Элективный курс изучения бурятской художественной литературы в 10-11 классах

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа элективного курса «Художественная литература Бурятии» реализует концепцию литературного образования на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по литературе, на основе « диалога культур и диалога литератур».
Программа курса составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ литературные произведения, предназначенные для изучения данного курса, соответствуют основным критериям отбора художественных произведений для изучения в школе, которые отличает гуманистическая направленность, воспитывающая толерантность; высокая художественная ценность, отражение культурно-исторических традиций бурятского народа и народов, проживающих на территории Бурятии.
Программа курса учитывает особенность литературы как словесного вида искусства. Особенностью литературы является то, что она познает, осмысливает, отражает и преображает окружающую действительность, выражая мировоззрение писателя, воздействуя на читателя. В соответствии с вышеизложенным, целью литературного образования является:
- воспитание духовно развитой личности, осознающей свою сопричастность к родной культуре и мировой культуре;
- воспитание культуры толерантности у молодого поколения;
- воспитание эстетически воспринимать произведения художественной литературы;
- освоение научных принципов и приёмов сопоставительного анализа русской и бурятской литературы..
Задачами литературного образования являются:
- Формирование представлений о литературе как о виде словесного искусства и его взаимодействие с другими видами искусств ;
- формирование умений освоения научных принципов и приёмов анализа.
- приобщение учащихся к культурным и литературным ценностям, своего родного народа и других народов, живущих на территории Бурятии;
_формирование и развитие эстетического восприятия художественных текстов, отработка навыков научного подхода к изучению произведений и литературного процесса в целом;
- развитие и воспитание интеллектуальной культуры, умения логически мыслить, рассуждать, сопоставлять, оперировать литературоведческими терминами и понятиями.

Структура программы
включает три раздела: пояснительная записка, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся.
Основное содержание разделено на разделы согласно этапам развития бурятской литературы.
Историко-литературные комментарии сопровождают каждый раздел программы; теоретико–литературные понятия и термины так же прорабатываются по мере изучения произведений. Изучению произведений каждого писателя предшествует обзор его жизни и творчества. Преподавание курса строится по хронологическому принципу.

Общая характеристика предмета
Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы оказывает непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и активно формирует его мировоззренческие установки, духовно- нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность предмета заключается в том, что он представляет собой единство основ науки – литературоведение и словесное искусство.
Учебный предмет «Художественная литература Бурятии» часть образовательной области «Филология», и поэтому тесно связан с предметом « Бурятский язык» и «Русский язык», особенно в двуязычной образовательной среде. Безусловно, сопряжение бурятской и русской литератур способствует взаимообогащению, воспитанию уважения национальных традиций , воспитанию высокой культуры толерантного отношения .
Изучение литературы тесно связано с изучением таких гуманитарных дисциплин как история, культурология, обществоведение, МХК., краеведение.
Закономерным оказался интерес учащихся к более глубокому изучению быта и национальных традиций бурятского и русского народов на территории нашего района, республики ( научное исследование было представлено на X Республиканской научно-практической конференции «Сибирская Весна» в секции гуманитарных дисциплин). Изучение художественной литературы Бурятии ,в целом, способствует более детальному изучению творчества бурятских писателей ( организованы традиционные ежегодные «Цыдендамбаевские чтения», посвящённые нашему писателю-земляку, выступление с рефератом на X Республиканской научно-практической конференции «Сибирская Весна» в секции « Литература Бурятии»по теме: « Как песнь звонкострунного хура- живая трепетная нить» по исследованию рассказов Чимита Цыдендамбаева; участие научно-исследовательских работ в литературно- краеведческом конкурсе « Минии нютаг» памяти общественного деятеля, писателя, публициста Д.Д.Дагбаева).
Ведение изучения спецкурса тесно связано с лингвокраеведением,, топонимикой.. Положительным результатом является создание «Топонимического словаря моей малой Родины».
Положительным результатом и показателем введения курса в школе является неподдельный интерес к художественной литературе Бурятии, к традициям народов ,населяющих наш край, изучение взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур , языков, литератур.
Традиционно сложилось так, что литературное творчество учащихся, изучающих бурятскую литературу, всегда включало наряду с обязательными творческими работами, принятыми во всех российских школах, такие дополнительные виды, как сочинение стихов, рассказов, миниатюр, сказок, переводы фрагментов художественных произведений, зарисовки по национальным мотивам, что позволяет проводить интегрированные уроки.
Данная программа может быть использована как примерный проект программы по изучению национальной литературы в двуязычной системе обучения как в школах Республики Бурятия, так и за её пределами.

II.Основное содержание
Программно-тематическое планирование
уроков « Художественная литература Бурятии»
(64 часа, 1 час в неделю в 10-11 классах)


№ р/п
Название раздела программы
№ урока
в системе занятий
Основное содержание
раздела
Количество
часов



I.


Введение.


1-2
Литература как искусство слова.
Художественная литература как одна из форм освоения мира, богатства и многообразия духовной жизни человека.
Влияние национальной литературы на формирование нравственности.



2

II.
УНТ
Бурятский
фольклор
3-8
Особенности бурятского фольклора, его связь с шаманством, буддизмом и мифологией монгольских народов.
Картина мира в представлении древнего человека.
Жанры бурятского фольклора. Народное представление о героическом.
Отражение в бурятском и русском фольклоре сил Добра и Зла.
Природа в бурятском фольклоре.
6

III.
Бурятские народные сказки
(Волшебные, бытовые,
о животных)

9-12
Миф и сказка.
Виды сказок.
Образы животных в русских и бурятских сказках. Фольклорная и литературная сказка. Реалистичность и фантастичность сюжетов и образов в сказке.

4

IV.
Бурятские легенды и
предания
13-14
Особенности как жанра фольклора, их связь с происхождением бурят.
2

V.
Бурятский героический эпос и народные
сказители

15-21
Эпический характер поэтических сказаний (улигеров):
«Аламжи Мэргэн», «Эрэнсэй».
Ритмико-мелодическое своеобразие бурятских улигеров.
Противоборство Добра и Зла. Гипербола в фольклоре. Образы богатырей в бурятских и русских эпосах.

6

VI.
Бурятская литература
XIX века

22-27

















Формирование и становление бурятской литературы.
Обзор литературы данного периода, общая характеристика,
Жанрово-стилевое многообразие.
Жанр «хождений».
Жанр «Бурятских обрамлённых повестей»
Жанр «нравоучений» в бурятской и русской литературах.
Буддийские истоки ранней бурятской литературы. Утверждение высоких нравственных
идеалов :Любви к ближнему, милосердия,сострадания.


6

VII.
Бурятская литература
X X века

28-30
Литература, сформировавшаяся в начале X X в. На волне подъёма национально- освободительного движения 1905 -1907г.г.
Пьесы просветительского характера. Д.Абашеев «Голодный волк», И..Барлукова «Картёжники»


3

VIII















Бурятская литература
X X века
20-х годов
31-34
Общая характеристика развития бурятской литературы после 1917г.
Литературная борьба. Поиски новых художественных форм: традиции и новаторство
Создание периодической печати, книжного издательства.Создание Бурят-Монгольского отделения Сибирского Союза писателей.
Творчество Собонэ Туя.Творчество Х.Намсараева..







4

IX.
Бурятская литература
X X века
30-х годов
36-42
Общая характеристика общественно-политической, культурной жизни республики.Первый Всесоюзный съезд писателей и его роль в развитии литературы 30-х годов.
Издание журнала « «Литературный сборник»( 1939-1942гг)
Творчество писателей 30-х гг.:А.Шадаева, Н.Балдано, Ч.Цыдендамбаева,
Г.Галсанова.
7

X.
Бурятская литература
X X века
1941-1945хгодов
43-47
Война и духовная жизнь народа. Жанровое и тематическое многообразие произведений периода Вов.Х.Намсараев « С победой возвращайтесь»,Ц.Галсанов «Благославение матери», Г Цыдынжапов «Рыбаки Байкала»,Лирика Ч. .Цыдендамбаева

5

XI.
Бурятская литература
X X века
Послевоенного периода

48-50
Характеристика литературы послевоенного периода.Издание литературного альманаха « Байкал»(1947-1952)
Творчество Ж.Тумунова « Степь проснулась»
Роман Ч.Цыдендамбаева « Доржи, сын Банзара»

3

XI I.
Бурятская литература
X X века
(Второй половины
1956-2000)
51-58
Основные тенденции развития литературы данного периода. Период «оттепели» в литературе 60-х годов. Современная литература ««возвращённые имена».
Рассказы и повести Ч.Цыдендамбаева « Вдали от родных степей», «Бурятка».
Творчество писателей:
Д.Батожабая,
Ц.Шагжина,
Ц.Галанова,
Ц.-Ж.Жимбиева,
Г.Раднаевой,
М.Чойбонова,
В,Петонова


7














X III











X IV.
Бурятская литература
X X века
(Писатели и поэты Бурятии, пишущие на русском языке)



Литература
Первого десятилетия
X X I века
(обзор)


59-62










63-64



Творчество писателей:
И.Калашникова.
М.Степанова,
А.Румянцева,
С.Метелицы,
Р.Белоглазовой, В.Митыпова,
К.Балкова






Основные направления и тенденции развития современной литературы.

4











2



Основные теоретико-литературные понятия
-Художественная литература как искусство слова.
-Художественный образ.
-Устное народное творчество. Жанры фольклора.
-Литературные роды и жанры.
-Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: Экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, образ рассказчика, автора-повествователя, литературный герой, лирический герой
-Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении : эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория..
-Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
-Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.
-Общее и национально - специфическое в литературе.

Основные виды деятельности по освоению
Литературных произведений и теоретико-литературных понятий
-Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
-Выразительное чтение художественного текста.
-Различные виды пересказа( подробный, сжатый, Выборочный, с творческими заданиями).
-Анализ и интерпретация произведений..
-Сопоставление произведений родной литературы и русской литературы на основе общности тематики, проблематики, жанра, выявление национально-обусловленных различий.
-Написание творческих письменных работ( отзыв, изложение, сочинение с элементами рассуждения, эссе)
-Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.


Требования к уровню подготовки по предмету
«Художественная литература Бурятии»

В результате изучения курса ученик должен
Знать/понимать
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных произведений;
-основные факты жизненного и творческого пути классиков бурятской литературы:
-изученные теоретико-литературные понятия;
Уметь
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы;
-определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику,
- характеризовать героев;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-сопоставлять произведения русской и родной литературы, раскрывать в них общие черты, национально обусловленные различия;
- выражать свое отношение к прочитанному;
-владеть всеми видами пересказа;
- искать нужную информацию по изучаемым произведениям




























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 1 Заголовок 315