Информационные технологии в общем образовании


«Использование блога учителя и учащегося при обучении английскому языку»
Круг проблем, с которыми встречается учитель при использовании Интернет-ресурсов, довольно широк. Среди них можно выделить технические, психолого-педагогические, дидактические, собственно лингводидактические проблемы.
Для того чтобы использование Интернет-ресурсов в обучении английскому языку было полезным, учителю важно решить ряд задач в определённой последовательности:
- Определить целесообразность применения Интернет-ресурсов.
- Отобрать информацию в соответствии с тематическим содержанием курса.
- Подобрать методы и приёмы представления Интернет-ресурсов, виды заданий на их основе в зависимости от ступени обучения, уровня обученности и индивидуально-психологических особенностей учащихся и конкретных целей урока.
- Выявить индивидуально-психологические особенности учащихся (каналы восприятия, тип темперамента, тип мышления, социальные предпочтения в работе и т.д.) и отработать Интернет-ресурсы, релевантные индивидуально-психологическим особенностям конкретного обучаемого.
- Выбрать оптимальный формат представления Интернет-ресурсов в печатном или электронном виде.
Практика лингводидактической адаптации Интернет-ресурсов показывает, что учитель самостоятельно создаёт модели обучения английскому языку на основе Интернет-ресурсов с учётом индивидуально-психологических параметров каждого ученика или группы учащихся.
В учебном процессе могут быть использованы три вида блогов:
блог учителя;
личные блоги учащихся;
блог учебной группы.
Блог учителя.
Этот вид блога создаётся и управляется учителем иностранного языка. Блог может содержать информацию личного характера об интересах, хобби, путешествиях. В этом случае этот блог будет служить ученикам примером для создания собственных личных блогов. Также на блоге учителя может располагаться информация о курсе или предмете:
программа курса (на неделю, месяц, четверть);
домашнее задание;
информация об изученном на конкретном занятии материале;
рекомендуемые источники на иностранном языке для дополнительного изучения (чтения и аудирования);
ссылки на информационно-справочные Интернет-ресурсы;
ссылки на учебные Интернет-ресурсы по изучаемым темам;
ссылки на сетевые тесты по изучаемым темам для факультативной самостоятельной работы. Такие тесты на английском языке можно найти на сайте WWW.itslj.org.
Подобный контент блога учителя будет полезен учащимся для уточнения домашнего задания и получения ссылок на дополнительные источники для внеаудиторной и внеклассной работы.
Учащиеся при работе с блогом учителя будут развивать умения чтения на иностранном языке. В этой связи блог будет выступать в качестве функционального типа текста, на основе которого учащиеся могут развивать следующие умения чтения:
- выделять необходимые факты/сведения;
- извлекать необходимую/интересующую информацию;
- оценивать важность информации.
Личные блоги учащихся.
В своих блогах на иностранном языке ученики могут представить информацию о дате и месте рождения, семье, увлечениях и хобби, ссылки на любимые сайты сети Интернет. Ввиду того что ресурсы сети Интернет доступны всем пользователям из различных уголков планеты, при необходимости учащиеся могут ограничивать доступ к личной информации. Кроме того, по этой же причине в зависимости от языковой подготовки учащихся материалы блога могут быть выверены учителем.
Учащимся может быть предложено еженедельно добавлять новую информацию, а также знакомиться с блогами своих одноклассников и комментировать информацию, размещённую в блогах одноклассников.
На старшей ступени общего среднего образования личные блоги учащихся могут выступать в качестве электронных портфолио, содержащих коллекцию материалов, демонстрирующих личные достижения за определённый промежуток времени.
При работе с личными блогами учащиеся развивают следующие языковые умения:
Умения письменной речи:
- использовать необходимые языковые средства для представления в письменной форме личной информации о себе;
- использовать необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну и культуру в иноязычной среде;
- использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия/несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме;
- аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства.
Умения чтения:
- выделять необходимые факты/сведения;
- извлекать необходимую/интересующую информацию;
- оценивать важность информации.
Блог учебной группы.
Этот вид блога разработан специально для организации внеаудиторного обсуждения изучаемого вопроса всей учебной группой или классом. Начинаться блог может с вопроса для обсуждения или текстового материала, за которым будут следовать комментарии учащихся. В зависимости от цели формат сообщений может быть произвольным, а можно следовать определённому формату. Примером последнего может быть задание на написание двух сообщений. Первый раз учащиеся должны выразить собственное первое мнение после прочтения книги. Второй раз – обсудить мнения других, согласиться с одними и не согласиться с другими, аргументировать своё согласие или несогласие.
Обсуждение книги в блоге перед написанием сочинения, перед подготовкой монологического или диалогического высказывания поможет учащимся во-первых, выразить собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу, что далеко не всегда возможно при обсуждении в классе, во-вторых, услышать мнение других и научиться воспринимать плюрализм мнений и культурное разнообразие как норму сосуществования в современном поликультурном мире, в-третьих, развивать умения критического мышления. Количество участников обсуждения в блоге имеет важное значение. Каждый новый участник-это другое мышление и мнение.
В отличие от личных блогов учащихся, каждый из которых расположен на отдельной странице, в блоге учебной группы комментарии учащихся размещаются на отдельной странице одно за другим.
При работе с блогом учебной группы учащиеся развивают следующие умения:
умения письменной речи:
излагать содержание прочитанного иноязычного текста в тезисах
использовать необходимые языковые средства для выражения мнения в некатегоричной и неагрессивной форме;
проводить аналогии, сравнения, сопоставления доступными языковыми средствами;
аргументировать свою точку зрения.
умения чтения:
выделять необходимые факты/сведения;
отделять основную информацию от второстепенной;
определять временную и причинно-следственную связь между событиями.
обобщать описываемые факты;
оценивать важность, новизну, достоверность информации.
Блоги позволяют создать уникальные условия для обучения учащихся письменной речи на иностранном языке: для развития умений писать личное письмо, излагать сведения о себе в форме, принятой в стране ИЯ. Несмотря на особый акцент в развитии умений письменной речи и чтения, блоги могут быть использованы также и при формировании грамматических и лексических навыков. Всё это полностью соответствует требованиям современного образовательного стандарта по иностранным языкам и отражено в ЕГЭ по ИЯ.
Языковая корректность или развёрнутость высказывания?
Как оценивать грамматические и орфографические ошибки учащихся при создании блогов? Речевое высказывание и его языковая корректность – это две составляющие единого процесса общения, однако очень часто они противопоставляются. Так чего же мы хотим достичь: развёрнутых высказываний, но, возможно, с языковыми ошибками, или неразвёрнутых грамматически корректных предложений? Если стремиться к языковой корректности и оценивать её, тогда боязнь учащихся сделать ошибку приведёт к значительному сокращению объёма письменного высказывания. Последнее будет противоречить самой цели организации внеаудиторного обсуждения вопроса на иностранном языке. Это может оттолкнуть учащихся с недостаточно высоким уровнем владения языком от того, чтобы принимать участие в дискуссии на английском языке.
Если же в центре внимания будет содержание обсуждения, тогда как быть с тем, что грамматически некорректная речь станет доступной любому пользователю сети Интернет? Предложим следующее решение. Информация в блоге учителя и личных блогах учеников должна отличаться языковой корректностью. В этой связи рекомендуется учителю проверить и отредактировать материал ученика, прежде чем он будет размещён в блоге. Что же касается блога класса, то основной целью является всё-таки обсуждение изучаемого вопроса. Поэтому при организации работы с блогами учащихся необходимо объяснить, что в данном виде деятельности первостепенное значение имеет общение на иностранном языке, а грамматика и орфография оцениваться не будут.
Создание блога в сети Интернет
Блоги можно достаточно просто и бесплатно создать на сайтах www.blogger.com/start, www.livejournal.com и др.
В качестве заключения обозначим роль блогов в обучении иностранному языку. Использование блогов в обучении иностранному языку может способствовать:
- мотивации использования иностранного языка для общения во внеаудиторное время;
-развитию умений использовать иностранный язык и сеть Интернет для удовлетворения познавательных интересов учащихся;
- развитию умений использовать иностранный язык как средство образования и самообразования;
- выражению собственного мнения и его аргументации при обсуждении социальных вопросов, что далеко не всегда реализуемо при обсуждении в классе;
- более эффективному обсуждению изучаемой проблемы для последующего написания сочинения или диалогического или монологического высказывания.
Литература
Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: Что это такое?// Иностранные языки в школе. – 2006 – №4. – С.2 – 14.
Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. – 2008. – №6.
Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательной среды для изучения иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2009. – №3.