Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности. Художественно – творческое направление. Театральная студия « Звезда »

Управление образования
Муниципального образования Аскизский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Балыксинская средняя общеобразовательная школа


Рекомендована Утверждаю
Зам.директора по ВР Руководитель ОУ Яшникова Л.А
Черданцева М.К. _______________
_______________ «__»__________2014г.
«__»___________2014г.




Рабочая учебная программа
по внеурочной деятельности.

Художественно – творческое направление.
Театральная студия
« Звезда »


1 год
(срок реализации программы)


Гусева Татьяна Андреевна.
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)



с. Балыкса
2014г.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.

Цель - воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помощь ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.
Задачи:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Общая характеристика курса
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация)
способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 3 класса, на 1 год обучения.
На реализацию театрального курса «Звезда» в 3 классе отводится 108 ч в год ( 3 часа в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
·  потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
·  целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
·  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
·  осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
·  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
·  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
·  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
·  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
·  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
·  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
·  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
·  обращаться за помощью;
·  формулировать свои затруднения;
·  предлагать помощь и сотрудничество;
·  слушать собеседника;
·  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
·  формулировать собственное мнение и позицию;
·  осуществлять взаимный контроль;
·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
·  читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
·  выразительному чтению;
·  различать произведения по жанру;
·  развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
·  видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
·  сочинять этюды по сказкам;
·  умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
.Учебно-тематический план на год
N п\п
Содержание программы
Количество часов



теория
практика

1.
Вводные занятия
1


2.
Игры, упражнения и этюды по развитию внимания
5
12

3.
Просмотр спектаклей на видеодисках
3
10

4.
Работа над спектаклем, показ спектакля
8
65

5.
Анализ выступления
4



Итого:
21
87


Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
·  Музыкальный центр;
·  музыкальная фонотека;
·  аудио и видео диски;
·  СД– диски;
·  костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
·  элементы костюмов для создания образов;
·  видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
·  Электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
·  Сценарии сказок, пьес, детские книги.

  Планируемые результаты:
       Выпускник научится:
- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
- Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- Создавать несложные перчаточные куклы и управлять ими.
- Оформлять спектакль декорациями, созданными самостоятельно.
- Запоминать заданные педагогом мизансцены.
- Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Выпускник получит возможность научится:
- Действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
- Произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
-Ччитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- Строить диалог с партнером на заданную тему.
- Составлять диалог между сказочными героями.






Календарно тематическое планирование театральной студии «Звезда»


Тема занятия
Часы
Дата проведения

1.
Вводное занятие. История театра. Техника безопасности.
1


2.
Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами.
2


3.
Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).
3


4.
Интонация. Мимика, жест.
2


5.
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.
2


6.
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).
2


7.
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра»
2


8.
Этюды.
3


9.
Русские народные сказки.
2


10.
Просмотр спектаклей на видеодисках.
«Муха-Цокотуха».
 «Тараканище».
«Айболит».
«Бармалей».
«Мойдодыр».
«Чудо-дерево».

6


11.
Беседа после просмотра спектакля. Выбор пректа спектакля.
2


12.
Знакомство со сценарием сказки в стихах.
1


13.
Чтение по ролям.
1


14.
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.
1


15.
Репетиция. Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)
2


16.
Репетиция. Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)
2


17.
Репетиция. Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)
2


18.
Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.
2


19.
Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.
2


20.
Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями
2


21.
Анализ выступления.
1


22.
Занятия техникой речи и сценическими движениями. Выбор спектакля средствами исследовательской деятельности.
4


23.
Актерское мастерство. Репетиция спектакля.
2


24.
Сценическая речь. Репетиция спектакля.
4


25.
Сценическое движение. Репетиция спектакля.
2


26.
Основы грима. Репетиция спектакля.
2


27.
Отработка диалогов. Репетиция спектакля.
3


28.
Ритмопластика. Репетиция спектакля.
3


29.
Этикет. Репетиция спектакля. Музыкальное оформление спектакля.
2


30.
Выступление спектакля. Анализ ошибок.
2


31.
Просмотр спектаклей на видеодисках.
«Кот в сапогах».
«Золушка».
«Сказки Андерсена».

3


32.
Беседа после просмотра спектакля. Выбор проекта спектакля.
2


33.
Занятия техникой речи и сценическими движениями
4


34.
Актерское мастерство. Репетиция спектакля.
2


35.
Сценическая речь. Репетиция спектакля.
4


36.
Сценическое движение. Репетиция спектакля.
2


37.
Основы грима. Репетиция спектакля.
2


38.
Отработка диалогов. Репетиция спектакля.
3


39.
Ритмопластика. Репетиция спектакля.
3


40.
Этикет. Репетиция спектакля. Музыкальное оформление спектакля.
2


41.
Выступление спектакля. Анализ ошибок.
2


42.
Просмотр спектаклей на видеодисках.
«Сказки Пушкина».
«Басни дедушки Крылова».

2


43.
Планирование проекта. Работа над спектаклем по
басням И.А. Крылова. Отчётный спектакль.

4


44.
Планирование проекта. Работа над спектаклем по сказкам А.С Пушкина. Отчётный спектакль.
4


45.
Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)
1


46.
Анализ работы за год
1







































Литература:
ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
Русские народные сказки.
Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.









Заголовок 615