Публичное представление собственного инновационного опыта Черняева Алексея Викторовича


Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства
Черняева Алексея Викторовича
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Я работаю учителем ИЗО 25 лет. Главным в своей работе я всегда считал и считаю урок. По выражению М.Н. Скаткина «Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды отражаются все его стороны. Если не вся, то значимая часть педагогики концентрируется в уроке». Размышляя о современном уроке общеобразовательной школе, я определил для себя некоторые аспекты:
Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.
Учебным планом предусмотрены лишь по одному уроку ИЗО в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема: «Увеличение интенсивности урока, его насыщенности». Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
Существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных звуко - и видео воспроизводящих устройств (DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, коммуникаторов, КПК и т.д.) и техническим обеспечением образовательного пространства школы . Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках ИЗО и МХК, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, современная звуковая аппаратура.) позволяет добиться желаемого результата.
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках ИЗО делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Анализ вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями. На протяжении последних лет я продуктивно работаю над темой моего самообразования «Информационно-коммуникативные технологии в области искусства». Эстетическое воспитание на уроках ИЗО». В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи:
- развитие у детей чувства прекрасного, формирование высоких эстетических чувств через искусство;
- развитие творческой личности на уроках ИЗО.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Условия формирования ведущей идеи опыта обусловлена тем, что для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Опыт работы в школе показывает, учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно коммуникационных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным. Применение компьютера на уроках изобразительного искусства может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии художников, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью русских и зарубежных художников, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов по произведениям того или иного художника, , заочные путешествия по музеям мира и т. д. Мне как учителю сельской школы возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) позволяют повысить информационную насыщенность урока, выйти за школьные рамки, дополнить и углубить их содержание. Однако, при всех положительных качествах ИКТ я считаю, излишнее увлечение информационно-коммуникативными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлеченный в "нескучные" формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала предложенного в традиционной вербальной форме. Хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это, прежде всего, инструмент для решения образовательных задач. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя — никогда не заменить машине, пусть даже самой умной.

3.Теоретическая база опыта
Каждый из нас воспринимает и переживает искусство по-своему. Это зависит от уровня нашей образованности и воспитанности. К сожалению, реальность нашей жизни такова, что в наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем его культуры. И я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами музыки и изобразительного искусства формировать культурного человека. Работая в сельской школе, для меня, по-прежнему, остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на моих уроках преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать уроки искусства интересными, где не будет места обыденности и схематизму? Своей первостепенной задачей, как учителя я вижу в обеспечении продуктивной деятельности учащихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется на уроках ИЗО вовлечение учащихся в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного урока искусства внедрение новых методов проблемного и развивающего обучения стало реальностью.
Моя школа сельская. Что представляют собой мои ученики: многие из них не были в музее, и даже не посещали детский сад и с искусством первый раз встречаются в школе на моих уроках. И мне, как учителю , необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься рисованием, когда дети начинают «хотеть» любоваться картинами и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Художественное образование и воспитание школьников находится в моих руках с 5 по 11 класс. За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в художественные образы в единстве содержания, формы и средств выражения.
4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий , содержание , методы приемы воспитания и обучения.
Как учитель, я считаю и думаю, что со мной согласятся и другие учителя, работающие по данной проблеме, что информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным равноправным его членом. Именно применение ИКТ на уроках музыки позволили мне реализовать идею развивающего обучения. С внедрением ИКТ повысился темп урока, да и сам урок стал более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по формированию эстетического вкуса учащихся. Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников. Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать творческие задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. .
Необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать и компьютеризировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников. Глубоко уверен в том, что внедрение новых компьютерных технологий не заменяют традиционную методику предмета. Их применяют не вместо прежних методов обучения, а наряду сними. Мне как учителю компьютер дает широкие возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. При использовании средств мультимедиа на уроке, стирается грань между учёбой и игрой, изучение самых трудных тем превращается в увлекательное путешествие по стране знаний. Изучение нового материала с применением ПК позволяет учащимся лучше понять и быстрее запомнить материал. Содержание, средства представления материала, формы организации работы, используемые методические приёмы при применении ПК имеют ряд особенностей. Нужно учитывать, что применять ПК можно только с учётом физиологических особенностей школьников, то есть не более 25 минут на уроке. Поэтому учитель должен чётко определить, на каком этапе каждого конкретного урока использование ПК будет наиболее эффективным. Использую компьютер на уроке для реализации следующих важных задач:- повышениенаглядностиучебногопроцесса; - доступностьииндивидуальныйподход; - возможностьобеспеченияобратнойсвязи; - неограниченная возможность использовать все системы восприятия информации; - организация коллективной и групповой работы.
С помощью компьютера можно поставить перед учащимися реальную, понятную, вполне достижимую цель. Таким образом, у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. К психологическим особенностям учащихся относится их высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и надругих уроках. C моей точки зрения, появление компьютера облегчило работу учителя. Он предоставил возможность сделать урок более интересным и необычным. Урок, проведённый с помощью компьютера, бесспорно, воспринимаются лучше, заставляет ребёнка самопроизвольно запомнить учебныйматериал. И какой бы сложной и скучной не была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал наэкране представленв красках, со звуком и другими эффектами. В этих случаях незаменимым помощником мне как учителю может оказаться программа Power Point. Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийные пособия к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. Однако, средства наглядного представления использую не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций, для организации поисковойиисследовательскойработы. Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения такихпособий:1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения;3. При проверке. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов;Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации могут использоваться для:1.Объясненияновойтемы2.Каксредствоподачиинформации3.Созданиепроблемнойситуации5.Анализ результативности 1) Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.2) Установлено, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных – на 25%, совместно использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информацииобъемомдо65%. 3) Применение техники ломает стереотипы уроков. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом.4) Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала.
Мониторинг качества обученности учащихся за 2010-2012учебный год
2009-2010 2010-2011 2011- 2012
Качество знаний 100% 100% 100%
Успеваемость 100% 100% 100%
Средний балл 4,7 4,6 4,8
- Внеурочная деятельность по предмету
№ п/пНазвание мероприятия Год Фамилия, имя учащегося Класс Результат
1 V Республиканский конкурс по живописи 2014 Лайкова Ольга 7 3 место
2 I Республиканский творческий конкурс «Благовест» номинация «Живопись» 2014 Кержиманкина Ксения 7 2 место
3 II Республиканский творческий конкурс «Благовест» номинация «Живопись» 2015 Черняев Егор 3 2 место
4 Республиканская выставка творческих работ лауреатов международных, всероссийских, региональных конкурсов «Созвездие талантов» 2014 Лайкова Ольга 7 участие
5 Республиканская выставка-конкурс детского творчества «Салют, Победа!» 2015 Черняев Егор 3 участие
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Конечно, достоинств у компьютерного обучения немало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения данной технологии. Считается, что учитель, работая над чем-то новым, должен уметь видеть не только положительные стороны, но и его проблемное поле, для того, чтобы уметь предупреждать ошибки. Риском моего опыта является влияние компьютера на здоровье ученика. Поэтому при работе с компьютером, я соблюдаю нормы организации учебного процесса с использованием ИКТ и использование здоровьесберегающих технологий. Компьютер на занятиях является не самоцелью, а средством для общего развития школьников, инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка. И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.
 
7.Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный педагогический опыт может быть адресован учителям изобразительного искусства и всем учителям, кто использует разнообразные формы и методы на уроках и во внеурочной деятельности. Использование ИКТ в своей педагогической деятельности имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение, способствует повышению мотивации школьников к обучению. углубляет и расширяет знания учащихся, способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы и эстетических вкусов.
Представление собственного инновационного педагогического опыта представлено на моем личном сайте HYPERLINK "http://infourok.ru/user/chernyaev-aleksey-viktorovich" http://infourok.ru/user/chernyaev-aleksey-viktorovich