Конспект урока на тему Цели изучения курса «Информатики и ИКТ». Информация вокруг нас


Тема: Цели изучения курса «Информатики и ИКТ». Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.
Цель: ознакомить учеников с понятием «информатика»; на основе их жизненного опыта сформулировать понятия «информация», «сообщение», «данные», «информационный объект»; научить различать виды, свойства информации; дать представление об основных информационных процессах; ознакомить учеников с правилами поведения в компьютерном кабинете; развивать логическое мышление, память, творческое воображение; воспитывать информационную культуру.Тип урока: усвоение нового материала.
Материально-техническое оснащение: компьютер, инструкции по ТБ в компьютерном кабинете, доска.
План урока
Организационный момент. Постановка цели урока.(2 мин)
Вступительная беседа.(3 мин)
Мотивация учебной деятельности.(5 мин)
Изучение нового материала.(11 мин)
Физкультминутка(4 мин)
Закрепление изученного учащимися материала(15 мин)
Подведение итогов урока(3 мин)
Домашнее задание(2 мин)
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих. Концентрация внимания учащихся. Организация и проверка готовности учеников к работе, создание позитивной эмоциональной атмосферы.
Вступительная беседа
Вы начинаете изучать новый предмет – информатика. Информатика это широкая область новейших технологий, связанных с информационной деятельностью человека. Информатика как наука достаточно молодая: она сформировалась во второй половине ХХ века, но уже стала необходимой составляющей образования современного человека. Английский вариант названия информатики звучит как Computer Science – компьютерная наука. Самым известным достижением в этой области стало создание персональных компьютеров, которые очень быстро стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Благодаря компьютерам вы открываете для себя не только новые игры и развлечения, но и окно в безграничный мир Интернета, в мир создания компьютерных изображений, текстов, разнообразных математических вычислений.
Сегодня мы начинаем изучать тему «Компьютер для начинающих», данная тема рассчитана на 8 уроков.
Мотивация учебной деятельности
Методический приём «Угадай предмет»
Ученику предлагаются три предмета: книга, линейка-треугольник, карандаш. Ученик должен угадать наощупь, какие предметы он держит в руках.
Методический приём «Передай информацию»
374904033401000Двое учеников выходят к доске. Один получает лист с рисунком. Не показывая рисунок другому ученику, он должен словами передать информацию о рисунке так, чтобы второй ученик на доске нарисовал рисунок, похожий на рисунок на листке. Вариант рисунка:
Фронтальный опрос
С помощью каких органов чувств вы получали информацию?
Как вы можете передать информацию друг другу?
Какое устройство помогает человеку обрабатывать большое количество информации?
Изучение нового материала (мини-лекция)
План изучения темы
Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики.
Информатика как наука.
Информация, данные, сообщение, виды информации, информационный объект.
Правила поведения в компьютерном классе:
нельзя входить в компьютерный класс без разрешения учителя;
нельзя входить в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви;
нельзя приносить в класс еду и напитки;
нельзя без разрешения преподавателей включать или выключать компьютер и другие устройства;
нельзя трогать шнуры, розетки, провода;
нельзя класть какие-либо предметы на системный блок, монитор, клавиатуру;
нельзя перемещаться по кабинету без разрешения учителя;
не пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно обратиться к учителю.
Невыполнение правил поведения в компьютерном классе – грубое нарушение порядка и дисциплины. Учащиеся, нарушившие правила ТБ в компьютерном классе, от выполнения практических работ отстраняются. Допуск этих учащихся возможен только после повторного инструктажа и записи в журнале по ТБ.
Информация – это новые знания и сведения об окружающем нас мире.
Человек получат информацию с помощью органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Для получения более точной информации человек использует различные приборы и устройства: термометр, линейку, микроскоп, навигатор, калькулятор.
Виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация. Компьютер увеличивает возможности человека при работе с информацией: помогает хранить, обрабатывать и передавать информацию.
Информационный объект – это совокупность логически связанной информации (статья, рисунок, таблица).
Данные – информация, представленная в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером.
Информатика – наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера.
V.Физкультминутка
VI.Закрепление изученного учащимися материала
1. Работа с компьютером: ознакомление с анимацией «Классификация информации по способу её восприятия людьми» в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru); работа с виртуальной лабораторией «Оптические иллюзии» и выполнение необходимых измерений виртуальными инструментами.
2. Работа в тетрадях: заполните таблицу «Виды информации» словами, записанными ниже таблицы.
Числовая Текстовая Графическая Звуковая Видеоинформация
Мультфильм, текст книги, звонок телефона, картина в музее, дорожный знак, пение птиц, возраст, презентация, газета, количество детей в классе.VII.Подведение итогов урока
Рефлексия учащихся:
Закончите предложения:
- Я умею…
- Я знаю…
- Я могу…
Впечатления от урока: на доске нарисованы смайлики, их количество равно количеству детей в группе. Каждый учащийся должен дорисовать ту эмоцию смайлику, которая показывает его впечатление от урока. Все детки выходят к доске по очереди.
VIII.Домашнее задание
Читать § 1, выполнить в тетради упражнение 3, используя ЭОР, указанный в условии.