Статья посвящена развитию математического мышления у одаренных детей в начальной школе.


Иващенко Ирина Ивановна
Место работы и должность: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 », учитель начальных классов..Стаж педагогической работы: 26 года.
Квалификационная категория: первая
Награждена: Грамотой Управления образования за высокий уровень подготовки учащихся к городской олимпиаде « Юниор»;
Развитие математического мышления у одаренных детей младшего школьного возраста
Математическое мышление позволяет ребенку понимать числа и описывать мир при помощи чисел. Один из способов описать мир – это измерить его. Ещё один способ – понять соответствие между формами. Чувство чисел помогает ориентироваться в современном мире. Человечество оставило позади век промышленности и вступило в век информации. Но соответствует ли уровень знаний, которая дает ребенку современная система образования, требованиям нового экономического мира?
Сейчас востребованы люди мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различие между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи.
Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремиться подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания. Именно им наиболее любознательным, часто становиться скучно в классе. Учителю порой просто некогда заботиться об одаренных детях.
Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным способностям.
В связи с этим у меня возникла необходимость в совершенствовании процесса обучения с целью поддержки и развития познавательной активности таких учащихся. И подобно тому, как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант благоприятная окружающая среда и умелое педагогическое руководство способны превратить природный дар в выдающиеся талант. Как не потерять таких детей? Как различить их в классе?
Возникает противоречие между стремлением развивать всех учеников и неумением развивать способности одаренных.
Существует в основном 2 стратегии развивать математические способности одаренных детей: ускорение и обогащение.
Стратегия обогащения показалась мне наиболее подходящей для развития одаренных детей. Так как она не вызывает перегрузки учащихся, а расширяет знания по учебному материалу, углубляет эти знания.
Работая более 20 лет в школе, я как учитель понимаю, что должна обучать и развивать всех детей в классе. Именно осознавая тот факт, что в классах дети очень различаются по своему уровню развития, умению учиться, мотивации, пришла к выводу, что необходимо использовать дифференцированную систему обучения.
Одаренный ребенок может быть один на всю школу, поэтому считаю, что учителю необходимо работать и развивать детей, имеющих определенные задатки. По результатам диагностики класс был условно разделен на несколько групп. В первую попали дети с более высоким уровнем развития. Нельзя сказать, что они отличались высоким уровнем одаренности, но у них были выявлены задатки выше среднего уровня. И так распределены были остальные ученики.
Следующей ступенью стало определение основных задач их развития и обучение. Для успешной работы необходимо было перестроить свою работу .Так как главная работа учителя осуществляется на уроках, то основное внимание уделила содержанию учебной программы. Кроме этого вела работу кружка « Занимательная математика» 3-4 классы. Программа кружка рассчитана на 2 года. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепляет интерес детей к познавательной деятельности, способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Определила основные требования к программе кружка:
связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
использование занимательности;
использование исторического материала;
решение нестандартных, олимпиадных задач;
учет желаний учащихся;
   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Пересмотрев программу по математике, выделила основные задачи, определила роль предмета в начальной школе. Первая задача состояла в приведении в систему имеющегося у младших школьников жизненного опыта о величинах. Ввела допустимые элементы опережения, большое количество теоретического материала, дополняя учебник материалом из других источников( энциклопедий, интернета).На уроках математики я ввожу много материала имеющего отношение к истории, к познанию мира, к охране окружающей среды. Опыт показывает, что целенаправленная работа по развитию математического мышления одаренных детей влияет на общее развитие всего класса, создает атмосферу сотрудничества.
Изменение в содержании уроков, хорошо отразилось на развитие математического мышления. Такие уроки не только положительно влияют на мотивацию, но и учат применять знания в реальной жизни.
При работе с одарёнными детьми я руководствуюсь следующими принципами:
- использовать в своей работе большое количество творческих заданий;
- учёба должна приносить ребёнку удовольствие;
- необходимо самостоятельное добывание информации;
- уважение желания ребёнка работать самостоятельно;
- поощрение настойчивости, активности;
- не снижать самооценку ученика.
Показателями правильно выбранной мною педагогической стратегии могут выступать следующие результаты . В 2009-2010 г состоялись олимпиады по математике. Их результаты:
Школьный тур Городская олимпиада «Юниор» Дистанционная олимпиада «Юный математик» 2012г
Неверов В 2место Неверов В 1 место Вольф В. 1 место
Ковальчук и. 2 место
Гаджиева И. 2 место
Гончаренко 2 место
Фатеева И 1 место Подведем итоги. Итак, первое: перед началом работы с одаренными детьми необходимо учитывать их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними.
Второе: вне зависимости от системы обучения (Занковская ли это система, или Давыдова, Эльконина, традиционная ли) огромна роль в развитии детей самого учителя, особенно в младших классах.
Третье: так же важен стиль преподавания учителя. Считается, что существует два типа учителей: «развивающие» и «обучающие». «Развивающий» учитель акцент в своей работе, прежде всего, делает на развитие процессов психики (мышление, память, внимание, воображение и т. д.). Меньшее значение имеет количество выполненных заданий, чем качество творческой работы. «Обучающие» учителя большее внимание уделяют показательной стороне обучения: высокие результаты учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы); меньше работы ведется на развитие творчества.
К сожалению, даже самые полные и эффективные методики – это только инструмент в руках учителя. И, как показывает опыт, лишь умело используя их можно добиться высоких результатов