Краткосрочный проект по изготовлению простейшей стереометрической фигуры- куба, а также его фантазийной интерпретации-«избушки на курьих ножках» из спичек.



Личаченко Татьяна Александровна
МКОУ « Речновская СОШ» учитель математики
1 категория
31 год работы в школе учителем математики
Краткосрочный проект по изготовлению простейшей стереометрической фигуры- куба, а также его фантазийной интерпретации-«избушки на курьих ножках» из спичек.
Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Номинация: « Проектная деятельность»
МКОУ «Речновская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утвержден»
На заседании Заместитель директора по Педагогическим советом
_________________ УВР __________________ Протокол №
Протокол № ______ от «__» _________ 20___ г. от «__» _________20__ г.
От «__» ___________20___ г.
Введен в действие
приказом
Приказ № от «___» _____________20__ г.
Директор школы __________ В.В.Кондратьева
Краткосрочный проект
внеурочной деятельности по изготовлению простейшей стереометрической фигуры- куба, а также его фантазийной интерпретации-«избушки на курьих ножках» из спичек.
Составитель: учитель Личаченко Т.А.
2013г.
Краткосрочный проект по изготовлению простейшей стереометрической фигуры- куба, а также его фантазийной интерпретации-«избушки на курьих ножках» из спичек. Длительность работы 14 часов ( два месяца, еженедельно, по 2 часа).
Тема:
Фантазийное конструирование кубиков из спичек, домиков - как частный случай элементов наглядной геометрии.
Актуальность темы.
Одной из задач проводимой в нашей стране реформы общеобразовательной и профессиональной школы является усиление политехнической, практической направленности преподавания математики. Нельзя умалять практическую значимость школьной математики. Объектами ее изучения являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей, важна для повседневной практической деятельности человека.
Одним из видов человеческой деятельности, необходимой как на производстве, так и в быту, является конструктивно- техническая деятельность. Создание новых машин, станков, сооружений, приспособлений в быту, а также усовершенствование уже имеющихся механизмов, устройств и т. д. является, собственно, конструированием или содержит элементы конструирования. Без овладения деятельностью конструирования невозможен научно- технический прогресс, поэтому развитие конструктивно- технических навыков и умений учащихся - важная задача политехнического обучения.
Конструктивно- технические навыки развиваются у учащихся средней общеобразовательной школы на уроках труда, черчения ( там, где оно есть), математики, занятиях техническим творчеством или конструированием. Обучение математике, в частности стереометрии, может и должно сыграть важную роль в развитии конструктивно- технических навыков и умений учащихся в любом возрасте. Изучаемые геометрические фигуры и их свойства, даже такие простейшие - как куб, параллельность и перпендикулярность прямых в пространстве, являются основой для современной конструкторской и технической деятельности и находят, поэтому, широкое применение как в смежных учебных предметах, так и в будущей практической деятельности выпускников школы.
Идеей исследования является неординарность и неожиданность использования обычных, совершенно непримечательных, на первый взгляд, доступных каждому материалов- спичек, в новой ситуации.Спички – наиболее доступный и в то же время достаточно простой поделочный материал, который открывает неограниченные возможности для досуга и творчества! Из них можно создавать просто невероятные вещи.
Поделки из спичек – это отдельный вид искусства, который радует и поражает нас не меньше, чем, к примеру, поделки из стекла и величественные скульптуры.
Для того чтобы сделать что-нибудь из спичек необходимо огромное терпение. Чего только не изготавливали из спичек – начиная с маленьких домиков и заканчивая огромными сооружениями архитектуры (самая большая поделка из спичек , которая занесена в Книгу Гиннеса, является клоном нефтяной платформы, эта поделка имеет массу почти 1 тонну и поднимается вверх на 4 метра, а в длину – больше 6 метров)!
Существует два основных способа конструирования всяческих поделок из спичек : без использования клея и с его использованием. В этом проекте мы рассмотрим способ конструирования из спичек без использования клея. Именно изготовление поделок без использования клея даёт возможность конструировать прекрасные экземпляры, например замки, церкви и т.п. Начнем с самого простого - изготовления домика.
Замыслом исследования является желание показать детям как, благодаря труду, терпению, умению, знанию и фантазии мастера из бросовых материалов создаются эксклюзивные, полезные вещи, предметы, сувениры. Как они связаны с изучаемыми темами школьных дисциплин, где могут получить применение. При этом создается общая игровая среда, где иллюстрируется применение собранных моделей в различных жизненных ситуациях.
Объект исследования – это простейшая пространственная фигура-куб и его модификация- «избушка на курьих ножках», можно, просто, домик. При построении фигуры учитываются параллельность и перпендикулярность прямых в пространстве, свойства стереометрической фигуры- куба, наличие сил трения, проявлению которых стала возможна такая конструкция.
Цели и задачи:
Усиление практической, политехнической направленности преподавания математики.
Развитие конструктивно- технических навыков и умений, включая умения работать со строительными подручными материалами, умение комбинировать их между собой.
Развитие логического мышления, выражаемого в том, что разрабатывается алгоритм последовательности действий и способов деятельности по конструированию модели.
Понимание развития человека, формирование его личности-как единицы социума.
Обучение умению работать со схемами, инструкциями и другими источниками информации.
Критерием освоения материала является успешное выполнение задач по моделированию, а также итоговая защита проекта- выставка работ по окончанию темы, которая дает возможность оценить художественные и творческие способности детей.
Готовые модели получат применение в проекте: «Terra incognita»(Земля неизвестная)- фантазийная выставка, «Terra patre”( Земля отцов)- районный проект , посвященный юбилею Лебяжьевского района ,как сувениры- математические модели- для участников ТШО школ с. Плоское, Речное, Хутора «Математические пробы», и, наглядное пособие по стереометрии на уроках.
Важнейшая часть работы – игровое применение моделей, собранных разными командами или индивидуумами.
Содержание.
№ занятия Тема Число часов
1 Взаимное расположение прямых в пространстве и на плоскости. Симметрия в пространстве. Куб, его элементы. 1
2 Конструирование каркаса куба 4
3 Конструирование укреплений граней куба. 3
4 Конструирование крыши спичечного домика. 4
5 Выставка спичечных домиков «Terra incognita” неделя
6 Мастер – класс для участников ТШО
« Математические пробы» проводят подготовленные участники проекта- ученики 7-9 класса 2
Итого 14
Последовательность ходов конструирования
1.
Для изготовления модели понадобится 6-7 коробок стандартных спичек, желательно из одной упаковки.
Используем мобильную подставку. Т.к.в процессе работы модель необходимо передвигать. Здесь использована, в данном качестве, коробка спичек.
Кладем 2-3 спички на коробку, они тоже используются, как подставка под модель, перпендикулярно им, кладутся 6 спичек так, как указано на фото. Следующие 6 спичек также выкладываются перпендикулярно предыдущим.

2.

3. Выкладываем « колодец» : 6 венцов в одну сторону и 6 венцов в другую. Головки спичек при укладке должны быть сонаправлены с головками « пола».

4. Кладем 6 спичек перпендикулярно последнему положенному венцу, следующие 6 спичек кладутся перпендикулярно предыдущим, помним о сонаправленности головок спичек.

5. Самый трудный этап работы, который лучше наблюдать, а не описывать: в направлении перпендикулярном стенкам колодца вставляем спички ( сверху вниз) между ранее положенными6 и 6 спичек верхнего и нижнего основания. Вертикальные спички идут внутри колодца. Полученный каркас куба усиливается ещё двумя рядами спичек, выложенными по всем граням куба. Спички 3 и 4 рядов вдвигаются в пазы, образованные предыдущими рядами обкладок так, что каждая грань куба оказывается окаймленной головками спичек со всех четырёх сторон.


6.При изготовлении крыши поднимаем спичками3 ряд обкладки и формируем внешний вид крыши.



Фотографии процесса работы с детьми.







Презентация проекта
1.Выставка: «Terraincognita»(Земля неизвестная)
2. Мастер-класс( ТШО, мероприятие « Математические пробы»)


2.Мастер класс для участников ТШО. Мероприятие « Математические пробы»