Конспект урока Архитектура средневековья в Санкт-Петербурге

Тема урока: «Следы» средневековой архитектуры в облике Петербурга
Цель: формирование у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья.
Задачи:
Ознакомить учащихся и истоками и характером романского и готического стилей;
Выявить отличительные особенности романского и готического стилей; развивать познавательную активность;
Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.
Ход урока.
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с художественной культурой эпохи Средневековья.
Слайд 1.
Наибольшее развитие в средневековую эпоху получает монументальная архитектура. И сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурными стилями Средневековья, будем учиться их различать.
Во время урока вы услышите слова – специальные термины, которые употребляются в архитектуре. И чтобы вам было понятно, о чем идет речь, эти термины вывешены на доске.
Рельеф – полуобъемное скульптурное изображение.
Портал – архитектурно оформленный вход в здание.
Арка – перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами.
Фасад – в архитектуре наружная, главная сторона здания.
Фронтон – верхняя треугольная часть фасада храма.
Неф – вытянутое помещение, часть интерьера ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], отделяющих его от соседних нефов
Стрельчатое окно - Имеющий форму арки, завершающейся острым углом.
Галерея – вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания или соседними зданиями. В галерее обычно одну из продольных стен заменяют [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или столбы, а иногда ещё и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Алтарь – На [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Востоке алтарём называют восточную часть [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], находящуюся на возвышении, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Средневековая архитектура - термин, использованный, чтобы представить различные формы архитектуры, популярной в Средневековой Европе.
Архитектура Средневековья начала мощное развитие где-то после 1000 года. Во всяком случае к XI-XII вв. относится расцвет ее "романского" стиля. Сам этот эпитет "романская" появился в XIX веке, когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с древнеримской. Влияние церкви в этот период было огромным. У нее скопились большие материальные средства. Она и выступила основным заказчиком архитектурных сооружений.
Храм становился и центром города.
Слайд 2-3
В суровую, тревожную, но созидательную эпоху XI-XII веков утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре.. Романские храмовые постройки отличали толстые стены, выложенные из камня или кирпича. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением.
Форма храма была простой, прямоугольных очертаний, крыша - двускатной. В мощных стенах делались узкие проемы окон. Храм был массивен, слабо освещен извне, со скромным интерьером. Все создавало впечатление величавости, строгости, зачастую до суровости.
В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с шатровыми вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны.
- Важным элементом романской архитектуры была колонна, ее капитель украшена скульптурным орнаментом. - Но ведущим началом романского зодчества была стена. - Если есть гладкие стены, то их можно украсить. Каким образом? (росписью) - Стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась. - В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах).
Микроитог.
- Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.

Слайд 4-6

Кардинальное изменение стиля, не только архитектуры, произошло в XIII - XIV веках, когда расцвела "готика". Термин, опять-таки, условный, возникший тогда, когда это искусство казалось варварским (искусство готов). Но к реальному племени готов этот, северный по происхождению, стиль не имел никакого отношения. Также как и вообще к варварству.

Главными отличительными чертами готики в архитектуре стало наличие в здании стрельчатых арок и неудержимая устремленность ввысь всех форм и структурных элементов. Готическая архитектура (и не только она, но и мода в одежде периода) выражала чувство религиозного порыва эпохи, которая пережили массовый фанатизм крестовых походов за овладение священной землей. В XIII-XIV вв. шел быстрый рост процветания средневековых городов.
Соборы становились гордостью именно городов, как необычные строительные сооружения с пышно расцвеченными декоративными формами.

Слайд 7

В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна. Громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшими переплетением рам.

Слайд 8

Внутрь здания через витражи лились потоки разноокрашенного света.
Слайд 9

Готические храмы богато украшены скульптурой: барельефами, статуями. В средневековье скульптурное убранство называли «Библией бедных». Неграмотные люди рассматривали его и «читали» библейские сюжеты.

Слайд 10.

Круглые статуи в отличие от античных, ставили в ниши стен.
В каждом из храмов было огромное количество скульптур; в некоторых - более 2-х тысяч.

Слайд 11.

Средневековые скульпторы не столько стремились показать красоту человеческого тела, сколько передать страдания. В каждом католическом храме обязательно было распятие.

Слайд 12-13

Тематика скульптурных изображений осталась религиозной с элементами мистики и фантастики. На соборах «гнездились» кентавры и львы, полуящеры, химеры. Они олицетворяли зло.
Микроитог.
Готический собор – это бесконечно сложная, изменчивая игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшим переплетом рам. Собор внутри и снаружи населен массой скульптур (например, в Шартрском соборе около 9 тысяч одних только статуй). Словом готический собор – это целый мир.
Слайд 14-18

Базиликой в Риме называли прямоугольное здание, чье внутреннее пространство было разделено продольными рядами колонн на несколько (3 или 5) пролетов, называемых нефами. В противоположном от входа конце располагалась апсида.
Западная церковь унаследовала от раннего христианства базиликальную форму храма. В Риме базилика была гражданским помещением, преимущественного судебного и торгового назначения, но впоследствии при императоре Константине большинство базилик было отведено для христианских богослужений.

Развитие церковной архитектуры привело к тому, что в плане храмов стал использоваться крест.

Самой большой романской церковью в мире считается базилика Сен-Сернен в Тулузе.

Работа в тетради.
Стр. 55
Какие отголоски средневековой архитектуры можно встретить в Санкт-Петербурге?

Слайды 19-22

Работа в тетради.
Стр. 57, 59

В Петербурге в данных стилях работали архитекторы Юрий Матвеевич Фельтен и Леонтий Николаевич Бенуа.

Презентации учеников.
Итог урока.
- Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с художественной культурой Средних веков и на основе сравнительно-сопоставительного анализа архитектуры того времени получили представление о стилях средневековья.

На листочках, которые у вас лежат на столе, я прошу ответить на вопросы по сегодняшнему уроку.