Урок в школе вежливых наук .Слова очень нужные и очень важные

Классный час.
Урок в школе вежливых наук .Слова очень нужные и очень важные
( 2 класс, Школа России)
учитель начальных классов МОУ СОШ №19 имени В.М.Казанцева
Тихонова С. Н.

Цели
1. Закрепить и углубить знания детей о речевом этикете, о вежливости. 2. Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета. 3. Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормы поведения.
Оборудование
Презентация
2.Карточки со словами
Ход занятия
I. Организационный момент
Раз, два ,три
Слушай и смотри
Три, два, раз
Мы начнем сейчас
- Что ж, можно начинать.
II. Вступительное слово учителя
- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. Давайте сейчас вспомним эти слова, пройдя по особому лабиринту. (Показывает карту-рисунок «Лабиринта».)
- Прочитайте его название. ( Лабиринт Воспитанности.) - Войдем в него.
III. Повторение знаний о волшебных словах
- Что встретилось нам сразу у входа? ( Скамейка Волшебных слов.) - Давайте вспомним волшебные слова, присев на эту скамейку, и соберем их в магический куб. (Фишки-слова «превращаются» записывает 4аждая группв на карточках
- Теперь прочитайте хором волшебное Заклинание, написанное на доске:
Мой подарок я вручила, То есть радость получила То есть радостно и мне, То есть радостно вдвойне от подарка моего - стало два из одного! Э. Машковская
- Открываем куб.
(Учитель открывает магический куб, ученик достает карточки – слова.)
- Вот так распределил ваши слова куб. Прочитаем карточки.
Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Дубовой Данил читает стихотворение «Здравствуйте».
Клемпач Аля читает Добрый день
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку. - Здравствуй! – улыбнется он в ответ, И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет.
Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
Кудрина Настя читает стихотворение «Добрые слова».
За что, мы говорим «спасибо»? За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз.
Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
Воронов Илья к читает стихотворение «Доброго пути».
Нам желают: «Доброго пути!» - Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему- нибудь.
Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.
Александрова Лена читает стихотворение «Простите».
Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду. И взрослых перебивать, и что обещал – забывать. А если, я все же забуду, - Простите, я больше не буду.
Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
Церуашвили Соня читает стихотворение «Пожалуйста».
Отметить, что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно.
Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.
Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова».
Яловенко Дима
Эти слова всенм известны давно
Видишь –они и просты , и не новы.
Но я ещё повторю все равно:
-Добрые люди,будьте здоровы!:
Всюду, где нескромному Укажут от ворот, Вежливый попросит И пройдет. Перед словом вежливым Двери отворяются! Пусть оно почаще всюду повторяется. Помните, как азбуку, Как дважды два: «Спасибо» и «Пожалуйста» - Волшебные слова!
IV. Беседа о вежливости
- Мы идем дальше по лабиринту. Куда же проходить? (В ворота Вежливости.)
1. Справка учителя «Путешествие в прошлое»
- А известно ли вам , ребята, что обозначает слово «вежливость»? До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.
- А что же происходит в наши дни?
2. Пасько читает стихотворение «Андрюша»
3. Чтение стихотворения учащимися
- А о чем мечтают и взрослые, и дети?
1 ученик:
Настанет друзья, счастливое время, Настанут чудесные дни: Ребята приветливы будут со всеми, Грубить пристанут они. Не будет детей нехороших, Придут золотые года, И в комнату в грязных ботинках Не будут входить никогда.
2 ученик:
Грубить не будут дети, Не будут грызть ногтей, И станут все на свете Любить таких детей. Подует ветер свежий, Фиалки расцветут, Исчезнут все невежи Навеки пропадут.
 3 ученик:
Пусть грубость исчезнет навеки Пускай по рецептам врачей Появится в каждой аптеке Лекарство для грубых детей. Ребенок вертелся на стуле, Шумел и ко всем приставал, Ему прописали пилюли – Он принял – и вежливым стал.
Физ. минутка «Вежливые животные»
- Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга.
Возможный вариант:
жирафы (наклоны вперед);
антилопы (поднятие ног поочередно);
львы (повороты вправо влево);
обезьяны (подскоки, наклоны вправо–влево с руками за головой);
медведи (вращение головы).
V. Чтение «Вредных советов» Г. Остера. Решение проблемного вопроса
- А что же теперь нас ждет впереди? (Тупик Вредных советов.)
- Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?
(Дети читают.)Акиньшина
Если ты пришел к знакомым – не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори. Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай, И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
(Обсуждение совета учащимися.)
2 совет Науменко
Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома – пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай: Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
(Обсуждение совета учащимися.)
3 советСеребрякова
Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем И хватайся за живот.
(Обсуждение совета по вопросам.)
4 советБратенев Девчонок надо никогда нигде не замечать. И не давать проходу им нигде и никогда, Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
(Обсуждение совета учащимися.)
- Пора нам из этого тупика выбираться, дольше нам здесь нельзя оставаться.
VI. Обсуждение ситуаций.
Пономарев и Кизилова Читают стихотворение «С.Маршака Урок вежливости.
-Да,мишку учили правильным поступкам но ещё нужно время, что бы он стал вежливым.
Поиграем «Вежли вы ли вы»
- Кто из вас проснувшись бодро
« С добрым утром скажет твердо?»
-Кто из вас, скажите братцы,
Забывает умывается?
-У кого из вас в порядке
Сумки.книжки и тетрадки?
-Кто из вас в трамвае тесном,
Уступает старшим место?
_Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «Спасибо»?
-Кто быть вежливым желает
Малышей не обижает?
VII. Раскрытие значения слов «добро», «мир»
- Всю свою жизнь, с самого детства , человек познает, что такое «добро». Люди понимают, что за добро надо платить добром, душевным теплом. Доброта – признак силы души, её величая.
Как вы знаете, сказки, пословицы – это мудрость народа. В сказках добро всегда побеждает зло. Вспомните, в каких сказках это происходит?
(«Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Иван царевич и серый волк» и др.)
- Отношение к добру и злу народ отразил и в пословицах, поговорках. Прочитаем их хором.
Доброе слово – что дождь в засуху. (На доске.) Доброе слово дороже богатства. На добрый привет – добрый ответ.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Работа в группах.)
Подберите подходящее по рифме вежливое слово или выражение:
Всегда я маме говорю: “За обед” (благодарю)
Отзовется даже рыба, услышав теплое (спасибо)
Прощенья попросить хотите – скажите четко (извините)
Каждый день мы не напрасно говорим знакомым (здравствуй)
Приятеля обидев, попроси: “Пожалуйста, ” (прости)
Прося, запомни, как пароль: “Пожалуйста, ” (позволь)
Знакомым на прощание скажите: (До свидания)
Перед сном приятно очень услыхать: (Спокойной ночи)
Следующее задание заключается в том, чтобы к каждой группе выражений из азбуки вежливости подобрать обобщающее слово.
Анна Николаевна! Андрюша! Дорогая бабушка! Милая мама!
Здравствуй! Добрый день! Приветствую. Добрый вечер.

Я очень вас прошу Будьте добры! Вы не могли бы Будь любезен!
Простите, пожалуйста. Прошу меня извинить. Виноват Прошу прощения.

Спасибо! Благодарю вас. Я вам очень признателен. Большое спасибо.
До свидания. До скорой встречи. Всего хорошего. Пока!

Обобщающие слова: извинение, обращение, прощание, приветствие, просьба, благодарность.
Группа ребят в процессе подготовки нашего классного часа подготовила ситуации и сейчас предлагает их для вашего обсуждения.
Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: “Сколько время?” Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?
(Ответ: Мальчик должен был спокойно спросить: “Извините пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?”)
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 10 лет?
(Ответ: Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее).
Ситуация 3. Представьте, что девочке неожиданно принесли два одинаковых подарка на день рождения, как ей себя вести? Что сказать?
А теперь расшифруйте пословицы о добрых словах.
О
Ж
Ы
О
Ы
О
Х

Т
Л
Х
В
К
Т
Н

В
И
С
Я
Н
С
Е

Е
В
Л
З
Е
О
Т

Ответ: От вежливых слов язык не отсохнет. (Читаем столбцами) 
Д
О
Б
Р
О
Е

С
Л
О
В
О
И

К
О
Ш
К
Е
П

Р
И
Я
Т
Н
О

Ответ: Доброе слово и кошке приятно. (Читаем строками)
Не забывайте в жизни пользоваться добрыми, волшебными словами. И тогда вас будут называть вежливыми и воспитанными. Добрые слова – это цветы человеческой души. Так не скупитесь же раздавать эти замечательные цветы окружающим!
Эти чудные цветы Добавят красоты, И станет в мире меньше зла И больше доброты.
Я попрошу вас написать на лепестках ваших ромашек запомнившиеся и полюбившиеся вам вежливые слова.



VIII. Итог занятия
- Вот и вышли мы из «Лабиринта Воспитанности». - Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Напишите его на карточке и прикрепите на доске.
- Прочитайте свое слово.
(Дети «цепочкой» читают слова. В заключение ученик читает стихотворение.)
Мы любим писать слова земные: «Мама», «школа», «счастье», «доброта» - Светлые, понятные, родные, Важные для всех людей слова!
 - Спасибо! Занятие окончено.



· Заголовок 1 Заголовок 315