Рабочая программа центра дополнительного образования для обучающихся 1-4 классов Театральная студия Сказка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с. Кормёжка»
Балаковского района Саратовской области
Согласовано
Руководитель МО
____________________
____________________
Протокол № ____
От «_____»_________ 201 г.
Согласовано:
Зам.директора по ВР
___________________
Н.Г.Воронова«_____»_________201 г
Утверждаю:
Директор школы
___________________
Е.Ю. Полынина
Приказ № ________
От «_____»__________ 201 г.
Рабочая программа педагога
центра дополнительного образования
Шильциной Айгуль Федоровны
Театральная студия «Сказка»
для учащихся 1-4 классов
]
2.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программа рассмотрена на школьном методическом объединение .
При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе, детском саду, также программа»Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В.
По данной программе кружок проводится 1 раз в неделю (34 часа в год)
Цель образовательной программы – эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Задачи:
Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.
Развитие творческих способностей.

Ожидаемые результаты:
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.
- Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
-Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
-Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта, взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
3.Учебно-тематический план

Тема занятия
Количество часов
на тему теория практика
1 Вводное занятие. Особенности театральной терминологии 2 1 1
2 Устройство ширмы и декорации 4 1 3
3 Виды кукол и способы управления ими 4 1 3
4 Кукольный театр на фланелеграфе4 1 3
5 Особенности работы кукловода 4 1 3
6 Посещение театра кукол .Обсуждение спектакля (зарисовки) 2 1 1
7 Речевая гимнастика 4 1 3
8 Выбор пьесы и работа над ней 7 1 6
9 Генеральная репетиция. Спектакль 3 3
Всего 34 8 26
5. Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке
-уметь применять красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задаче - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
4.Содержание тем учебного курса

п/п ИКТ Дата Корректировка
1 Вводное занятие. Особенности театральной терминологии DVD1 05.09 2 Особенности театра «Петрушка» 12.09 3 Устройство ширмы и декорации 19.09 4 Устройство ширмы и декорации DVD2 26.09 5 Речевая и пальчиковая гимнастика. 03.10 6 Изготовление декораций 10.10 7 Кукольный театр на фланелеграфе17.10 8 Работа с куклами- картинками 24.10 9 Речевая гимнастика 31.10 10 Спектакль 07.11 11 Пальчиковый театр www.solnet.ru 14.11 12 Изготовление пальчиковых кукол и декораций www.dramateshka.ru 21.11 13 Работа над спектаклем 28.11 14 Работа над спектаклем 05.12 15 Движение куклы по передней стенке ширмы 12.12 16 Движение куклы в глубине ширмы 19.12 17 Секреты сценического мастерства. 26.12 18 Психологическая готовность актера 09.01 19 Работа над спектаклем. 16.01 20 Генеральная репетиция спектакля 23.01 21 Спектакль 30.01 22 Посещение театра .06.02 23 Обсуждение спектакля (зарисовки) 13.02 24 Особенности работы кукловода 20.02 25 Пробы ролей 27.02 26 Сценическая речь 06.03 27 Актерское мастерство 13.03 28 Изготовление декораций 20.03 29 Соединение словесного и физического действия www.dramateshka.ru 27.03 30 Работа над спектаклем 03.04 31 Работа над спектаклем 10.04 32 Работа над спектаклем 17.04 33 Генеральная репетиция 24.04 34 Спектакль 01.05 6.Перечень учебно-методического обеспечения
Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.
Используемая литература
Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.
Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.
Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.
Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.
Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.
ИКТ
«Русские народные сказки» - DVD 1
«Сборник кукольных мультфильмов» -DVD 2
Интернет ресурсы
www.solnet.ruwww.dramateshka.ruwww.nachalka.ru