МЕТОДИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ


МЕТОДИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
С.У.УразбаеваКарабалыкская средняя школа №2, с. Карабалык,
HYPERLINK "mailto:syrkul-nur@mail.ru"syrkul-nur@mail.ru
Рецензент - М.Т.Кадралинова, доктор филологических наук, доцент ВАК, профессор, КСТУ им.академика Зулкарной Алдамжар, г.Костанай.
Ключевые слова: образование, качество, самостоятельность, компетентность, методическое управление, личностно-ориентированное развитие, инновационное обучение.Аннотация. В настоящей статье рассматриваются вопросы методического управления самостоятельной работы учащихся, как основы профессиональной компетентности современного учителя, способного обеспечить личностно-ориентированное развитие современного процесса обучения.
Аңдатпа. Мақалада жаңашыл оқыту үрдісін тұлғалық – бағыттылық дамуын қамтамасыз етуге қабілетті жаңашыл мұғалімнің кәсіби құзіреттілігінің негізі арқауындағы оқушылардың өзіндік жұмыстарының әдістемелік басқармасы мәселесі қарастырылады.
Annotation. This article deals with the methodical directions of independent work of students, as the basis of professional competence of modern teachers, who is able to provide personal-oriented development of nowadays learning.
Компетентность в условиях решения главной задачи образования – повышение качества обучения рассматривается как интегральное проявление качеств личности. Она отражает уровень знаний и общей культуры и понимается как совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой практической деятельности.
Смысл образования заключается в развитии у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащегося.
Цель организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образование.
Главная функция обучения - формирование личности, именно в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности человек сможет развить свои индивидуальные способности. Актуальность этой проблемы неоспорима, ибо знания, умения, убеждения и духовность невозможно передать от учителя к учащемуся, используя только слова.
Современный учитель призван решать сложные психолого-педагогические задачи обучения, для освоения современной педагогической концепции личностно-ориентированного обучения. Прежде всего, это совместная деятельность «ученик+учитель», основанная на доверии и сотрудничестве, способствующая наиболее полному развитию и самореализации личности ученика, в результате которой у учащегося формируется иное отношение к себе и к другим.
Основной профессиональной компетенции учителя должно стать методическое управление, направленное на развитие личности, способной управлять своей собственной деятельностью.
Наука определяет методическое управление как «системное, интегрально-многоуровневое, адаптивное образование, обладающее устойчивой совокупностью ведущих признаков и занимающееся целенаправленным проектированием педагогического, психологического обеспечения учебного процесса применительно к конкретной предметной области».
Но возникает проблема управления самостоятельной работы как формы организации познавательной деятельности учащихся, в условиях которой формируется и развивается важнейшее качество личности – самостоятельность. С другой стороны, методическое управление диктует необходимость таких видов управленческой деятельности, как деятельность по определению целей управления, учет качественного своеобразия формируемой деятельности, мотивационное обеспечение, организация обратной связи, организация контроля и самоконтроля, учет индивидуальных особенностей учащихся, организация учебного процесса по овладению объектом управления.
Организация и руководство самостоятельной работы учащихся являются ответственной и сложной работой для каждого учителя. Прежде всего, необходимо рассматривать активность и самостоятельность как часть воспитания мировоззрения учащихся с целью вовлечь в собственный процесс обучения.
Когда мы говорим о формировании у школьников самостоятельности, мы имеем в виду две тесно связанные между собой задачи. Во-первых, развитие у учащихся самостоятельности в познавательной деятельности, обучение их самостоятельно овладевать знаниями и формировать свое мировоззрение. Во-вторых, научить самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа – это средство усвоения и применения знаний учащихся, что развивает активность учеников, творчество, развития их умственных способностей. Это метод вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда выделяют развивающую, информационно-обучающую, ориентирующую и стимулирующую, воспитывающую, исследовательскую функции самостоятельной работы учащихся на уроке.
Процесс самостоятельной деятельности представляется таким образом: мотив – действие – результат.
На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Где работа выполняется без непосредственного участия учителя, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленных целей, используя свои усилия, получают в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Задача компетентностного подхода в образовании - научить учиться. То есть, научить определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность, ориентироваться в мире духовных ценностей и основных проблемах современности.
Необходимым при организации самостоятельной работы является правильное педагогическое руководство – управление самостоятельной деятельностью учащегося на этапе ее непосредственного осуществления: предъявление учебной задачи ученику, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий учащегося, оценивание результатов самостоятельной работы.
Управленческая деятельность учителя постепенно преобразуется в деятельность учащегося, становится достоянием его сознания, является результатом его способности мыслить и генерировать мысль, становится самостоятельным следствием в этой деятельности.
Сегодня важно умение учителя управлять непосредственно процессом обучения для эффективного решения насущных профессиональных задач, направленных на развитие личности.
При правильной организации методического управления самостоятельной работы учащиеся смогут в полной мере испытать чувства эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного, в упорной самостоятельной работе.Учитель обеспечивается возможностью развивать самостоятельность учащихся не только за счет погружения их в самостоятельную работу разных видов по целям и задачам, но и во многом за счет погружения учащихся в самостоятельную работу разных видов по количеству участников (индивидуальную, парную, групповую), то есть в качестве объектов управления, так и субъектов управления. Ученик со своими индивидуальными возможностями и потребностями являет собой задачу, которую в процессе управления решает учитель, организуя и направляя свою деятельность с учётом личностных особенностей учащихся.
Создавая условия для индивидуального, следовательно, посильного и осознанного учения, управление самостоятельной работой учащихся на уроке гарантированно обеспечивает успешность развития учебной самостоятельности учащихся и обучения в целом. Важно, управляя самостоятельной работой учащихся, учитель учит их учиться и формирует методику учения в той или иной предметной области. Это, несомненно, является залогом их дальнейшего самообразования.
Таким образом, в процессе обучения методическое управление самостоятельной работой учащихся, с одной стороны, обеспечивает активную познавательную деятельность учащегося, способствует переход учащегося в позицию субъекта своей собственной деятельности и становится полноценным субъектом управления. С другой стороны методическое управление держит в профессиональном «тонусе» самого учителя, требует от него новых, нестандартных методических решений, обеспечивающих успех его обучающей управленческой деятельности, зависящей отусловий и средств управления, разработанных им как для каждого отдельного учащегося, так и для всей учебной группы.
Методическое управление самостоятельной работой учащихся является основополагающей составляющей профессиональной компетентности современного учителя, стимулирующий как профессиональный рост, так и обеспечивающий успешный результативный процесс обучения и развития.
Необходимо помнить о том, что даже фундаментальная наука погибнет, если своевременно не выявлять, не поддерживать и не воспитывать в учениках любовь в школе, ведь за её порогом будет, скорее всего, поздно.
Список литературы
Бондаревская Е.В.. Гуманистическая парадигма личностно -ориентированного образования//Педагогика. – 1997. - №4. – 220 с.
Государственная программа развития Республики Казахстан на 2011-2020 г.г.- Астана, 2010
Кадралинова М.Т. Компетентностный подход как решение проблемы качества образования. Сборник трудов 13-й международной конференции «Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития». – Санкт-Петербург, 29-31 мая, 2015 г.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянова Е.Н. Педагогика (учебное пособие для студ. под ред. В.А. Сластенина). – М: Академия, 2002