О психологических особенностях младших школьников.


О психологических особенностях учащихся 1 – 5 классов
Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач педагогов.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. С первых дней обучения ребенку необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать информацию и хорошо ее запоминать.
Задача педагога — помочь детям как можно быстрее адаптироваться к учебной деятельности в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Еще одна проблема состоит в той, что углубленная и продуктив ная умственная работа требует от детей регуляции своего поведения, сдерживания эмоций, ограничения естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах. Многие из них при этом быстро утомляются, устают.
Особую трудность для детей семилетнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В начале школьного обучения дети нередко испытывают сильноe утомление от занятий, но часто это происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности физической саморегуляции.

О познавательном развитии учащихся 1 — 5-го классов
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (воспри ятие, внимание, память, воображение, мышление, и речь), кото рые начали формироваться у ребенка в дошкольный период. С поступлением в школу потребность в их развитии резко возрастает. Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд.
У многих детей в этот период появляются дополнительные обязанности по дому, и это помогает им быстрее перестроиться на новую систему отношений. Важно,  чтобы в домашней трудовой деятельности школьника находили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает в школе/
Коллективные формы работы, стимулирующие общение, в младшем школьном возрасте наиболее полезны для общего развития и должны быть обязательными для детей.
В этом возрасте изменяются детские игры, они приобретают более совершенные формы, становятся развивающими.
У первоклассников и отчасти у второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное  мышление. Ученики третьих и пятых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).
Важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку реализовать ее. Сознательный контроль собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять своим поведением, исходя из принятого решения, намерения, поставленной долгосрочной цели. Особенно отчетливо это проявляется, когда дети играют или делают что-то своими руками.
Деятельность человека, его поступки и решения могут опреде ляться двумя разными мотивами: мотивом достижения успехов и мотивом избегания неудач. Если взрослые люди, обладающие достаточно высоким авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи, больше наказывают за промахи, то в итоге формируется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

О становлении характера ребенка
В 1 — 5 классах в основном оформляется характер человека, складываются его основные черты. Среди положительных черт характера, которые проявляются в предметной практической деятельности и формируются в этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, а как примеры качеств, относящихся к сфере межличностного общения, — контактность, покладистость, доброту, преданность и исполнительность.
Для укрепления характера детей воспитателю рекомендуется:
— включение ребенка в совместную сюжетно-ролевую игру и деятельность, выполняя которую он должен будет приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей;
— выбор в качестве партнеров для общения и совместной деятельности ребенка с другими детьми таких детей, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого, что требует различного межличностного поведения;
- постепенное усложнение задач, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с другими людьми.
Разумеется, все это необходимо делать не сразу, а постепен но, шаг за шагом, переходя от простых задач межличностного плана к более сложным.
О психодиагностике
Психодиагностической оценке в 1 — 5 классах подлежат:
— общая ориентация детей в окружающем мире;
— отношение ребенка к обучению в школе;
— внимание;
— память;
— мышление;
— речь;
— художественно-изобразительные способности;
— трудовые умения и навыки;
— мотивация достижения успеха;
— личностные качества;
— межличностные отношения.
Педагог  совместно с психологом, пользуясь методиками, включенными в программу, может определить склонности, задатки и способности детей, оценить эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрений того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в их психологическом развитии.