Доклад на тему Особенности бурятской культуры


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Калангуйская средняя общеобразовательная школа
Историко-краеведческое объединение «Моё родное Забайкалье»

«Особенности бурятской культуры»

Выполнил: Домбаева Александра, 9 класс
Руководитель: Высотина Евгения Юрьевна,
Учитель истории и обществознания
п. Калангуй, Забайкальский край
Оглавление
Введение………………………………………………………….3
Бурятские традиции, обычаи……………………………….…4-5
Бурятские национальные игры………………………………..6-9
Заключение……………………………………………….……..10
Список литературы………………………………………..........11
Приложение……………………………………………..…..12-13
Введение
В современном мире во время настолько развитых технологий, зачастую происходит утрата знаний о многих малочисленных народах, являющихся не менее важными для общества. Их традиции, обычаи, культура очень интересны и разнообразны. Чтобы не происходило забвение народов необходимо постоянно заниматься их изучением. Ведь их культура многогранна и разнообразна. Одной из них является бурятская культура. Её самобытность уникальна, она развивалась на протяжении многих столетий. Традиции и игры бурятского народа особенно ярко это отображают, благодаря этому не забываются корни и не разрывается связь времен и поколений, что помогает юной смене вырасти умной, доброй, смелой, трудолюбивой, любящей свой народ, свои традиции.
Цели: изучение традиций и развлечений бурят.
Задачи: изучение своеобразия традиций и обычаев бурят, знакомство с бурятскими национальными играми.
Бурятские традиции, обычаи
Культура, обряды, традиции народов всего мира разнообразны и интересны, а особенно культура малочисленных народов. Ведь изучая их традиции, можно узнать много нового и интересного. Каждая культура – отдельный мир, в котором свои порядки, обычаи, традиции и игры. Одна из увлекательнейших народностей – бурятская, сформировавшая свой уклад за многие столетия.
Обычаи бурят своими корнями уходят к культурному наследию древних народов, населяющих в прошлом территорию современного Байкальского региона. Некоторые из обычаев являются, по сути, переплетением древних шаманских и буддийских обрядов (слайд 2), но отдельные обрядовые действия соблюдаются и бытуют до сих пор среди местного населения.
Многие поверья и запреты имеют общие корни центрально-азиатского происхождения, поэтому одинаковы у монголов и бурят. В их числе развитый культ ОБО (слайд 3) (Обо - дословно "куча","груда") поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мунхэ Тэнгэри). Возле Обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Дарами могут быть пища, вино, хадак, лоскутки материи, ленты, платки. Ценность вещи не имеет значения - важен сам факт приношения. Если не остановиться у Обо и не сделать жертвоприношения, то удачи не будет. По поверью эвенков и бурят, каждая гора, долина, река, озеро имеет своего духа. Человек без духов ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. У бурят существует обычай "брызгать" (слайд 4) молоком или алкогольными напитками духам местности. "Брызгают" безымянным пальцем левой руки: слегка прикасаются к спиртному (молоку) и брызгают по четырем сторонам света, небу и земле.
К одной из главных традиций относится священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить, ломать молодые деревья, двигать с места камни. Нельзя бросать мусор и плевать в священные воды Байкала. У источника воды "аршана" (слайд 5) нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать коновязь - "сэргэ", разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами.
От других обычаев сохранилось уважительное отношение к огню своего очага. Огню приписывается магическое очистительное воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили или не принесли какого-либо зла (слайд 6). Из истории известен случай, когда монголы безжалостно казнили русских послов лишь за отказ пройти между двумя кострами перед ставкой хана. Очищение огнем широко используется и сегодня в шаманских практиках. Нельзя вонзать нож в огонь, а также каким бы то ни было образом касаться огня ножом или острым предметом, или доставать ножом мясо из котла.
Существуют определенные правила при посещении бурятских юрт (слайд 7). При входе в юрту нельзя наступать на порог юрты, это считается невежливо. В старые времена гость, наступивший умышленно на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя. 
Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками (слайд 8). Гость должен принять ее также обеими руками - этим он оказывает уважение дому.
Бурятские национальные игры
Все народы земного шара сопровождают свои праздники, увеселительные мероприятия песнями (Приложение 1), играми, танцами (слайд 9), сопровождающиеся живой инструментальной и вокальной музыкой. В них отражаются представления народа о прекрасном, они характеризуют лицо народа, национальный склад мышления. Бурятский народ богат своей историей, культурой, национальными традициями. Он на протяжении многих столетий создавал своё самобытное искусство. Основы добра, справедливости, любви к народу, к его культуре закладываются в детстве. Чтобы не терять своей самобытности, надо постоянно обращаться к культуре бурятского народа. Всё это сохраняется и передаётся нам, детям, через устное народное творчество – фольклор, в котором отражены национальные особенности (Приложение 2).
Это помогает вырастить юной смене умной, доброй, смелой, трудолюбивой, любящей свой народ, свои традиции. Одни из самых интересных традиций – бурятские народные игры. Через них не забываются корни, и не разрывается связь времен и поколений.
Наиболее известные национальные игры наших предков это : «Габшагай хубуун», «Шагай наадан», «Хоргодоон боргодоон», «hурагшад», «Урилдаан», «Саhанай наадан», «Мэргээр буудалга», «Дали ниидэлгэ», «Загаhашад», «Тетерин наадан», «Эрын гурюан наадан», «Бухэ барилдаан», «Баабси», «Шоно батарбаганууд», «Зоска», «Хатар Морин», «Суур харбалга».
Игры трех мужей
Это древний праздник бурятских племен, его корни уходят в тысячелетия. На этом празднике, куда съезжались представители разных племен, договаривались о мире, объявляли войну. Используются два названия. Первое – «сурхарбан» с бурятского языка означает стрельба из лука. И второе «Эрын Гурбаан Надаан» – Игры Трех Мужей.
На этом празднестве проходят обязательные состязания по трем видам спорта – это стрельба из лука (слайд 10), скачки и борьба. К соревнованиям готовятся заранее. Лучших коней отбирают из табуна (слайд11), лучники тренируются в стрельбе по мишени и на охоте , борцы тренируются в залах или на природе (слайд 12) . Победа на сурхарбане – это всегда было очень престижным для победителя и для всего его рода. В качестве призов дарят обычно автомобили и баранов. 
Шагай наадан Наиболее популярным и распространенным видом массового развлечения, всех монголоязычных племен были игры в «Шагай наадан», в переводе бараньи кости (слайд 13).
Эта игра является отражением основного занятия народа – скотоводства, поэтому бараньи кости означают пять видов животных: «Хонхо» (с выемкой) упавшие вогнутой стороной вверх – козел. «Бухэ» (горбатый), упавшие выпуклой стороной вверх – козел. «Морин» упавшие на бок ровной стороной - конь. «Ухэр» упавшие на бок резной стороной – бычок. «Тэмээн» кости оказавшиеся в сидячем положении – верблюд. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.
Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.
«Шоно ба хурьгад» (Волк и ягнята)
Один игрок — волк, другой — овца, остальные — ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами (слайд 14). Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», — говорит волк. «А зачем нас ждешь?» — «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры:
Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка, а ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.  
«Зун, утахн, зангилаа» (Иголка, нитка и узелок)
Суть игры. Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
Правила игры:
Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
«Модо бэдэрхэ» (Ищем палочку)
Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.
Правила игры:
Осаленный должен быстро передать палочку.
«Хурэг адуун» (Табун)
Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два - три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков
Заключение
Данная работа показывает, как многогранна бурятская культура и разнообразны формы её проявления, и это только малая её часть. Мы должны интересоваться данной культурой не только потому, что она интересна и увлекательна, но и потому что мы должны знать традиции тех, кто живет на той же земле, что и мы. Это важно и для всей нашей страны, ведь русская и бурятская культуры неразрывно связаны, если изучить их более подробно, то можно увидеть что произошло некое заимствование из одной культуры в другую и наоборот.
Проведя познавательную работу с малышами, я была удивлена, как они с интересом изучали полученную информацию, и как интересно им было, когда мы играли в игры и разучивали танец. В ходе работы было очевидно, что им интересно, а значит – изучение бурятской культуры важно и познавательно для подрастающего поколения. В процессе работы над данным проектом, я сама узнала много нового и интересного, чего не знала прежде, была поражена разнообразностью важностью традиций данного народа, таких как: почитание духов, очищение огнем, жертвоприношение божествам и т.д., и как они беспрекословно их выполняют (Приложение 3). Было познавательно и изучение бурятских игр: «Волк и ягнята», «Табун», «Иголка, нитка и узелок» и т.д.
Бурятский народ – неотделимая часть России. Мы должны сосуществовать и интересоваться друг другом. Это лучше поможет нам достичь взаимопонимания. И самое главное – быть ближе друг другу, понимать, как важно знать наши обычаи и традиции, и особенности культуры своего друга (Приложение 4).
Список литературы
Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. – Улан-Удэ, 2004.
Байкальские сказки – Иркутск, 1990.
Егунов Н.П. Буряты до присоединения к России. – Улан-Удэ, 1980.
Мини-энциклопедия «Вокруг Байкала». – Иркутск, «Рико», 2006.
Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма. - Новосибирск, «Наука», 1980.
Приложение 3.

Приложение 4.