Использование элементов проектной технологии как современный инновационный подход в изучении информатики и ИКТ в начальном профессиональном образовании


Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Курский автотехнический колледж»
Использование элементов проектной технологии как современный инновационный подход в изучении информатики и ИКТ в начальном профессиональном образовании
Преподаватель:
Самохвалова О. А.
Курск 2014
"Скажи мне и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. 
Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда"'
Древневосточная мудрость
В настоящее время нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Поэтому особую значимость для развития детей приобретают умения собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Научить подрастающее поколение ориентироваться в огромном информационном пространстве – чрезвычайно актуальная задача. Выполнить эту задачу, призван учебный предмет «Информатика и ИКТ». В этом плане мое внимание привлек метод проектов, используемый в организации учебной деятельности учащихся.
Перед учителем возникает необходимость поиска новых форм организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:
обеспечить высокий уровень знаний учащихся, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;
развивать каждого обучающегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами;
вовлечь каждого студента в активный познавательный процесс;
формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление.
Использование элементов метода проектов на уроках информатики и ИКТ наиболее удачно вписывается в современный образовательный процесс, обеспечивая достижение указанных целей, т.к. создают равные стартовые возможности для обучающихся с разным уровнем базовых знаний. Ведущие принципы такой деятельности:
каждый свободен в выборе вида деятельности; каждый несёт ответственность за свой выбор;
индивидуальное и коллективное взаимодействие на основе равенства, открытости, доброжелательности, сотворчества;
свободный выбор способа предъявления результата; свободное самовыражение, внутренняя независимость;
объективное проявление самооценки и самокоррекции.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ на базовом уровне выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от информационных процессов к информационным технологиям (построения алгоритмов осуществления информационных процессов, возможности представления любой информации в двоичном виде и т.д.). Практическая же часть курса направлена на освоение навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации студентов, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирования межпредметных, общеучебных умений. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса использование метода проектов, на мой взгляд, является самым благоприятным при обучении информационным технологиям (технологии создания и обработки текстовой информации, технологии создания и обработки графической и мультимедийной информации и др.). Важно и то, что проектирование позволяет реализовать исследовательское обучение на уроках информатики.
В этом направлении первостепенными для учебного предмета “Информатика и ИКТ” являются:
самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе имеющихся средств информационных технологий;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной информационной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками).
Суть метода проектов – через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. При этом очень важно, переходя от теории к практике, соединяя академические знания с прагматическими, соблюсти соответствующий баланс между ними на каждом этапе обучения.Для оптимального учебного процесса целесообразно, чтобы большая часть группы выполняла один “типовой” учебный проект, а наиболее продвинутые работали над своими оригинальными проектами.
Вообще говоря, форма проекта не имеет принципиального значения, как и не имеет особого значения и его объем. Самое главное здесь то, что обучающимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способностей. Дать обучающимся почувствовать вкус к самостоятельной творческой работе, ощутить себя социально значимой личностью, ощутить собственную успешность – вот что очень важно!
Существенным является также и то, что прохождение через цепочку проектных работ позволяет студенту накопить определенный опыт работы с информацией и, что очень важно, с оцифрованной информацией (очень актуальная задача!). Постепенно растет уверенность, что, столкнувшись с реальной жизненной ситуацией, он не испытает растерянности, а, наоборот, чувство удовлетворения от возможности проявить свою компетентность и свой профессионализм.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях преподаватель определяет тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей обучающихся. В других – тематика проектов может быть предложена и самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Возможно, что тематика проектов касается какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубления знаний учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения.
В этой связи хочется привести несколько общих замечаний по поводу выбора темы проекта. Условно назовем их правилами выбора темы проекта:
Тема должна быть интересной и увлекательной, т.к. всякое творчество, возможно и эффективно только на добровольной основе.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам проекта.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления.
Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать следующее:
Возможный уровень решения. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения.
Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы.
Независимо от темы создаваемого проекта вся деятельность по его выполнению делится на следующие этапы:
выдвижение идей, выбор темы и планирование работ;
оценка интеллектуальных и материальных возможностей, необходимых для выполнения проекта;
сбор и обработка информации;
организация и поэтапное выполнение проекта;
оценка проекта;
защита проекта.
На всех этапах работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение студентом новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создает ребенок своей головой и руками – макет, проект, отчет и тому подобное. Второй, самый важный – педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты студентами собственных проектных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы. Без него проектирование не может считаться завершенным. Защита – венец проектирования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть преподаватели, родители, гости колледжа). В ходе защиты человек учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и тех, кто задавал умные, интересные вопросы.
Можно предложить два варианта оценивания проектных работ. Первый – простое ранжирование, по итогам которого присуждаются дипломы первой, второй, третьей степеней. Но лучше проводить подведение итогов не по принципу ранжирования, а отмечать работы по номинациям. Например: за самый лучший проект, за самую оригинальную тему, за самый логичный доклад и т. п.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки и самооценки всех проектов, поскольку таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, недостатки и своевременную коррекцию. Итогом проектной деятельности является «занятие-презентация» проектов по выбранной теме. На таком занятии учащиеся рассказывают об этапах разработки проекта, реализации его, достоинствах и недостатках, а также области применения. Проекты требуют внешней оценки, поэтому перед презентацией проектов ученикам предлагается Лист оценки проектов, в котором, согласно выработанным совместно с обучающимися, критериям оцениваются проекты.
Итак, каким образом метод проектов осуществляется на моих занятиях, и какие результаты можно наблюдать.
Рассмотрим реализацию элементов проектной технологии на примере изучения программы PowerPoint. На первом занятии учащиеся осваивают технологию создания презентации, а именно учатся создавать новые слайды, размещать на них текст, рисунки, графики, выбирать дизайн презентации, анимационные эффекты, звуковое сопровождение. В течение одного практического занятия они должны были изучить эту программу, ее назначение, узнать как можно больше о ее возможностях. Просто преподносить порцию теоретического материала, а затем закреплять полученные знания на компьютерах и отрабатывать навыки и умения мне показалось скучным. Тогда перед обучающимся была поставлена цель: выбрать любую тему по изучаемой программе и создать в этой же среде PowerPoint мультимедийный (с использованием звука, видео) продукт. Ребята выбрали такие темы как «Основные возможности Powerpoint», «Создание тестов средствами Powerpoint», «Основные ошибки, допускаемые при создании презентаций. Общепринятые требования к оформлению мультимедиа продуктов», «Создание анимационной открытки в программе Powerpoint». Другими словами началась работа по методу проектов. То, что происходило дальше, стало увлекательнейшим процессом. Ребята увлеченно, с интересом начали собирать материал, расширяя свои знания в этой области. Мало собрать информацию надо ее «отжать», т.е. оставить самое важное и значительное, надо ее так подать, чтобы твоя презентация не была скучной, и зрители смотрели бы, не отрываясь. Как это сделать? Вот вопрос, который каждый решал, работая над своим проектом. А что если вставить звуковое сопровождение? А клип? Как разместить объекты на слайде? Какое применить цветовое решение? На эти и многие другие вопросы дети искали ответы. Это была действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа мозга.
Когда работы были закончены, мы решили в качестве итога провести открытый урок – защиты проектов, творческих презентаций с приглашением гостей. Представление проектов прошло успешно, возникало множество вопросов, трудностей, но дети с интересом самостоятельно решали возникающие проблемы.
В результате у меня в кабинете создана целая папка презентаций, сформировались такие темы: «Компьютер и здоровье», «Вирусы», «Устройства ПК», «Работа в сети Интернет» и др.
Метод проектов применяется не только при изучении именно этой программы. Например, при прохождении темы «Растровый редактор Paint» учащиеся среднего звена получают задание (краткосрочный проект) – создать праздничную открытку, приглашение, визитную карточку и др. Здесь акцент делается на творческие способности обучающихся.
Практика показала, что метод проектов даёт положительные результаты. Работы выполняются с большим интересом и азартом, качественно. Студент чувствует себя комфортно. Он сам видит, насколько удачно поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка преподавателем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становится более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.
На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.
В результате обобщения опыта по проблеме использования метода проектов на уроках информатики можно сделать следующие выводы:
Необходимость применения метода проектов в образовательном процессе обусловлено тенденциями к более полноценному развитию личности, его подготовки к реальной деятельности
Широкое использование современных информационных технологий для выполнения проектов является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала у обучающихся.
Применение метода проектов даёт результаты на всех этапах обучения
В целом метод проектов является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, мотивацию учащихся, уровень самостоятельности обучающихся, общее интеллектуальное развитие, способствуя развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.
Список используемой литературы
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 класы – М.: ВАКО, 2011. – 288 с.
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009. - 432 сСтаврова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах. – М.: «Интеллект-Центр». 2008 – 96 с.
Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. Программная и методическая поддержка курса ИИТ. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.
Рубрика журнала «Педсовет по средам» http://school-sector.relarn.ru
Бойкова Л.В. Уроки информатики с элементами метода проектов // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0529-02.htm.  
http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=7031&hry=./62450/80754/194357http://www.zavuch.info/methodlib/222/65573/http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98662927http://forum.schoolpress.ru/article/51/339http://www.rusedu.info/Article837.html