Сравнительный анализ стихотворений С.А. Есенина « Лебедушка» и «Песнь о собаке» в 4-м классе коррекционной школы VII вида.


Сравнительный анализ стихотворений С.А. Есенина
« Лебедушка» и «Песнь о собаке».
Цели урока: произвести сравнительный анализ произведений и определить, что общего между ними и чем они отличаются по своему содержанию; развитие эмоциональной сферы детей ; привитие интереса и любви к русской литературе и родному языку.
1.Организационный момент.
Эпиграф : Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
С.А.Есенин.
-Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного русского поэта С.А. Есенина. На нашем уроке мы поговорим о двух его произведениях. Это стихотворение «Лебедушка» и «Песнь о собаке». Со стихотворением «Лебедушка» вы уже знакомы, но послушайте его еще.
Чтение стихотворения учителем под музыкальное сопровождение.
-Какие каждый из вас испытал чувства после прослушивания этого стихотворения?
Ответы детей.
-Но помимо «Лебедушки» у С.Есенина есть множество других стихотворений о животных, например, «Песнь о собаке». Я хочу предложить вам посмотреть вам анимационный фильм, созданный по этому стихотворению.
Просмотр фильма.
-Понравилось ли вам это стихотворение?
Ответы детей.
-Чем оно вам запомнилось?
Ответы детей.
-Это стихотворение было написано С.Есениным в минуты озарения на клочке бумаги и даже не переделывалось им, а так и осталось в первоначальном варианте.
Обращение к интерактивной доске с изображением рукописи.
2.Анализ.
-Итак, перед нами два замечательных стихотворения. Давайте обратимся к первому нашему стихотворению «Лебедушка».
-Не напоминает ли оно вам песню? А чтобы ответить на этот вопрос, вспомните и скажите, что такое песня?
Ответы детей.
-Что же общего между стихотворением «Лебедушка» и песней?
Ответы детей.
-Рассмотрим начало стихотворения.
Выразительное чтение отрывка учеником и обращение к рисунку ребенка с изображением природы.
-Что ты изобразил на своем рисунке?
Ответы детей.
-Какую картину рисует поэт?
Ответы детей.
-Какие эпитеты помогают ему описать красоту наступающего утра?
Ответы детей.
-Кроме эпитетов и сравнений здесь еще присутствует олицетворение. Это новый для вас термин. Давайте запишем его в свои литературоведческие словарики и найдем олицетворение в тексте.
Ответы детей.
-Предвещало ли что-либо в такое замечательное утро беду?
Ответы детей.
Начало стихотворения является своеобразным фоном, на котором затем разворачиваются трагические события.
-А теперь обратимся ко второму произведению «Песнь о собаке».
-Можно ли сравнить это стихотворение с песней? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем начало стихотворения.
Чтение первого катрена.
-Попробуйте отыскать эпитет в этом четверостишие. Поэт и здесь остается верен себе, подмечая что-то необычное.
Ответы детей.
-В начале этого стихотворения что-либо предвещает беду?
Ответы детей.
Обращение к картине «Собака и щенята».
Вернемся к первому стихотворению «Лебедушка».
-Какую мирную картину рисует нам поэт после описания природы?
Ответы детей.
-А что происходит далее?
Обращение к рисунку ребенка с изображением орла.
Ответы детей.
-Кого первоначально хотел схватить орел?
Ответы детей.
-Кого после этого разглядел орел?
Ответы детей.
-А кто появляется в закуте и несет в себе угрозу в стихотворении «Песнь о собаке?».
Ответы детей.
-Что он делает с щенками первоначально?
Ответы детей.
-Сравните поведение лебедушки и собаки в момент опасности.
Ответы детей.
-Что дальше происходит с лебедушкой-матерью?
Ответы детей.
-Как ведет себя лебедушка уже будучи в когтях у орла?
Ответы детей.
-А как ведет себя собака-мать в то время, когда хозяин несет ее щенков в мешке, чтобы утопить?
Ответы детей.
-Как вы думаете, собака верила, что ее хозяин способен причинить ей вред?
Ответы детей.
-Как повела себя собака после того, как поняла, что щенят у нее больше не будет?
Найдите в тексте и зачитайте.
-Почему она скулила именно на месяц?
Ответы детей.
3.Выводы.
-Пришло время подытожить все сказанное ранее. Мы с вами проанализировали два стихотворения С.А. Есенина и теперь ответьте на такой вопрос: что объединяет эти стихотворения?
Ответы детей.
-Оба эти стихотворения объединяет трагедия. Это потеря близких существ, которую очень тяжело пережить. Маленькие лебежатушки вряд ли выживут без матери, а собака еще долго будет «зализывать» в переносном смысле смерть своих щенков.
-А чем отличаются эти стихотворения?
Ответы детей.
-Второе стихотворение , действительно, не очень похоже на песню, но сам автор назвал его «Песнь о собаке»,как вы думаете, почему?
Ответы детей.
-Эти произведения С.А. Есенина и есть песни, посвященные матерям, безгранично любящим своих детей и готовых ради них даже принять смерть. Это своеобразные гимны матерям.
-Чему же учат нас эти стихотворения?
Ответы детей.
С уважением, добротой относиться к близким и окружающим нас, особенно к женщинам. Ценить и уважать всех тех, кто о тебе заботится.
-Именно так относился С.А.Есенин к своей матери. Он посвятил ей замечательное стихотворение «Письмо матери». Оттуда я и взяла слова эпиграфом к нашему уроку.
Обращение к эпиграфу и портрету матери С.Есенина.
-Это замечательное стихотворение, как и многие другие есенинские произведения, положено на музыку. Давайте послушаем его в исполнении Александра Малинина.
Прослушивание песни на слова С.А. Есенина «Письмо матери» в исполнении Александра Малинина.
4.Подведение итогов. Выставление оценок.