Сравнительный анализ стихотворений Анфилова Собака, Есенина Песнь о собаке,Маяковского Как я сделался собакой


Сопоставительный анализ. С.А.Есенин «Песнь о собаке» и стихотворений В.В.Маяковского «Вот так я сделался собакой» и Г.Анфилова «Собака».
В 1915 году в журнале «Новый сатирикон» появилось стихотворение «Вот так я сделался собакой» В.Маяковского, а в журнале «Современник»- «Собака» Г.Анфилова. Стихотворение «Песнь о собаке» С.Есенина было опубликовано в 1919 году, но датировано оно также 1915г. Скорее всего, стихотворение Есенина было откликом на стихи В.Маяковского и Г.Анфилова.
Пафос стихотворения Маяковского, построенного на фантастическом сюжете,- протест против озверения человека: «весь искусан злобой», «чувствую- не могу по-человечьи», «а у меня из-под губы- клык», «залаял». Лирический герой, чувствуя своё нервное, злое состояние ( «нервы, должно быть»), выходит на улицу: «Выйду, погуляю». Но знакомые люди вызывают у него лишь раздражение, и герой, сначала став «злым, как собака», потом и вовсе превращается в собаку, то есть становится непохожим на других. Основной мотив стихотворения - отчуждение и отверженность человека в обществе, бесчеловечность людей. Так, в свойственной ранней лирике фантастической манере, Маяковский протестует против этого.
Стихотворение Г.Анфилова сводится, в сущности, к следующему: рождению «дорогих, непонятных щенят». Появление их на свет носит мистический характер : молчаливый покой рассвета, знаки зари, таинственный некто - набор символистских штампов. В стихотворении присутствуют недосказанность, религиозно- этические ассоциации, символический подтекст. Анфилов умиляется при виде счастливой и терпеливой собаки-роженицы.
С.Есенина интересуют не озверевшие люди, а очеловеченные звери. Факт рождения щенков не вызывает у него умиления. Нет никакой выспренности, всё прозаично: не родила, а ощенила, не собака, а сука, не сарай, а закут, не на халате, а на рогожах. Начинается «Песнь о собаке» нарочито буднично, но эта будничность опоэтизирована: рогожи златятся, собака ласкает. Тон стихотворения спокойный, и ничто не предвещает трагедии… Но уже с третьей строфы, с её предупреждением («А утром…»), прерывистой интонацией, затруднённым ритмом («когда куры», «семерых всех»), с повторением глухих «к», «ш», «х» закрадывается смутная тревога. Повторённое в третий раз слово «семерых», усиленное местоимением «всех», просторечное «поклал» подчёркивают угрюмую непреклонность в действиях хозяина. Описания убийства нет, есть только деталь, как бы увиденная самой собакой : «И так долго, долго дрожала Воды незамёрзшей гладь». Есенин передаёт свои чувства не непосредственно, в виде лирического монолога, а опосредовано, через повествование. Эмоциональная сила заключительных строк не в гневных возгласах, а в страшном своей выразительностью образе собачьих глаз, вытекших от горя.
Есенин в своём стихотворении продолжает традиции А.П.Чехова, А.И.Куприна, Л.Н.Толстого, которые тоже показывали историю животного «изнутри», но никто не писал об этом с такой жалостью и состраданием, как С.А.Есенин.
В.Маяковский С.Есенин Г.АнфиловТема Бесчеловечность людей. Гибель животных по вине человека. Рождение «дорогих, непонятных щенков».
Идея Протест против озверения человека, отчуждённости и отверженности личности в обществе. Протест против жестокости людей. Рождение щенков -символ новой жизни, загадка мироздания.
Раскрытие образа Озверение человека. Очеловечивание зверя. Собака как повод для религиозно-этических ассоциаций.
Эпитеты Луны гололобой, какая-то прокричала, в бешеном скаче, толпа огромная, злая. В ржаном закуте, рыжих щенят, снежок подталый, тёплым животом, хозяин хмурый, в синюю высь, месяц тонкий, золотыми звёздами. В одиноком сарае, рваный халат, дорогих, непонятных ще- нят, бледно-жёлтые знаки.
Метафоры Искусан злобой, не могу по-человечьи, развеерился хвостище, заорал. толпу растя, ощетинив в лицо усища-веники, толпа навалилась. Златятся рогожи, причёсывая языком, струился снежок, воды незамёрзшей гладь, месяц скользил, покатились глаза собачьи золотыми звёздами. Стало радостно, сладко, молчаливо рассветный покой, в парче из светил, уходили ночные цари, кто-то чертил знаки зари.