Методические рекомендации по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.


Методические рекомендации по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем. Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.
Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.  
Существуют различные классификации видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.    В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.
      Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта. Чем больше мы общаемся с разными людьми, участвуем в различных мероприятиях, занимаемся разными делами, тем больше чувственного, эмоционального и интеллектуального опыта мы получаем.
      Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов, оригинальных продуктов. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д. Творческое воображение — процесс значительно более сложный и трудный, чем воссоздающее воображение.
К сожалению, вместе с безусловным плюсами (такими как знакомство с различными техниками, видами художественного творчества), доступность разнообразных информационных источников, в частности, ресурсов интернета, далеко не всегда способствует развитию творческого воображения, порождает стремление следовать шаблону, предложенной схеме для получения определенного художественного изделия. И сама по себе учебная деятельность в ее традиционном понимании направлена на усвоение учащимися базовых требований, не сопряжена в должной степени с творческой деятельностью и способна привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, дети практически не имеют возможность действовать самостоятельно и действуют по заданному алгоритму, не проявляя творческого подхода к решению однотипных заданий.
Почему именно возрасту младшего школьника следует уделить пристальное внимание? Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов. Однако если сравнивать роль воображения в детстве и зрелом возрасте, то, конечно же, в жизни ребенка воображение проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое нарушение реальности, чем у взрослого.
  Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.
     В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)
       В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории,  фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
Изобразительная деятельность, или, другими словами, рисование – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.
При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.
Возможными путями развития творческого воображения на занятиях ИЗО могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи и рисунка.
Выразительные средства живописи и рисунка. В этом разделе следует особо выделить нетрадиционные техники, применяемые на занятиях ИЗО. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными и широко известными. Кроме того, это задания с «непредсказуемым» результатом. Достаточно часто распространенно обучение по образцу. Такой способ - это тренировка, при помощи которой ученик может достигнуть иногда довольно высокой степени мастерства и выполнение тех или иных операций. Однако механически усвоенный способ действия становится одним из препятствий на пути развития воображения, в сущности это только передача приёмов и способов действий, без развития творческих способностей. Ребёнку уже не нужно самому наблюдать, анализировать, находить главное, определять смысл, красоту и оригинальность деталей: ему нужно только скопировать. Работы, выполненные в нетрадиционных техниках, не могут иметь однозначного, правильного или не правильного, результата. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Возможные варианты: энкаустика ( пластилиновая живопись), монотипия, граттаж, кляксография с трубочкой, использование малярный ленты ( скотча), рисование с использованием соли, рисование мятой бумагой и пр. Каждая из техник -это маленькая игра, участвуя в которой ребенок знакомится со свойствами художественных материалов, бумаги, со способами работы с ними.
Художественно-дидактические игры. Как известно, игра – лучший вид деятельности для дошкольника и младшего школьника, в котором развивается творческое воображение. Примеры:
Упражнение «Волшебные кляксы». Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
Упражнение «Волшебная ниточка». В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.
Игра – «Неоконченный рисунок».    Детям даются листы с изображением  недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
Упражнение «На что похожи наши ладошки». Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек
Рисование на темы. Важным умением творческого человека является способность взглянуть на мир со стороны. Для развития этой способности ребенок должен иметь знание о том, что представляют собой «другие стороны» восприятия мира. Кроме того, в творческом процессе большую роль играет комбинирование, перестановка, изменение положения уже известных элементов. Творческие задания носят открытый характер, вариантов столько же, сколько и детей. Роль учителя здесь состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить нестандартную работу, и тем самым подстегнуть их интерес к творчеству.