Социальное партнерство как необходимое условие эффективного развития системы управления образовательной организацией


Социальное партнерство как необходимое условие эффективного развития системы управления образовательной организацией.
Г.В. Магомедова
Заместитель директора по УВР муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 7 города Буденновска Буденновского района»
Более распространённой стала практика социальной активности работников системы образования. Именно администраторы школ и педагогические работники инициируют создание в школах различных органов самоуправления, вовлекая в них учителей, обучающихся и их родителей.
Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества.
Современное образовательное учреждение превращается в координатора образования и социализации. Успех такой деятельности зависит от зрелости и развитости системы социального партнерства.
Социальное партнерство, как известно, было объявлено одним из стратегических направлений модернизации Российского образования. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. В настоящее время, как государство, так и общество в достаточной степени стали заявлять свои приоритеты, является очевидным, что для образовательных учреждений мало оставаться в состоянии самодостаточности и внутренней замкнутости. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.
Наиважнейший социальный партнер школы - родители обучающихся. Гражданская пассивность, иждивенчество некоторой части родителей, их потребительское отношение к школе можно преодолеть, развивая социальное партнерство сначала с группой родителей, развивая добровольную общественную работу, благотворительность. Партнерские отношения между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства. Наша задача воспитывать положительное отношение к школе у обучающихся и родителей через включение родителей в общественную жизнь Гимназии.
В плане воспитательной работы Гимназии - участие родителей в классных, общешкольных мероприятиях, совете профилактики правонарушений, совместные поездки, профориентационные экскурсии на места работы родителей. 12 лет в партнерстве с родительской общественностью проходит церемония окончания учебного года «Виват, Гимназия!», на которой награждаются обучающиеся, добившиеся значительных успехов в номинациях: «Учеба», «Спорт», «Творчество и вдохновение», «Серебряный дождь», «Золотой фонд Гимназии», «Лучший ученик года», «Лучший учитель года». На данной церемонии в номинации «Сотрудничество» отмечаются родители, оказывающие действенную помощь Гимназии.
Совместное сотрудничество Гимназии с общественностью позволяет ей стать открытой системой.
Выстраивая механизмы реализации системы социального партнерства в городе и районе, мы определили основные направления развития партнёрских отношений через интеграцию социально-педагогических, социокультурных и образовательных возможностей образовательного пространства района с учреждениями, общественностью, семьей, системой дополнительного образования детей:
• «Патриотами становятся». Основными целями Гимназии является формирование общей культуры обучающихся, их адаптации в жизни, в обществе, создание основы для воспитания гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, уважения к культурному и историческому наследию страны. Мы осуществляем гражданско-патриотическое воспитание через Совет Ветеранов войны и труда Буденновского муниципального района, военный комиссариат Буденновского района, воинские части, дислоцированные на территории Буденновского района, Краеведческий Музей города Буденновска, местное отделение ДОСААФ.
Неоценимую помощь в воспитании подрастающего поколения оказывает Музей Боевой Славу Гимназии. В музее часто проводятся Уроки Гражданственности, Уроки Мужества, классные часы, экскурсии, выставки, встречи с ветеранами Отечественной и локальных войн, тружениками тыла и ветеранами труда, тематические мероприятия, видеоконференции. На базе Музея организован и действует кружок «Юные экскурсоводы».
За десять лет музей посетило более пяти тысяч человек. Это не только гимназисты, но и обучающиеся учебных заведений города, в том числе воспитанники детских садов, казачьего кадетского корпуса, а также гости из других городов России: Тулы, Екатеринбурга, Тобольска, Петербурга. Особенно частыми гостями в Музее Боевой Славы являются ветераны Великой Отечественной войны, они являются почетными членами Совета музея и участвуют во всех мероприятиях.
• «Мы вместе». Взаимодействие ОУ и местного сообщества: это, прежде всего дошкольные образовательные учреждения города Буденновская, Центр по работе с молодежью, Центр занятости населения, Буденновский округ православных церквей, Армянская община «Сурб Хач», немецкая автономия «Видергебурт», грузинская, азербайджанская и дагестанская диаспоры;
• «Воспитание для будущего». Интеграция основного и дополнительного образования детей через Дом детского творчества, где проводятся совместные мероприятий с активом ученического самоуправления и сотрудники которого проводят занятия на базе Гимназии. Это позволяет создать в стенах образовательных организаций отдельных творческих объединений детей; ГАОУ ДОД «Центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск», партнерство с ЭБЦ (Экологический отряд «Росток» неоднократно становился победителем мероприятиях и конкурсах проводимых районной экологической организацией «Шмель».)
• «Через движение и игру – к воспитанию и становлению человека» (здоровьесбережение через Детские спортивные школы, школу бокса и тяжелой атлетики, Центр детско-юношеского туризма, учреждения здравоохранения);
• Партнёрство с культурно-образовательными центрами (Отделом культуры – где базируется студия бального танца «Надежда», спортивно - хореографическая студия «Колибри», вокальная группа «Камертон», а также Детскими музыкальной и художественной школами и Станцией юных техников. Много мероприятий проводится совместно с городской и детской библиотеками, а также с библиотеками микрорайонов);
• «Безопасность детей – забота общая». Сотрудничаем с ОНД по Буденновскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, ЗОПСЧ ФГКУ «8 отряд ФПС по СК», ОАО «Буденновскгазпромбытсервис». Совместное проведение объектовых тренировок, семинаров, лекций и круглых столов, экскурсий на объекты, а также сотрудничество с ОДН Буденновского района: приглашение инспекторов на заседания школьного совета профилактики, проведение тематических лекций по изучению правовых документов, организация индивидуальных бесед с обучающимися.
• «Законы дорог уважай!». Тесное взаимодействие с ГИБДД по профилактике ДДТТ. Более 10 лет отряд ЮИД «Сирена» МОУ «Гимназия № 7 г. Буденновска» занимает первое место в районном конкурсе ЮИД и принимает участие в краевых соревнованиях. Отряд «Сирена» частый гость на классных часах и внеклассных мероприятия, а также активный участник районных акциях «Мы за безопасность на дорогах!»
• «Выбор». Сегодняшние обучающиеся — это наиболее социально активная часть российского общества и кадровый ресурс экономики следующих десятилетий. Поэтому одним из ключевых факторов качества человеческого потенциала являются образование и социализация обучающихся. Развивая систему непрерывного образования, Гимназия осуществляет сотрудничество с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями города, ССУЗами и ВУЗами города для создания системы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся. На второй и третьей ступени общего образования, реализуем программы углубленного изучения иностранных языков (где представлены английский, французский, немецкий и испанский языки), на третьей, развиваем систему профильного обучения с учетом реальных потребностей рынка труда, запросов родителей, ввели курс «Психология», который поможет обучающимся в решении проблем социализации личности в современном мире.
Все это в совокупности дает возможность более эффективно подготовить выпускников Гимназии к выбору дальнейшего пути обучения. Эту возможность предоставляют ОУ города Буденновска: филиал ГБОУ ВПО СГПИ в г. Буденновске, ГБОУ СПО «Буденновский медицинский колледж», ГБОУ СПО «Региональный политехнический колледж», Филиал НОУ СПО "Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права", Буденновский филиал негосударственного некоммерческого образовательного учреждения высшего профессионального образования "Институт Дружбы народов Кавказа", Филиал Гуманитарного института, а также ВУЗы и СУЗы Ставропольского края
Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, определять приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, своевременно координировать совместную деятельность с пониманием своей ответственности. Кроме того, оно способствует накоплению и передаче жизненного опыта, как самого образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного развития и эффективной работы на рынке образовательных услуг
В результате, мы ожидаем, улучшения следующих показателей:
ПОВЫШЕНИЕ:
качества образования;
уровня развития системы общественно-государственного управления Гимназией;
уровня социальной компетентности участников социального партнерства;
уровня материально-технического, финансового и методического обеспечения образовательного процесса в Гимназии;
РАСШИРЕНИЕ:
открытости образовательного учреждения, в т.ч. информационной открытости и конкурентоспособности Гимназии;
образовательного пространства Гимназии через взаимодействие социального партнерства;
РОСТ:
мотивации педагогов, родителей, обучающихся и представителей общественности к участию в социальном партнерстве;
Мы также видим реальные и возможные риски:
- незаинтересованность и инертность некоторых социальных партнеров;
- отсутствие взаимовыгодного интереса к сотрудничеству;
- сложности в коммуникации между социальными партнерами;
- трудности в получении быстрого результата от сотрудничества.
Мы проводим в свою очередь мероприятия по снижению рисков:
- проектируем совместную деятельность;
- проводим промежуточные мероприятия, направленные на координацию работы; - тиражируем положительный опыт;
- используем сайт Гимназии;
- планируем найти себе «шефов» выйти с предложениями в органы власти по поощрению участников социального партнерства и их льготному налогообложению;
- изучаем существующую нормативно-правовую и методическую документацию, разрабатывает собственную.
В процессе изучения практики социального партнерства, осмысления собственного опыта управленческой деятельности по развитию социального партнерства было выявлено:
механизмы развития социального партнерства еще недостаточно отработаны;
в сфере образования социальное партнерство часто остается больше декларируемым, чем реально осуществляемым;
отсутствует механизм обратной связи с гражданским обществом;
ограничен круг социальных партнеров.
Медленно развивается и такая составляющая социального партнерства – общественное государственное самоуправление. Российское государство в последнее время выделяет на конкурсной основе грантовые средства для общего стимулирования деятельности общественных организаций, но сфера социального партнерства в образовании в этом конкурсе проигрывает другим секторам и в итоге не получает столь нужной целевой поддержки. Вероятно, становление систем партнерства займет не одно десятилетие, но общество и государство заинтересованы в том, чтобы стимулировать и корректировать этот процесс, тем более что он входит в число приоритетных национальных проектов.
Сегодня становится очевидным, что реализация образовательной программы учреждения общего образования невозможна без модернизации партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса, представителями власти, бизнеса и других потенциальных общественных институтов. Необходимо развивать взаимовыгодные отношения в социуме, т.к. прежние «шефские» отношения развалились, а новые формируются сложно.
Наша Гимназия всегда была открытой и доступной родителям и местному сообществу. Это определяется уровнем обратной связи с родителями и социумом через Публичный отчет, сайт Гимназии, местные СМИ.
Все наши достижения стали результатом совместной деятельности педагогического коллектива с органами самоуправления.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 7 города Буденновска Буденновского района» награждена Дипломом «Школа века».
В конкурсе Правительства Ставропольского края по выпуску высококачественной и конкурентоспособной продукции (услуг) среди организаций края МОУ «Гимназия № 7 г Буденновска» получила:
Знак «Лидер качества Ставрополья»;
Диплом Правительства Ставропольского края за применение эффективных методов управления качеством, значительные результаты по повышению качества продукции и оказываемых услуг;
Диплом о присвоении титула Лидер качества Ставрополья;
Знак «Серебряный орден» - отличник качества Ставрополья (для гимназии и руководителя) и Диплом к Знаку.
Гимназия стала победителем Всероссийского конкурса образовательных учреждений в рамках ПНПО и получила Гранд в 1 млн. рублей.
Два педагога стали победителями Всероссийского конкурса «Лучший учитель» в рамках ПНПО и получили гранд в 100 тысяч рублей.
МОУ «Гимназия № 7 г Буденновска» внесена в Федеральный Реестр «Всероссийская книга Почета».
Директор МОУ «Гимназия № 7 г Буденновска» Будникова В.Н. была признана «Человеком года» в городе Буденновске в марте 2010 года.
5 обучающихся гимназии внесены во Всероссийскую энциклопедию «Одаренные дети – будущее России» (Гейвандова Элонна, Припадчев Алексей, Берестенников Александр, Михин Михаил, Гуридов Александр).
В 2011 году руководитель гимназии Будникова В.Н., учитель иностранных языков, была награждена медалью «За вклад в развитие образования» за достижения в области организации и совершенствования учебной, методической и воспитательной работы. В номинации «Учитель» она внесена в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России».
С 2008 года на базе Гимназии при содействии Фонда Поддержки образования РФ реализуется Всероссийский проект «Гимназический союз России». За время работы данной программы гимназия имела возможность прямого общения в формате ВКС более чем с 40 регионами РФ по различным вопросам образования.
Мы понимаем, что становление системы социального партнерства – сложный, но интересный процесс. Мы открыты для сотрудничества с теми, кто готов решать задачи, стоящие перед Гимназией.
Социальное партнерство МОУ «Гимназия № 7 г. Буденновска»