Рабочая программа по вокальному пению для детей 9-11 лет


Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
«Согласовано» Утверждаю
Директор школы _______________
Архиреева ЕА.
«___»______________
Заместитель директора по ВР
_______________ Елохина И.Е.
«___»___________
Рабочая программа по вокалу
«Гармония»
(9-11 лет)
Учитель:
Быкова О.Ю.
Ростов,2016Пояснительная записка
Рабочая программа по вокально-хоровому пению разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса» Белгород, 2006г; Д Огороднова « Музыкально –певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», 2003г. на основе программы «Музыка», созданной под руководством Д. Б. Кабалевского, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Срок реализации программы – 3 года. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 9-11 лет.
Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Основные задачи в работе кружка:
- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-
хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.
- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительного пения.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата
ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье-оберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
3.Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением голосового аппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
Особенности возрастной группы учащихся которым адресована программа.
Возраст детей 9-11 лет. Это учащиеся 2-4 классов. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу над вокально-хоровыми навыками.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 68 часов
Количество часов в неделю – 2 часа.
Периодичность в неделю – 2 раза.
Продолжительность занятия – 1 (2) часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Знания, умения и навыки, полученные при реализации данной программы:
Общие: внимание, эмоциональная отзывчивость, быстрота реакции, чувство коллективизма, организованности и сознательной профессиональной дисциплины, воспитание чувства патриотизма, развитие художественного вкуса, развитие навыков самоуправления.
Профессиональные: повышение остроты мелодического и гармонического слуха, развитие внутреннего слуха, улучшение интонации, Развитие чувства ритма и музыкальной памяти, навыки концертно – исполнительской деятельности, координация между слухом и голосом, чувство ансамбля, ладовое чувство, владение певческим дыханием, активной артикуляцией, чёткой дикцией.
Выявление результатов работы по данной программе: открытые уроки для педагогов и родителей; концертная деятельность; постановка музыкальных композиций, спектаклей; участие в вокально-хоровых конкурсах и фестивалях.
Предметные результаты программы ( первый год обучения):
К концу первого года обучения у детей должна выработаться правильная певческая установка (прямая осанка; свободная, подвижная нижняя челюсть), отработаны необходимые навыки певческого дыхания (дыхание «в живот»; вдох по руке дирижёра), округлое исполнение гласных «а», «у», «ю», «е», «ё»; чёткое произношение звонких согласных и правильное произношение шипящих звуков), начальные навыки пения legatounonlegato, а также пения a’capella; Дети должны уметь начинать и заканчивать исполнение по руке дирижёра, понимать и отражать голосом нюансы crescendoudiminuendo. Концертные выступления должны представлять из себя исполнение посильных произведений спокойного темпа, legato, и проводиться не менее двух раз в год.
Предметные результаты программы (второй год обучения):
К концу второго года обучения школьники должны уметь не только правильно дышать в процессе исполнения более длинных фраз и предложений, но и овладеть навыком «цепного» дыхания; к полученным в первом классе навыкам округления гласных добавляются звуки «е», «э», «и», «ы»; продолжается работа над шипящими и свистящими согласными; дети должны уметь самостоятельно находить и выделять голосом смысловые центры в тексте; к пению legatounonlegato прибавляется staccato; продолжается и углубляется работа над ритмическим, динамическим, дикционным и интонационным ансамблем; ведётся работа над расширением диапазона, над закреплением навыков пения a’ capella и несложного двухголосия. Дети должны научиться мимикой и голосом передавать разные характеры исполнения (задумчивый, грустный, радостный, уверенный и т.д.), и в течение года выступить на концертах не менее четырёх раз, подготовив за это время 8 – 10 произведений.
Метапредметные результаты
Личностные результаты:
• формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Учащиеся получат возможность:
• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Учащиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
• рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
Учащиеся получат возможность:
• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;
• удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
• планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений ;• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять критерии оценки исполнения произведения, а также пользоваться на практике этими критериями;
• мобилизовывать силы и волевуюсаморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
• использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);
• опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений.


Учебно- тематический план 1 года обучения.
№ Темы Количество часов
всего теория практика
1-2 Вводное занятие. Прослушивание. 2 1 1
3 Знакомство с элементами нотной грамоты. 1 0,5 0,5
4 Работа над вокально-хоровыми навыками 1 1
5 Дыхательный аппарат. Типы дыхания 1 0,5 0,5
6-7 Нотная грамота. Знакомство с ладами, регистрами. Работа над правильным дыханием. Упражнения. Распевание. 2 1 1
8 Динамика; форте, пиано, крещендо, диминуэндо 1 1 9 Распевание. Задания и упражнения на дыхание, дикцию, чистоту интонирования 1 1
10 «Попевки» на интервал «терция». Пение элементарных «распевок». 1 1
11 Высота звука. Направленность движения мелодии. 1 0,5 0,5
12 Звуковедение: легато, нон легато, стаккато 1 1 13 Слушание и анализ музыкальных произведений. 1 14 Подбор песенного репертуара. Знакомство с произведениями. 1 1 15-16 Распевание. Работа над вокально-хоровыми навыками. Разбор песенного репертуара (мелодия, ритм, характер исполнения) 2 1 1
17 Разбор песенного репертуара. Работа над чистотой интонирования, мелодической линией 1 1
18-19 Распевание. Дикционные и дыхательные упражнения. Работа над характером и выразительностью исполнения. 2 1 1
20 Работа над песенным репертуаром, правильным дыханием и характером исполнения. 1 1
21-22 Работа над вокально-хоровыми навыками. Система А. Стрельниковой. Работа над песенным репертуаром. 2 2
23-24 Повторное прослушивание. Вводное занятие; «Об особенностях детских эстрадных песен». 2 2
25-26 Работа над вокальными навыками. Понятие о сценическом движении. Задание «Обыграй песню». 2 1 1
27 Распевание. Дикционные упражнения. Работа над песенным репертуаром. 1 1
28-29 Фонопедический метод М. Емельянова. Просмотр видеороликов детских эстрадных концертов. 2 1 30 Работа над песенным репертуаром. 1 1
31 Работа с фонограммой «+» 1 1
32 Знакомство с особенностями пения с микрофоном. Требования к пению с микрофоном. 1 1 33 Работа над песенным репертуаром. Работа с микрофоном. 1 1
34-35 Работа над правильной постановкой на сцене (сценическое движение)
Работа над вокальным произведением. 2 2
36 Вокально-хоровая работа. Работа над вокальным произведением. Пение на сцене. 1 1
37-38 Пение под фонограмму (-). Работа на сцене. Сценическое движение и пластика. 2 2
39 Вокально- хоровая работа. Работа с микрофоном. 1 1
40 Упражнения на раскрепощение на сцене. Дыхание и дикция. 1 1
41 Работа над сценическим движением и пластикой. 1 1
42-43 Распевание. Артикуляционная гимнастика. Работа с микрофоном 2 2
44 Вокально-хоровая работа. Подготовка к концертной деятельности. 1 1
45-46 Подготовка к концертной деятельности. Работа над целостным художественным образом 2 1 1
47 Отчётный концерт 1 1
48 Фонетико-интонационные упражнения 1 0,5 0,5
49 Комплекс фонопедических упражнений. Раздельное развитие регистров. 1 0,5 0,5
50 Упражнения, направленные на формирование эстрадной манеры пения. Подбор песенного репертуара. 1 0,5 0,5
51 Тон. Полутон. Хроматизм. Работа над вокально-хоровыми упражнениями. 1 0,5 0,5
52 История вокальных стилей. Работа над вокальными произведениями. 1 0,5 0,5
53 Систематизация средств музыкальной выразительности. 1 0,5 0,5
54 Интонирование интервалов. Работа над вокально-хоровыми навыками. 1 1
55-56 Вокально-хоровая работа. Работа с микрофонами. Сценическое движение и пластика 2 2
57 Работа над развитием диапазона. Развитие гармонического слуха. 1 1
58 Фонопедический комплекс Емельянова, артикуляционная система А. Стрельниковой. Упражнения и распевания с применением, полученных знаний. 1 0,5 0,5
59 Сценическое движение и пластика. Работа на сцене. Создание художественного образа. 1 1
60 Работа над единым художественным образом. Работа с микрофонами. 1 0,5 0,5
61 Вокальные и артикуляционные упражнения А. Стрельниковой. 1 1
62 Работа над дыханием, дикцией, чистотой интонирования. 1 1
63 Упражнения на раскрепощение, свободу на сцене. Работа над художественным образом вокальных произведений 1 1
64 Вокально-хоровая работа. Работа на сцене. Пение с микрофоном и фонограммой -. Создание единого художественного образа. 1 1
65 Подготовка к отчётному концерту. Составление программы, сценария. 1 1
66 Генеральная репетиция концерта. Работа над художественным образом. 1 1
67 Отчётный концерт. 1 1
68 Итоговое занятие. Подведение итогов. 1 1
Итого; 68 16,5 51,5
Учебно-тематическое планирование 2 года обучения.
№ темы Количество часов
всего Теория практика
1 Прослушивание. Повторение пройденного материала 1 года обучения. 1 1
2 Прослушивание. Повторение пройденного материала 1 года обучения 1 1
3 Подбор эстрадного песенного материала. (соло, ансамбль) 1 1 4 Работа над вокально-хоровыми навыками. Распевание. Воспитание и развитие гармонического и мелодического слуха. 1 1
5 Индивидуальная работа. Разбор песенного репертуара. Выявление и разбор трудностей в исполнении. 1 1
6 Понятие «ансамбль». Различные виды ансамбля. 1 1 7 Работа над динамическим, ритмическим единством исполнения. Понятие темпового единства 1 0,5 0,5
8 Работа над динамическим, ритмическим единством исполнения. Понятие темпового единства 1 0,5 0,5
9 Вокальные упражнения. (ритм, дыхание,дикция) 1 1
10 Интонационно-фонетические упражнения В.Емельянова. Вибрация губ и фонация. 1 1
11 Понятие «диапазон», «диафрагма», «вибрато» 1 1 12 Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. 1 1
13 Индивидуальная работа над вокальным произведением 1 1
14 Индивидуальная работа над вокальным произведением 1 1
15 Тренировочные программы для освоения регистров В. Емельянова. Переход из грудного в фальцетный регистр 1 16 Тренировочные программы для освоения регистров В. Емельянова. Переход из грудного в фальцетный регистр 1 17 Работа над певческим голосом. Навыки дыхания. 1 1
18 Индивидуальная работа. Распевание. Работа над вокально-хоровыми навыками. 1 1
19 Индивидуальная работа. Распевание. Работа над вокально-хоровыми навыками. 1 1
20 Звукообразование. Певческое вибрато. 1 1
21 Просмотр видеофильмов с обучающими вокальными упражнениями 1 1 22 Просмотр видеофильмов с обучающими вокальными упражнениями 1 1 23 Индивидуально-групповая работа. Разучивание произведений. 1 1
24 Индивидуально-групповая работа. Разучивание произведений. 1 1
25 Диапазон голоса. Головное резонирование. 1 0,5 0,5
26 Понятие «кантилена».Упражнения на выработку кантиленного звучания. 1 0,5 0,5
27 Индивидуальная работа и работа в ансамбле. Единая манера исполнения. 1 1
28 Индивидуальная работа и работа в ансамбле. Единая манера исполнения. 1 1
29 Упражнения на укрепление певческого дыхания. Развитие певческого диапазона. 1 1
30 Упражнения на укрепление певческого дыхания. Развитие певческого диапазона. 1 1
31 Упражнения на формирование головного резонирования. Работа над чистотой интонирования. 1 1
32 Индивидуально-групповая работа. Работа на сцене. Сценическая пластика. 1 1
33 Индивидуально-групповая работа. Работа на сцене. Сценическая пластика. 1 1
34 Работа в ансамбле. 1 1
35 Работа индивидуально и в ансамбле. Сценическая пластика. Работа с микрофонами. 1 1
36 Работа индивидуально и в ансамбле. Сценическая пластика. Работа с микрофонами. 1 1
37 Упражнения на активизацию дыхательной мускулатуры. Работа индивидуально, с микрофонами. 1 1
38 Упражнения на активизацию дыхательной мускулатуры. Работа индивидуально, с микрофонами. 1 1
39 Индивидуально-групповая работа. 1 1
40 Индивидуально-групповая работа. 1 1
41 Штрихи. Работа над художественным образом. 1 1
42 Штрихи. Работа над художественным образом. 1 1
43 Повторное прослушивание. 1 1
44 Индивидуально-групповая работа. Работа на сцене. 1 1
45 Работа в ансамбле. Распевание. Работа над вокально-хоровыми навыками. 1 1
46 Просмотр видеороликов, концертов с современными детскими эстрадными коллективами. 1 1 47 Просмотр видеороликов, концертов с современными детскими эстрадными коллективами. 1 1 48 Индивидуально-групповая работа. Работа над сценическим движением и пластикой. 1 1
49 Индивидуально-групповая работа. Работа над сценическим движением и пластикой. 1 1
50 Понятия «фразировка», «нюансировка», «филировка». Упражнения 1 0,5 0,5
51 Вокально-хоровая работа. Дыхательные упражнения. Работа над дикцией. 1 1
52 Работа в ансамбле. Сценическое движение и пластика. 1 1
53 Артикуляционная гимнастика. В. Емельянова. Работа над мимикой и пантомимикой. 1 0,5 0,5
54 Работа на сцене. Работа над характером исполнения. Вокальные упражнения. 1 1
55 Работа над исполнительской техникой. Индивидуально-групповая работа. 1 1
56 Работа над исполнительской техникой. Индивидуально-групповая работа. 1 1
57 Распевание. Работа над вокально-хоровыми навыками. Пение в ансамбле. 1 1
58 Повторение изученного теоретического и практического материала и применение на практике, при исполнении вокальных произведений 1 1 59 Повторение изученного теоретического и практического материала и применение на практике, при исполнении вокальных произведений 1 1
60 Сценическое движение и пластика. Работа на сцене. Подготовка к отчётному концерту. 1 1
61 Индивидуальная работа. Нюансировка. Фразировка. Исполнительская техника. Подготовка к отчётному концерту. 1 1
62 Индивидуальная работа. Нюансировка. Фразировка. Исполнительская техника. Подготовка к отчётному концерту. 1 1
63 Просмотр видеороликов с современными детскими эстрадными коллективами. Беседа. Обсуждение. 1 1 64 Просмотр видеороликов с современными детскими эстрадными коллективами. Беседа. Обсуждение. 1 1
65 Индивидуальная и групповая работа над произведениями. Генеральная репетиция. Работа над нюансами. Подготовка сценария программы. 1 1
66 Отчётный концерт. 1 1
67-68 Анализ отчётного концерта. Повторение и закрепление полученных ЗУНов. Рефлексия 2 1 1
Итого: 68 13 55