ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ «БИС»


ГОСУДАРСТ
center23002457459410012100center818008745855Педагог дополнительного образования ЧЕЛОХСАЕВА ИННА АЛЕКСАНДРОВНА
941009200Педагог дополнительного образования ЧЕЛОХСАЕВА ИННА АЛЕКСАНДРОВНА
center700007484110Программа рассчитана на 3 года обучения
9410010000Программа рассчитана на 3 года обучения
center300003207385ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ «БИС»
9410036300ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ «БИС»
ГО

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поёт, пойте!»
Наталия КняжинскаПояснительная записка
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; «Сольное пение» Р.А. Жданова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств. В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования детей Минобразования России, подобные программы не встречались. Данная программа является авторской и подобных программ в системе дополнительного образования автору не известно. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки ( слуховой контроль за качеством своего вокального звучания).Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Программа разработана для учащихся, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь, имея разные стартовые способности.
В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков, обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.
Именно для того, чтобы учащийся, наделенный способностью и тягой к творчеству, развил свои вокальные способности, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние, и разработана эта программа дополнительного образования детей, направленная на духовное развитие обучающихся. Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Основная цель заключается в передаче опыта, сконцентрированного в музыкальном, вокальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности. Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Формирование устойчивого интереса к пению
Обучение певческим навыкам
Развитие слуха и голоса детей.
Формирование голосового аппарата.
Обучение выразительному пению
формировать музыкальную культуру
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях).
Программа отличается от других программ тем, что:
- позволяет через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей обучающихся в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- применение речевых игр и упражнений, которые развивают чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами;
- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края и песенным репертуаром Северного Кавказа;
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков.
Принципы педагогического процесса:
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а также небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в различных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения.
Практические занятия, где разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самихучащихся, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Отчетный концерт.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Ожидаемые результаты обучения
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
К концу третьего года обучения дети должны
знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
К концу третьего года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют лучше реализовать свой потенциал. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
Программа предполагает различные формы результативности: участия в различных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.
Необходимые условие реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие репетициального зала (сцена).
2. Фортепиано, сентизатор.
3. Музыкальный центр, компьютер.
4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
5. Электроаппаратура.
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№ Разделы, название темы Часы
теория практика индивид.
работа Общее количество
часов
I. Пение как вид музыкальной деятельности. 1 Понятие о сольном и ансамблевом пении. 1 - - 1
2 Диагностика. Прослушивание голосов. 1 2 - 3
3 Строение голосового аппарата. 1 1 - 2
4 Правила охраны голоса. 1 - - 1
5 Вокально-певческая установка. 1 6 2 9
6 Упражнения на дыхание. 1 6 - 7
II. Формирование голоса. 1 Звукообразование. 2 7 2 11
2 Певческое дыхание. 2 8 2 12
3 Дикция и артикуляция. 1 8 1 10
4 Речевые игры и упражнения. 1 8 1 10
5 Вокальные упражнения. 2 12 4 18
III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. 1 Народная песня. 1 6 - 7
2 Произведениями русских композиторов- классиков. 1 4 - 5
4 Произведения современных отечественных композиторов. 1 14 - 15
5 Сольное пение. 8 - 8
IV. Игровая деятельность, театрализация. 1 4 2 7
VI. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. 1 Путь к успеху. 1 3 - 4
2 Посещение концертов. 4 - 4
VII. Концертно-исполнительская деятельность 1 Репетиции 6 - 6
2 Выступления, концерты. 4 - 4
Итого 19 111 14 144
Содержание программы
Первый года обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Понятие об ансамблевом пении. Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
1.4. Правила охраны голоса. Характеристика голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений.
1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Тема II. Формирование голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. При исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни
Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
Посещение концертов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Учебно-тематический план
(2-й год обучения)
№ Разделы, название темы Часы
теория практика индивид. работа Общее количество
часов
I. Пение как вид музыкальной деятельности 1 Вокально-певческая установка. 1 4 1 6
2 Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. 1 6 1 8
Упражнения на дыхание 1 6 - 7
II. Совершенствование вокальных навыков 1 Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. 1 7 2 10
2 Вокальные упражнения. 2 10 2 14
3 Артикуляционный аппарат. 1 7 2 10
4 Речевые игры и упражнения 1 6 - 7
5 Дыхание, опора дыхания. 1 5 4 10
III. Разучивание и исполнение песен. 1 Народная песня 1 6 - 7
2 Произведения композиторов-классиков. 1 4 - 5
3 Произведениями современных отечественных композиторов. 1 12 - 13
4 Произведениями западноевропейских композиторов-классиков. 1 4 - 5
5 Сольное пение. 6 4 10
IV. Элементы хореографии 1 7 2 10
V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. 1 Путь к успеху. 2 - 2
2 Посещение концертов. 4 - 4
3 Встречи с вокальными коллективами 2 - 2
VI. Концертно-исполнительская деятельность - - 1 Репетиции 8 - 8
2 Выступления, концерты. 6 - 6
Итого 14 114 18 144
Содержание программы
Второй года обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Контроль за певческой установкой в процессе пения.
1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
1.3. Упражнения на дыхание.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы, мышц гортани и носоглотки.
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня  закрепление певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.
2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. При исполнении упражнения учить сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.
3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.. Пение соло и в ансамбле.
3.5. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.
Тема IV. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи образа песни.
Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
5.1. Прослушивание и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.
5.2. Посещение концертов. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям.
5.3. Встречи с вокальными коллективами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Учебно-тематический план
(3-й год обучения)
№ Разделы, название темы Часы
теория практика индивид. работа Общее количество
часов
I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. 1 Сценическое движение и художественного образа песни. 1 2 - 3
2 Виды, типы сценического движения. 1 5 1 7
3 Соотношение движения и пения 1 4 1 6
4 Упражнения на дыхание 1 8 2 11
II. Совершенствование вокальных навыков 1 Вокальные упражнения. 1 12 4 17
2 Речевые игры и упражнения 1 5 - 6
III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. 1 Народная песня 1 6 - 7
2 Произведения композиторов-классиков. 1 4 - 5
3 Произведениями современных отечественных композиторов. 1 10 - 11
4 Произведениями западноевропейских композиторов-классиков. 1 4 - 5
5 Сольное пение. 10 6 16
IV. Элементы хореографии 1 7 4 12
V. Актёрское мастерство 1 7 2 10
VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. 1 Путь к успеху. 2 - 2
2 Посещение концертов. 4 - 4
3 Встречи с вокальными коллективами 2 - 2
VI. Концертно-исполнительская деятельность - - 1 Репетиции 10 - 10
2 Выступления, концерты. 10 - 10
Итого 12 112 20 144
Содержание программы
Третий года обучения
Тема I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.
1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.
1.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.
1.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.
1.4. Упражнения на дыхание. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки.
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.
2.4. Речевые упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки в зависимости от жанра произведения. Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.
3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение под фонограмму. Творческие задания для самостоятельной работы.
3.5. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, формирование и стабилизация высокочастотного ротового резонатора, формирование и стабилизация низкочастотного резонатора, синтез всего перечисленного в эстрадном певческом тоне. Перенос технологии со специальных координационно-тренировочных упражнений на конкретный музыкальный материал.
Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни.
Тема V. Актёрское мастерство. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.
Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
6.1. Прослушивание просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей.
6.2. Анализ музыкальных произведений.
Тема VII. Концертная деятельность. Выступление ансамбля и солистов.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.