выносливости.
Например, сочетание упражнений с отягощением со спортивной игрой повышает физическую трудоспособность по тесту PWC-170 с 1106 до 1208 кгм/мин, с беговыми тренировками до 1407 кнм/мин, а занятия «чистым» атлетизмом такого эффекта не дают. Силовые упражнения сопровождаются значительными перепадами артериального давления, что связано с задержкой дыхания и напряжением. Во время напряжения вследствие снижения притока крови к сердцу и сердечного выброса резко снижается систолическое и повышается диастолическое давление.
Сразу после завершения выполнения упражнений вследствие активного кровенаполнения желудочков сердца систолическое давление поднимается до 180 мм рт. ст. и больше, а диастолическое резко уменьшается.
Эти негативные изменения могут быть в значительной мере нейтрализованы сменой методики тренировок (работа с утяжелением не более чем 50% от максимального веса и поднимание приборов в фазе вдоха), исключающих задержку дыхания и перенапряжения.
Необходимо критически относиться к целесообразности её использования лицами среднего и старшего возраста. Люди зрелого возраста могут использовать только отдельные упражнения атлетического комплекса, направленные на укрепление основных мышечных групп как дополнение после тренировок на выносливость в циклических упражнениях.
Гимнастика по системе «хатха-йога».
Несмотря на то, что эта гимнастика до сих пор популярна в нашей стране, её физиологическое влияние на организм определено пока недостаточно. Вполне вероятно, что диапазон её влияния значительный вследствие многообразия используемых способов.
Хатха-йога – это составляющая индийской йоги, которая содержит систему физических упражнений, направленных на усовершенствование человеческого тела и функций внутренних органов.
Она содержит статические позы (асаны), динамические и дыхательные упражнения (пранаяма), диету и элементы психорегуляции.
Влияние на организм асан зависит от значительного растяжения нервных столбов и мышечных рецепторов, усиления кровотока в определённом органе вследствие смены положения тела. Во время возбуждения рецепторов возникает огромный поток импульсов в центральную нервную систему, что стимулирует деятельность соответствующих нервных центров и внутренних органов.
В позе «ширшасаны» (стойки на голове) увеличивается приток крови к головному мозгу, в позе лотоса – к органам малого таза. Выполнение специальных дыхательных упражнений (контролирование дыхания), связанных с задержкой дыхания, способствует увеличению жизненной ёмкости лёгких и увеличивает сопротивление организма к гипоксии.
«Савасану» («мёртвая поза») с полной мышечной релаксацией и погружением в полусонное состояние используют для быстрого и полного восстановления организма после сильных мышечных напряжений в статических позах.
Стимуляция восстановительных процессов и повышения эффективности отдыха происходит благодаря снижению потока импульсов от расслабленных мышц к центральной нервной системе, а также усилению кровотока в мышечных группах, которые работали.
Во время релаксации (также как и во время мышечной деятельности) в кровь выделяются эндорфины, вследствие чего у человека улучшается настроение и он избавляется психоэмоционального напряжения – важнейших факторов психологического стресса.
Занятие хатха-йогой снижают ЧСС и артериальное давление, увеличивают ЖЭЛ (в среднем с 4,3 до 4,8 л), а также увеличивают содержание в крови эритроцитов и гемоглобина, а также продолжительность задержки дыхания.
Хатха-йогу можно использовать в оздоровительной физической культуре. Например, успешно используют брюшное и полное дыхание йогов, автогенные тренировки (которые являются вариантом «мёртвой позы»), некоторые упражнения на гибкость (например, «поза плуга»), элементы гигиены тела и питания.
Однако гимнастика по системе «хатха-йоги», пожалуй, не может быть эффективным самостоятельным оздоровительным средством, поскольку она не способствует повышению аэробных возможностей и уровню физической трудоспособности. Население Индии, несмотря на массовые занятия хатха-йогой, имеет низкие показатели максимального употребления кислорода (МПК) по сравнению с другими народами.
Необходимо также учитывать, что систему занятий, которая даёт позитивные результаты в условиях Индии, нельзя механически перенести в нашу среду с неблагоприятной экологической обстановкой, напряжённым темпом жизни, дефицитом свободного времени и отсутствием опытных методистов.
Хатха-йога требует выполнения асан рано утром на свежем воздухе (в лесу, возле моря), а после занятия обязательно полная релаксация (расслабление) хотя бы на протяжении 15-20 мин. Вряд ли всё это можно осуществить в наших условиях.
Аэробная гимнастика.
Наибольшие показатели аэробной мощности имеют представители циклических видов спорта (лыжники, бегуны, велосипедисты). У спортсменов циклических видов (гимнастика, тяжёлая атлетика) величина МПК не отличается от показателей нетренированных мужчин (соответственно 45 и 42 мл/кг). Повышение аэробных возможностей и общей выносливости является важнейшим свойством всех циклических упражнений. Поэтому такие упражнения получили название аэробных, или аэробики (по К.Куперу).
Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется благодаря использованию кислорода. К аэробным относятся только такие циклические упражнения, в которых берут участие не меньше чем 2/3 массы мышц тела.
Для достижения позитивного эффекта длительность выполнения аэробных упражнений должно быть не меньше чем 20-30 мин, интенсивность – не выше уровня ПАНО. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания: повышение сократительной и «насосной» функций сердца, улучшение утилизации миокардом кислорода и др.
Различия отдельных видов циклических упражнений, связанных с особенностями структуры двигательного акта и техникой его выполнения, не имеют принципиального значения для достижения профилактического и оздоровительного эффекта.
Оздоровительная ходьба.
В массовой физической культуре широко используют оздоровительную (ускоренную) ходьбу: при соответствующей скорости (до 6,5 км/час) её интенсивность может достигать зоны тренировочного режима (ЧСС – 120-130 уд/мин). В США, например, ускоренной ходьбой (по данным института Геллапа) занимается 53 млн американцев.
За 1 час такой ходьбы человек теряет 300-400 ккал зависимо от массы тела (приблизительно 0,7 ккал/кг на 1 км преодолённой дистанции). Например, человек весом 70 кг для преодоления 1 км тратит около 50 ккал. При скорости ходьбы 6 км/час суммарная потеря энергии – 300 ккал. В случае ежедневных занятий оздоровительной ходьбой по 1 часу суммарные потери энергии за неделю составят приблизительно 2000 ккал, что обеспечит минимальный (пороговый) тренировочный эффект для компенсации дефицита энергопотерь и роста функциональных возможностей организма.
Это подтверждают результаты исследований максимальной аэробной продуктивности. За 12 недель тренировок оздоровительной ходьбой (по 1 часу 5 раз в неделю) у исследуемых наблюдались увеличение МПК на 14% сравнительно с начальным уровнем. Однако такой тренировочный эффект возможен только у неподготовленных начинающих. У подготовленных физкультурников оздоровительный эффект ходьбы снижается, так как с ростом тренированности интенсивность нагрузок становится ниже пороговой.
Увеличение скорости ходьбы больше чем 6,5 км/час нецелесообразно, так как сопровождается непропорциональным ростом энергозатрат. Поэтому, передвигаясь со скоростью 7 км/час и больше, легче медленно бежать, чем быстро идти.
Ускоренную ходьбу как самостоятельный оздоровительный способ можно рекомендовать лишь при наличии противопоказаний к бегу (например, на ранних этапах реабилитации после перенесённого инфаркта).
При отсутствии серьёзных отклонений в состоянии здоровья ходьбу можно использовать лишь как подготовительный этап тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными способностями. Дальше, по мере роста тренированности, занятия оздоровительной ходьбой должны заменить беговые тренировки.
Интересные данные о комбинированном влиянии на организм длительной ходьбы в сочетании с низкокалорийным питанием приводят финские учёные. 13 женщин и 10 мужчин во время 7-дневного пешего хода преодолели 340 км, проходя в среднем по 50 км в день со скоростью 3,5 км/час. Их пищевой рацион: минеральная вода, фруктовые соки и несколько натуральных продуктов. За это время вес тела снизился на 7%, холестерин и триглицериды крови – на 30-40%. В вечернее время у исследуемых резко снижалось содержание глюкозы в крови и инсулина, хотя трудоспособность сохранялась на высоком уровне. Поэтому авторы считают, что метаболические сдвиги в организме были существенно большими, чем во время раздельного использования ходьбы и голодания.
[1, 10, 4]
IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Для понимания роли и места профессионально-прикладной физической подготовки в общем процессе воспитания будущего квалифицированного рабочего необходимо учитывать надёжность организма подростка. Известно, что при всякой физической деятельности рано или поздно наступает момент, когда появляется утомление. Это происходит потому, что определённая группа мышц перестаёт подчиняться приходящим по двигательным нервам командам. В этот момент у бегуна, к примеру, начинают подгибаться ноги, у боксёра непроизвольно опускаются руки с перчатками, у рабочего за токарным станком отказывают мышцы спины, а у сборщиков часов возрастает тремор рук. В каждом из этих случаев мы имеем дело с надёжностью организма.
Организм человека устроен таким образом, что в процессе эволюции выработал уникальную способность приспосабливаться к самым разнообразным условиям существования, т.е. адаптироваться. Нет ничего удивительного, что лучше всего он адаптирован к привычным условиям, когда нагрузка на отдельные функции и системы не выходит за определённые сбалансированные границы. Например, с детства человек овладевает ходьбой – это для него самая привычная форма двигательной активности, и поэтому, несмотря на значительную затрату физической энергии, он способен пройти без остановки многие километры. Но попробуйте сделать это на руках. Без тренировки едва ли удастся сделать несколько шагов. А много ли сумеете простоять в такой стойке на месте?
Всё предельно просто – у человека в результате непроизвольной тренировки сформировался мощный двигательный механизм, обеспечивающий поддержание вертикальной позы, способность к ходьбе, бегу, прыжкам, и мышцы нижних конечностей развились до такой степени, что их функциональные возможности стали соответствовать нагрузке, которая возникает при этом. Но вот на человека надели тяжёлый рюкзак и заставили в два раза увеличить скорость передвижения. Изменилась нагрузка на мышцы ног, и они могут не выдержать. Хотя мышцы бедра самые сильные и мощные во всём организме, в возникшей ситуации они могут оказаться самыми ненадёжными.
Надёжность – понятие относительное. Здесь важна не абсолютная величина развития системы или составной её части, а относительный уровень применительно к конкретной обстановке. Поэтому целесообразно рассматривать организм подростка в плане его адаптационной надёжности по отношению к факторам учебно-производственной деятельности. К одним факторам подросток хорошо адаптировался ещё в школе, например к теоретическим урокам. А вот требования со стороны будущей профессиональной подготовки в большинстве случаев оказываются для него совершенно необычными не только по своему уровню, но и по своей психофизиологической сути.
Приспособление к новым условиям начинается с адаптивной перестройки организма под воздействием новых факторов. Процесс этот протекает весьма асинхронно. В первую очередь начинают развиваться легко тренируемые и сильно загруженные системы. Труднее всего приходится с теми функциями, которые в силу своей генетической обусловленности развиваются медленно. В этом случае тренирующее действие со стороны профессии оказывается недостаточным, и в роли ведущего фактора адаптивной перестройки должны выступать физическая культура и спорт, которые обладают практически неограниченными возможностями в развитии и совершенствовании профессионально важных физических и психических качеств. Причём занятия физическими упражнениями могут рассматриваться не только в узком плане, но и как процесс повышения профессиональной пригодности. Например, игра в футбол, баскетбол, волейбол или настольный теннис – не только нервная разрядка для организма учащихся, не просто форма проведения досуга. Это прежде всего непроизвольная тренировка важных профессиональных качеств, причём зачастую дающая больший эффект для организма, нежели сама профессиональная деятельность.
Что же такое профессиональная пригодность? Любая деятельность требует проявления вполне определённых способностей и предъявляет к личности занимающихся специфические требования. Поэтому и овладение профессиональным мастерством во многом зависит от того, насколько отдельные физические и психические особенности учащихся соответствуют этим требованиям. Недостаточное их развитие часто является причиной травм, неудовлетворённости своими трудовыми достижениями, а в отдельных случаях – и смены профессии. В связи с этим возникает необходимость учёта требований, которые предъявляют отдельные профессии или группы профессий к человеку. Это позволяет определять степень соответствия способностей учащихся требованиям профессии, выявлять наименее развитые системы и функции организма.
Развитие профессиональных способностей учащихся средствами физического воспитания представляет большой практический интерес, особенно для тех профессий, которые в своей изначальной сути базируются на координации движений, силе, выносливости и различных их проявлениях. В связи с этим вырисовывается важное преимущество физических упражнений и их неограниченный спектр воздействия на организм занимающихся. С их помощью можно моделировать различные ситуации производственной деятельности, наиболее адекватными средствами развивать важнейшие двигательные способности и целенаправленно формировать личность современного рабочего.
Например, условия труда шахтёров характеризуются воздействием ряда неблагоприятных факторов на организм человека. Это прежде всего работа под землёй в зоне повышенной опасности. Вынужденные рабочие позы, перепады температур, повышенная влажность, загазованность, запылённость, недостаточное освещение – всё это есть в шахтёрской профессии. Кроме этого, работа шахтёра характеризуется большими силовыми нагрузками на все мышечные группы, значительными статистическими напряжениями. Учитывая эти чрезвычайные требования предстоящего труда, специалисты советуют в горных профтехучилищах проводить специализированные уроки физического воспитания. В содержании таких уроков развитие физических качеств сочетается с формированием прикладных навыков и избирательным развитием ключевых профессионально важных качеств.
При разработке содержания специализированных уроков большое значение имеет выбор видов спорта, отдельных физических упражнений. Причём учитываются не только важность приобретения нужных качеств, но и возможности физических упражнений в воссоздании рабочей позы и характера рабочих движений. Так, в горных профтехучилищах упор делается на силовые виды спорта: борьбу, тяжёлую атлетику, которые дополняются играми, лыжами, велосипедом.
Развитие науки и техники, возникновение новых профессий, высокие технические достижения предъявляют повышенные требования к подготовке квалифицированных рабочих во всех сферах общественного производства. Большинство профессий характеризуется специфическим сочетанием психофизиологических качеств и определённой их общностью. Обычно это внимание, координация движений, сила мышц плечевого пояса и туловища и др. В то же время каждая из профессий предполагает наличие каких-то своих профессионально важных качеств. Сложность овладения профессиональным мастерством и необходимость специализированной физической подготовки учащихся связаны с развитием профессионально значимых качеств, формированием специальных для осваиваемой профессии двигательных навыков, профилактикой профессиональных травм и заболеваний, воспитанием важнейших морально-волевых качеств, ускорением процесса профессиональной адаптации.
[11, 12]

4.1. Развитие двигательных качеств
В учебном заведении осуществляется подготовка по самым различным рабочим профессиям, каждая из которых требует от человека не только высокого уровня профессионального мастерства и физической подготовленности, но и собранности, находчивости, быстрой реакции на внезапно меняющуюся ситуацию и многих других качеств. И естественно, что в рекомендациях по специально физической подготовке учащихся профтехучилищ даже для одной специальности бывает затруднительно просто перечислить все специфические особенности производственной деятельности и условий труда.
В целях практического использования средств физического воспитания для профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) всё многообразие рабочих профессий сведено нами к пяти основным типам: 1) силовой, 2) координационный, 3) требующий выносливости, 4) смешанный и 5) социальный.
В недалёком прошлом профессии, требующие преимущественного развития силы, преобладали по сравнению с остальными. Тенденция к их снижению очевидна, хотя в ряде отраслей народного хозяйства, несмотря на развитие техники, доля физического труда остаётся существенной. В профессиях каменщика, арматурщика, бетонщика, монтажника, рабочего горнорудной промышленности, нефтяника и ряде других всё ещё преобладает мышечно-силовой компонент труда. Эти профессии требуют проявления значительных мышечных усилий, большую нагрузку испытывают самые разные мышечные группы рук, ног, туловища, шеи.
Практически в любом спортивном зале имеются специальное оборудование и тренажёры для развития необходимых силовых качеств. Все разновидности силовых проявлений достаточно легко развиваются и являются жизненной потребностью подростков.
Без силы не обойтись в учебной мастерской, спортивном зале, на производственной практике, да и в простой жизненной ситуации. Не может быть обеспечена без должного уровня развития силовых способностей готовность к выполнению священного долга по защите Родины.
За обобщающим словом «сила» кроются более конкретные проявления этой двигательной способности: взрывная сила, быстрая, медленная, статистическая, стартовая и др.
Многие исследователи изучали профессии, связанные с особенно тяжёлыми условиями труда. К одной из таких профессий относят монтажника-высотника. Работа монтажника причисляется к категории работ средней физической тяжести, но со значительным нервно-эмоциональным напряжением. Монтажник должен быть хорошо всесторонне физически подготовлен, быть сильным и ловким, не бояться высоты, хорошо ориентироваться в пространстве и обладать быстротой реакции, иметь хороший глазомер, быть дисциплинированным, спокойным и выдержанным, смелым и решительным.
Из двигательных качеств, имеющих важное значение для трудовой деятельности монтажника, следует отметить прежде всего силу мышц кистей рук, верхних и нижних конечностей, плечевого пояса, спины и живота. Важны, кроме того, силовая и статистическая выносливость, ловкость, координация движений.
Профессии, требующие преимущественного развития координации движений, характеризуются повышенными требованиями к выполнению тонких по координации движений пальцами, кистями рук, рабочих движений в необычном положении туловища, к быстроте движений, тактильной чувствительности. Кроме того, профессии этой группы требуют развития у будущих рабочих таких психических качеств, как внимание, память, быстрота реагирования. Хорошее развитие координации движений позволяет рабочему точно соразмерять все свои движения по силе, скорости и направлению.
К этой группе относятся профессии ручного и механизированного труда, где ведущими компонентами являются управление устройствами, приборами, механизмами, машинами, сложная сборка. Сюда же относятся профессии электронного и микроэлектронного производства с их разнообразными и специфическими требованиями к микрокоординации рабочих движений.
Один из ведущих специалистов по ППФП д-р мед. наук С.А. Полиевский, изучая проблему повышения эффективности профессионального обучения будущих сборщиков изделий из мелких деталей – монтажников радиоаппаратуры, швейников и обувщиков, определил, что для овладения этими профессиями наиболее предпочтительно использовать баскетбол, настольный теннис, прыжковые и спринтерские упражнения. Он считает, что в основу ППФП для профессий, связанных с гиподинамией и высокими требованиями к высшей нервной деятельности и работе анализаторов, должна быть положена тренировка физиологических функций, ведущих для данного вида труда. К таковым автор отнёс: зрительный и тактильный анализаторы, подвижность нервных процессов, устойчивость организма к однообразным движениям, быстроту реакций, выносливость мышц кисти и подвижность её суставов, умение соизмерять и точно дозировать движения рук, кистей и пальцев в различных плоскостях, с различной амплитудой и т.д.
В рассматриваемых профессиях необходимы умения выполнять ловкие, быстрые и тонкие движения с большой точностью. Специально для этого автор рекомендует использовать упражнения с гимнастическими палками, мячами, булавами, скакалками. Хорошие результаты даёт жонглирование различными предметами. Для повышения уровня развития быстроты, ловкости и точности движений можно использовать и многочисленные легкоатлетические упражнения (прыжки, спринтерских бег, метание снарядов и др.). Особый интерес, по мнению автора, для повышения уровня подвижности основных нервных процессов и увеличения быстроты зрительного различия представляет настольный теннис, в особенности отработка защитных действий.
Профессии, требующие от человека большой выносливости, характеризуются выполнением длительной монотонной работы, поддержанием высокой интенсивности труда на протяжении дня, недели, месяца. Эти профессии предъявляют повышенные требования к развитию выносливости, не требуют больших нагрузок. Элементарные рабочие движения сочетаются здесь с движениями в быстром темпе на фоне утомления. Примером может служить работа на конвейере, другие профессии аналогичного типа.
В зависимости от специфики вида труда различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное (связанное с нагрузкой преимущественно на органы чувств), эмоциональное и физическое.
Практика свидетельствует, что студенты ПТУ, молодые рабочие менее всего подготовлены к монотонным и длительным нагрузкам из-за недостаточного развития выносливости, терпеливости, что отражается на характере профессиональной адаптации.
В профессиях смешанного типа эффективность профессионального обучения и дальнейшая производственная деятельность зависят от развития многих психофизических качеств. В этих профессиях те или иные качества не выходят на уровень профессионально значимых, и многое диктуется реальными условиями труда, наличием оборудования и средств механизации. Для них характерны разнообразные по величине физические нагрузки, вынужденные рабочие позы, зачастую гиподинамия (кассир, контролёр и др.). Для некоторых профессий этого типа необходима эмоциональная устойчивость и выдержка. Следует иметь в виду, что многие из профессий этой группы связаны с использованием сложного оборудования, например телеграфист, машинистка, оператор ЭВМ и др.
К профессиям социального типа относится большая, всё расширяющаяся группа рабочих профессий типа «человек – человек». Эти профессии включают в себя прежде всего сферу обслуживания и торговли. Постоянное расширение и усовершенствование этой области деятельности человека предъявляют к её работникам специфические требования. Эти виды профессий связаны не только с выполнением многочисленных рабочих операций, но и с умением общаться с людьми, что требует особой социально-психологической подготовки. В связи с этим использование средств физической культуры и спорта, воспитывающих коллективные действия, внимание, дисциплину, взаимопомощь, корректность и другие качества, приобретает особое значение.
Специфические условия труда по своему уровню воздействия на человека иногда выходят на уровень экстремальных. Например, при работе на высоте (строители, нефтедобытчики, верхолазы и др.), в условиях резкого перепада температур (металлурги, повара), в условиях плавания (моряки, рыбаки), повышенной загазованности, шума, работы под землёй (шахтёры, горнопроходчики и др.). Любой мастер производственного обучения лучше, чем кто-либо, знает специфику труда и те требования, которые предъявляет профессия к человеку. Поэтому ему легче определить, насколько его ученики соответствуют требованиям профессии и какие качества им ещё необходимо развить. Мастер производственного обучения должен обладать определёнными навыками по оценке уровня развития профессионально важных качеств учащихся, в том числе физических. При этом ему нет необходимости привлекать сложную аппаратуру, достаточно использовать простейшие физические (контрольные) упражнения. Они должны быть наглядными, простыми в оценке, доступными для всех учащихся. С помощью физических упражнений можно избирательно и строго дозированно воздействовать на нужную функцию организма, психический процесс или личностное свойство и по ответной реакции с достаточной объективностью судить о состоянии двигательных и психических способностей.
Например, для того чтобы проверить, как учащийся будет работать на высоте и ограниченной площади опоры, достаточно предложить ему выполнить какое-либо задание на высоте 2-3 м (различные варианты ходьбы с движениями рук, повороты переступанием и на носках, опускание в более низкое положение и вставание и др.) и даже на глаз определить его реакцию. Во многих училищах имеются специальные конструкции для оценки и развития навыков работы на высоте.
Тестирование устойчивости человека к условиям низких и высоких температур требует уже специального подхода, а окончательно это можно выяснить только в процессе непосредственной практики, хотя отдельные виды спорта также моделируют условия перегрева и пониженных температур (фехтование, лыжи, коньки).
Для повышения эффективности производственного обучения, для поддержания профессиональной работоспособности на высоком уровне необходимы разнообразные физические и психические качества.
Как отмечают специалисты, процесс овладения профессиональными навыками значительно сокращается, если используются определённые физические упражнения. И именно они должны быть доступным и универсальным средством для повышения эффективности профессионального обучения. В основу использования физических упражнений для повышения профессионального мастерства учащихся положен известный в физиологии механизм переноса. Это означает, что успехи в определённых видах спортивной деятельности положительно сказываются на успешности овладения профессиональной деятельностью и сроках профессиональной адаптации.
В практической деятельности некоторые физические упражнения с успехом применяются не только для развития ведущих профессионально важных качеств, но также и для их оценки. Наиболее часто они применяются в отношении силовых качеств и их проявлений. Вот один из самых простых способов оценки силовых возможностей: если учащийся может поднять груз, равный массе своего тела, на вытянутые руки, то принято считать его сильным, если только половину собственной массы – физически слабым. Следовательно, где-то посередине этого диапазона (75-80%) находится средний показатель, или норма.
В практике работы с учащимися, как правило, для оценки и развития двигательных качеств используется достаточно большой арсенал физических упражнений, описанных в специальной литературе и широко применяемых в практике.
Для тех, кому нужно улучшить силовые качества, можно рекомендовать кроме организованных и самостоятельные занятия с занесением показателей в дневник самоконтроля.
Учитывая, что при выполнении различных двигательных действий в ряде профессий ведущим может оказаться один из конкретных видов силовых способностей, необходимо знать способы оценки и развития тех или иных групп мышц.
[7]
4.2. Подбор физических упражнений с учётом выбранной профессии
Сила мышц сгибателей рук определяется количеством подтягиваний на высокой перекладине. При их выполнении руки должны сгибаться полностью, а разгибаться до полного виса; подбородок – выше грифа перекладины. Не допускается во время подтягивания раскачивание на перекладине, поочерёдное сгибание рук и сгибание рук за счёт темпового движения. Хорошим считается результат 12 раз. Для девушек это упражнение сложное, поэтому его можно выполнять в висе лёжа на низкой перекладине или на нижней жерди брусьев разной высоты. Хорошим считается результат 10 подтягиваний.
Силу мышц разгибателей рук можно оценивать:
количеством разгибаний в упоре лёжа на брусьях, на гимнастических скамейках или в упоре лёжа на полу. Учащийся принимает упор лёжа на согнутых руках и выполняет разгибание и сгибание рук возможное число раз (до отказа). При этом туловище необходимо держать прямо. Не разрешается помогать разгибанию рук дополнительными движениями (сгибанием, прогибанием) или поочерёдным разгибанием рук. Хорошим считается результат 30 раз для юношей и 12 раз для девушек;
количеством разгибаний рук в упоре на брусьях. Учащийся принимает упор на согнутых руках и выполняет разгибание и сгибание рук возможное число раз (до отказа). При этом не разрешается выполнять маховые движения ногами и туловищем, а также поочерёдное разгибание рук. Хорошим считается результат 20 раз.
Силу мышц брюшного процесса можно определить:
количеством сгибаний в тазобедренных суставах до угла 900 в висе на гимнастической стенке. При выполнении этого упражнения ноги держать выпрямленными, высота их поднимания должна строго регламентироваться ограничителем в виде гибкой стальной ленты, закреплённой на кронштейне. Уровень ограничителя регулируется и изменяется в зависимости от длины рук и туловища учащегося. Хорошим считается результат 10 раз. Для юношей это упражнение можно усложнить подниманием прямых ног до касания стенки над головой. В этом случае хорошим следует считать результат 5 раз;
количеством наклонов туловища назад (до касания пола) из седа на гимнастической скамейке, руки за голову. При выполнении этого упражнения ноги должны быть зафиксированы. Хорошим считается результат 30 раз для девушек и 50 раз для юношей.
Силу мышц спины можно оценить количеством разгибаний из положения лёжа на бёдрах на повышенной опоре (конь, гимнастическая скамейка и др.) в согнутом положении. Разгибание необходимо выполнять до предела. Ноги должны быть зафиксированы. Хорошим считается результат 25 раз для девушек и 40 раз для юношей.
Можно также оценивать силовые способности, применяя ряд упражнений с использованием дополнительных снарядов (набивные мячи, гантели, гири и др.).
Говоря о силе, следует отметить, что оценивать и развивать её можно в самых разных условиях – непосредственно в учебных мастерских, на строительных конструкциях, на местности и т.д.
Другим необходимым свойством двигательной системы человека является координация движений, которая обеспечивает всё разнообразие и сочетание произвольных движений.
Напомним, что под координацией движений понимается способность человека сохранять требуемую рабочую позу и выполнять согласованные, соразмеренные во времени, в пространстве и по мышечному усилию движения различными звеньями тела, соответствующие решаемой двигательной задаче.
Координация движений – это сложная двигательная способность, включающая: согласование движений различными звеньями тела, ритм движений и точность их воспроизведения, сохранение динамического и статического равновесия, быстроту мышечного расслабления, точность воспроизведения движений по параметрам времени, пространства и мышечных усилий, проприоцептивную чувствительность, устойчивость соматических и вестибулярных реакций. В силу этого её объективная оценка затруднена.
Для большинства рабочих профессий требуется ручная координация. Она может быть сведена к координации движений пальцев (ткачихи, сборщики мелких деталей), кисти руки (слесаря, сборщики, каменщики), двух рук (станочники) и др. Учитывая, что при выполнении различных двигательных действий в ряде рабочих профессий ведущей может быть не только координация движений вообще, а отдельные её специфические проявления, необходимо применять соответствующие методы их оценки и развития.
Кроме того, для оценки координации движений можно использовать физические упражнения из отдельных видов спорта. Например: ведение мяча в баскетболе на время, броски по кольцу на точность, метание чалого мяча в цель и т.д.
Упражнения для развития координации движений должны иметь различную степень сложности. Переход к овладению более сложными упражнениями должен осуществляться после достаточно полного усвоения предыдущих – более лёгких упражнений. Особое внимание при выполнении упражнений необходимо обращать на точность движений и правильную их согласованность.
Важной характеристикой готовности учащегося к трудовой деятельности является выносливость. Доказано, что аэробные способности человека являются наиболее важными для трудовой деятельности. При оценке и развитии выносливости следует иметь в виду, что она в силу своей физиологической специфики проявления наибольшего уровня достигает в зрелом возрасте. Поэтому выпускники ПТУ, придя на производство, оказываются недостаточно приспособленными к длительной монотонной работе, что в определённой мере затрудняет их профессиональную адаптацию.
Различают разнообразные проявления выносливости: общую, силовую, скоростную и др. Определённо могут рассматриваться умственная, сенсорная и эмоциональная выносливость. Оценка уровня развития выносливости производится методом спортивного тестирования – временем пробегания длинных отрезков, многократным выполнением определённых физических упражнений, а также реакцией организма на нагрузку и др.
Наиболее точные способы аэробных возможностей человека – тест ПВЦ, оптимальное потребление кислорода и др. – требуют специальных знаний и дополнительной аппаратуры. Поэтому мастеру производственного обучения в условиях ПТУ следует ориентироваться на более простые и всем доступные способы оценки. Всё чаще для оценки выносливости служит бег на дистанцию 3-5 км без учёта времени. Уже сам факт пробегания этой дистанции говорит о достаточном уровне развития выносливости.
Бег, который является наиболее доступным, естественным, легко поддающимся дозировке и самоконтролю, многим кажется весьма однообразным и скучным упражнением. На самом же деле это не так. Занимаясь бегом, можно «выплеснуть» свой темперамент в спринте и изведать всю меру своего терпения, пробегая длинные отрезки. Можно тренироваться, чтобы добиться спортивных успехов, или просто бегать для укрепления здоровья, сохранения высокой работоспособности и психологической устойчивости. Каждый человек найдёт в беге удовлетворение своих моральных и физических запросов на различных этапах жизнедеятельности. И если вы решили начать заниматься бегом – это замечательно! Однако не спешите. Каждому отважившемуся на этот шаг надо знать своего рода азбуку бега.
Первое, что мы посоветуем, - не пугаться трудностей, которые всегда появляются не первых порах (в начале пути, в любом новом начинании). Второе – нужно позаботиться об удобной обуви и костюме для занятий. Спортивная одежда и обувь должны способствовать поддержанию теплового баланса организма человека. Они служат также для защиты тела от загрязнения и повреждений, возможных во время спортивных занятий. Спортивная одежда и обувь должны отвечать основным практическим и гигиеническим требованиям: быть лёгкими и удобными, не стеснять движений, обладать малой теплопроводностью, что зависит от пористости одежды, достаточной воздухопроницаемостью, обеспечивающей нужную вентилируемость пододежного слоя воздуха, гигроскопичностью, ветрозащитностью. Во всех случаях спортивная одежда должна отвечать целям закаливания. В зависимости от вида спортивных занятий майка и трусы отличаются покроем и размерами, а спортивная обувь – эластичностью. При резиновой обуви целесообразно пользоваться шерстяными носками, хорошо впитывающими пот.
Имейте в виду, что ваши мышцы не сразу привыкнут к новым нагрузкам, и вскоре после начала занятий бегом новички чувствуют боль, и не только в ногах, но и во всём теле. Но это «здоровая боль»! Просто организм наш начал перестраиваться в лучшую сторону, а некоторые, не поняв этого, прекращают занятия.
Ещё один совет: не нагружайте себя сверх меры, особенно на первых занятиях. Не поддавайтесь азарту, не превращайте занятия в соревнования на скорость.
У начинающих возникает много разных вопросов. Когда заниматься? Можно и утром, можно и после занятий в училище – главное, регулярно. Сколько заниматься? Сначала постарайтесь бегать 3-4 раза в неделю, а когда окрепните – каждый день. Но не забывайте, что особенно важны первые шаги. Начните с малого – 10-15 минут бега на зарядке. В следующий раз на несколько минут больше.
Другим способом оценки уровня развития выносливости может служить реакция сердечно-сосудистой системы на подъём по лестнице на 5-й этаж. Если пульс при этом не превысит 120 ударов в минуту и не появится отдышка – функциональное состояние учащегося можно считать удовлетворительным.
Иногда целесообразно выносливость определять количеством повторений. Например, если девушка выполняет наклон туловища в седе на гимнастической скамейке более 50 раз, то это считается показателем хорошей выносливости. Другим показателем может служить сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.
Среди современных средств развития выносливости наряду с традиционными бегом, греблей, плаванием, велоспортом и другими следует назвать ритмическую гимнастику (аэробику), спортивные игры и даже молодёжные танцы.
Практика показывает, что мастер производственного обучения в своём арсенале имеет ряд специальных тестов, характерных для конкретных профессий. Сочетая их с соответствующими спортивными тестами, он может более точно определить исходную профессиональную пригодность и в дальнейшем корректировать учебный процесс.
В соответствии с требованиями к профессии должны подбираться и физические упражнения, виды спорта и их элементы, направленные на преимущественное развитие профессионально важных качеств и навыков.
Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду не является принципиально новой. Ещё в 1891г. П.Ф. Лесгафт писал: «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду достичь искусства в ремесле».
Профессор В.В. Гориневский высказался ещё конкретнее: «Среди рабочих немалое распространение имеет мнение, будто бы профессиональная физическая работа вполне может заменить рабочему физическую культуру… Это глубокое заблуждение… Физическая культура рабочего должна применяться к его профессии: башмачнику нужны одни упражнения, кузнецу – другие, почтальону – третьи, слесарю – четвёртые и т.д. Поступить иначе – значит действовать по шаблону, не разбираться в требованиях организма и не считаться с профессиональными различиями в работе».
Определить предрасположенность учащегося к какой-либо группе профессий или конкретному виду деятельности – это только начало. Нужно было наладить своеобразную технологическую цепочку из трёх ведущих звеньев: выявление способностей на производстве. Это давало возможность вносить оперативные коррективы в различные компоненты подготовленности учащихся и, следовательно, делало весь процесс ориентации более целенаправленным и эффективным.
[6,8]


ВЫВОДЫ
Огромной ролью является роль, которую играет физическая культура в человеческой жизни и жизни общества. В наше время мы должны присоединиться к общемировым стандартам в области здорового способа жизни, сделать физическую культуру демократичной, общепринятой, пропагандировать здоровый способ жизни. Для образовательных заведений это выражается в необходимости придать образу физического воспитания привлекательности, позитивности для учащихся. Необходимо заставить их самостоятельно заниматься физической культурой. Ни принудительная медицина и охрана здоровья, ни принудительная физическая культура неприемлемы в нашей стране. Необходимы индивидуальный подход и демократические методы работы с учениками.
Использование специальных тренировочных средств в процессе учебных и самостоятельных занятий физическими упражнениями приводит к заранее предвиденным результатам лишь при условии регулярного проведения комплексного педагогического контроля, включающего исходный, срочный, текущий, поэтапный и итоговый контроль. При отсутствии налаженной системы педагогического контроля трудно, а подчас и невозможно решить задачу привлечения студентов к систематическим занятиям физкультурой, особенно во внеурочное время.
В целом приведённые материалы показывают, что в учебной работе по физическому воспитанию студентов ПТУ целесообразно использовать методику тренировки, планирования и педагогического контроля для решения задач профессионально-прикладной физической подготовки студентов системы профессионально-технического образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРА
Антипова М.В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М., 1968.
Голомшток А.Е. Школа и выбор профессии. – М., 1970.
Гук Е.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка на уроках: Юноши IX-X классов // Физическая культура в школе. – 1986
Дёмин Д.Ф. Врачебный контроль при занятиях физической культурой. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
Журавин М.Л., Лопатин И.П. Физическое воспитание в группе профтехучилища. – М.: Высш. шк., 1989.
Залетаев И.П. Организация руководства физическим воспитанием, массовой физкультурной и спортивной работой в учебных заведениях профтехобразования. – М. Высш. шк., 1986.
Зациорский В.М. Перенос тренированности – одна из центральных проблем теории и практики физического воспитания // Теория и практика физической культуры. – 1960.
Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: Методическое пособие. – М., 1982.
Кабачков В.А., Полиевский С.А. Разработка профессионально-прикладной физической подготовки и опыт её внедрения в учебных заведениях профтехобразования // Теория и практика физической культуры. – 1980.
Карцев И.Д., Халдеева Л.Ф., Павлова К.Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. – М., 1968.
Новосельский В.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся профтехучилищ. – К.: Высш. шк., 1979.
Новосельский В.Ф. Урок физического воспитания в профессионально-техническом училище. – К.: Высш. шк., 1987.