Управление повышением уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителей в условиях введения ФГОС.


Управление повышением уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителей в условиях введения ФГОС.
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам,так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот,кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».А. ДистервегВ настоящее время в жизнь системы образования РФ прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт.
Произошли значительные качественные изменения в деятельности образовательного учреждения. Созданы все необходимые условия для внедрения ФГОС ООО:
Нормативно – правовые;
Материально – технические;
Финансово – экономические;
Информационные;
Кадровые.
Наиболее серьезную проблему представляет собой кадровое обеспечение перехода на деятельность по новому стандарту, одним из основных требований которого является смена позиции учителя с ведущей на сопровождающую, что представляет значительную сложность для большинства педагогов. Самым сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знание основных документов.
Авторы государственных образовательных стандартов второго
поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю,
способному воспитать достойного гражданина России. Он должен
постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть
не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен
проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря
уже о том, что он должен быть активным пользователем информационныхтехнологий.
Кадры школы должны иметь базовое профессиональное образование и
необходимую квалификацию, быть способными к инновационной
профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем
методологической культуры и сформированной готовностью кнепрерывному образованию в течение всей жизни.
Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе, все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу.  Объем информации, необходимый для эффективной работы, нуждается в систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний – важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста.
Сегодня на педсовете мы постараемся актуализировать  развитие профессиональных компетентностей педагога, постараемся  осознать границы не только собственной компетентности, но и профессиональной.
Что же такое профессиональная компетентность?
Компетентность – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.
Профессиональная компетентность  —  это характеристика степени соответствия требованиям профессии;  выраженная способность применять свои знания и навыки, способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализация себя в профессиональном труде.  Это способность успешно действовать, решать задачи определенного  рода деятельности на основе знаний, умений, навыков, опыта. 
Под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся, обладающего ключевыми и профессионально значимыми компетенциями. 
Профессиональная  компетентность  педагога  включает в себя психолого-педагогическую компетентность трех составляющих труда педагога, позволяющих достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания детей: 
1) педагогическая деятельность (профессиональные качества педагога) 
2)  педагогическое общение (коммуникативные свойства педагога) 
3)  личностное развитие (личные качества педагога)
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
 Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные  знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
 Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
 Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, обучающихся, родителях, о коллегах.
 Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный  опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности.
«Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся»
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности и педагогического мастерства педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста..Для постоянного профессионального роста педагогов, а также учета уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС требуется:
- целостность, систематичность методической деятельности в школе;
- согласованность и координация деятельности всех педагогов, работающих по ФГОС;
- сохранение традиций, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
- учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,
- выбор форм и методов методической работы, обеспечивающей развитие творческих способностей и предусматривающей большую самостоятельность и ответственность педагога.
–    научиться эффективно использовать инновационные технологии обучения для решения педагогических проблем;–    анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики;–    интегрировать педагогические технологии, формы и методы обучения с целью достижения новых образовательных результатов у учащихся; –    эффективно работать.
Профессиональный учитель с позиции ученика:
это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход ккаждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет,
это тот учитель, который доступно объясняет материал,
это грамотный педагог, знающий свой предмет, умеющий в доступной форме преподать его ученикам.
он должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием и умением помочь ученику в трудную минуту
это учитель, умеющий вести урок нестандартно.
это учитель, который осознает свою роль в судьбах детей и несет ответственность за их знания, а не ограничивается сухим объяснением параграфа.
это учитель, обучающий не только своему предмету, но и жизни, духовный наставник.
Согласитесь, что этот собирательный портрет учителя-профессионала
полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».