Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе по теме:«Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад».


МБОУ « Украинская СОШ»




Открытый урок по литературному чтению
Тема : «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад».










Учитель начальных классов
Симонова Людмила Ивановна















2013 – 2014 учебный год


Цель: учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;
Задачи:

познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина;
познакомить со стихотворением « Листопад»;
развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств языка;
воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке;
воспитывать самостоятельную творческую активность;
способствовать развитию внимания, образного мышления, умения высказывать свои мысли, выразительного чтения;
совершенствовать коллективные формы работы;
продолжить работу по воспитанию любви к природе.

Оборудование: альбом «Времена года» Антонио Вивальди «Осень», осенние листья, карточки с именами поэтов и отрывками стихотворений, памятка «Как подготовиться к выразительному чтению», презентация о жизни и творчестве И. А. Бунина.


Технические средства: компьютер, проектор.

План урока.
Организационный момент. Игра – приветствие «Здравствуйте».
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Сообщение темы и целей урока.
Знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина.
Анализ произведения художника Левитана «Золотая осень».
Слушание музыки А. Вивальди. Релаксация. Физминутка.
Словарная работа.
Первичное чтение Запись мп3.
Осмысленное восприятие и работа с текстом.
Работа в парах.
Вторичное чтение. Работа над выразительностью.
Подведение итогов. Рефлексия. «Фантазия на тему листопад».
Домашнее задание.




Ход урока:

Организационный момент.

Игра – приветствие «Здравствуйте!»

-Ребята, давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем всем удачи на уроке.
Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте ! (Прикосновение всей ладонью руки).

Действия повторяются учащимися второй раз, но после встречи мизинцев пальцы рук переплетаются, и произносится фраза «Удачи тебе на уроке!»

Проверка домашнего задания:
Ребята, дома вы должны были подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Н. Некрасова « В зимние сумерки нянины сказки Саша любила» и нарисовать рисунок на тему « Мои зимние забавы». ( спросить 5 человек . На доске выставка рисунков , каждый показывает свой и рассказывает , что изобразил). Молодцы! Это было стихотворение о зимнем времени года, а какие времена года вы ещё знаете?
Сейчас вы будете работать в группах , Вы получите дерево с листочками, на одной стороне отрывки из стихов, а на другой имена авторов. Вы, отрезаете листочек, читаете на нём отрывок из стихотворения и соединяете поэта, который написал его и стихотворение. Листочки кладёте под дерево.
Как неожиданно и ярко, Фёдор Иванович Тютчев
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве!


Ещё светло перед окном, Афанасий Афанасьевич
В разрывы облак солнце блещет, Фет
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.


Весна, весна! Как воздух чист! Евгений Абрамович
Как ясен небосклон! Баратынский
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Я с запасом новых песен Алексей Николаевич
К вам вернусь, когда с полей Плещеев
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей..


Скоро сам узнаешь в школе, Николай Алексеевич
Как архангельский мужик Некрасов
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик..

Иван Алексеевич Бунин


- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!
- Скажите, что общего в этих отрывках из стихотворений?
(Эти стихи о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).

Сообщение темы и целей урока.

А карточка с именем какого поэта , писателя у вас осталась без стихотворения?

Иван Алексеевич Бунин

- Правильно.
С творчеством какого поэта вы познакомитесь? ( сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина). (показать выставку книг И. А. Бунина). Что мы будем делать на уроке ? (Слайд № 1)

Читает учитель.
Прохладный, хмурый, осенний денёк. В Ясной поляне моросит ( Л. Н. Толстой) дождь, и берёзы стоят влажные, матово – белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют.
Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, встряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:
- Недавно прочитал стихи:
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
-И восклицает:
- Очень хорошо, очень верно!

(Это Лев Николаевич Толстой. Его собеседника зовут Алексей Максимович Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал Иван Алексеевич Бунин.)

О жизни и творчестве И.А.Бунина рассказывает ученик. ( Слайд № 2)

И.А.Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалёку от Ельца и запомнилось писателю весёлыми солнечными днями. Он провёл их вместе с крестьянскими детьми из ближних деревень. Маленький Бунин играл в индейцев, бывал в ночном.
Он рассказывал товарищам сказку про аленький цветочек, которую сам только что услышал – то ли от матери, то ли от няньки.
Десяти лет Бунин поступил в Елецкую гимназию, а в деревню продолжал ездить на каникулы. «Когда ты вырастешь, - говорил отец, - ты поймёшь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо.
Бунин начал писать стихи ещё в гимназии. Он писал их почти до конца своей долгой, трудной жизни (он умер в Париже 8 ноября 1953 года.) Большинство его стихов адресовано взрослому читателю. Но есть и такие, которые Бунин печатал для детей. Часто он с интересом слушал, что говорит о детях, о школе его старший брат Юлий Бунин, педагог.
В издании журнала «Детское чтение» вышла книга стихов Бунина. Поэт назвал её «Под открытым небом». А другой сборник стихов и рассказов вышел три года спустя под названием «Полевы цветы».
- Ребята, а теперь давайте вернёмся к нашим деревьям.
- Посмотрите, что с ним произошло? (Листья осыпались).
- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
- В какое время года это происходит? (Осенью).
- Почему? (Практически останавливается сокодвижение. Жизненные процессы растения затухают).

- Скажите мне, кто из вас знает значение слова листопад?
(Листопад это когда с деревьев осыпаются листья).
- Давайте познакомимся со значением этого слова в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.
(Один хорошо читающий ученик читает)
(Листопад – опадение листьев у деревьев, кустарников. Осенний листопад. Листопадные растения – теряющие листья с наступлением сезона листопада).

- Ребята, а кто из вас уже догадался, с каким стихотворением мы будем знакомиться на уроке? (Листопад). ( Слайд №3 )


Научимся выразительно читать стихотворение Бунина «Листопад».

Чтение картины:
Ребята, где можно в любое время года увидеть деревья в золотом осеннем уборе?
(На картинах художников).

Картину «Золотая осень» написал Исаак Ильич Левитан. Художник обострёно чувствовал жизнь природы. (Слайд №4)

Здесь мало увидеть –
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать –
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

Давайте рассмотрим картину, попробуем оказаться внутри неё, вжиться в образный мир природы, пережить настроение автора, его раздумья.
Рассказ ученика. (Слайд №5)
В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как пейзажист. На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания далеких строений, леса, полей, засеянных озимью. Пейзаж "Золотая осень" не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть. Глядя на картину "Золотая осень", зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Ребята, какое настроение вызывает у вас пейзаж? (Радостное, праздничное, немного грустное).
- Хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник? (Да, нам хотелось бы оказаться в таком месте, побегать по берегу, потрогать воду в реке, послушать, как шуршат листья, полюбоваться на небо облака).
-Какие краски на картине преобладают? (Осень нарядила деревья в пышное золотое платье. Роща пылает кострами берёз. Деревья сливаются друг с другом).
- Какое небо у Левитана? (Прозрачное, голубое, чистое, лазоревое, с розовыми облаками).
-Когда бывает такое небо? (В яркий солнечный день).
-Представьте, что вы композитор, какую музыку вы напишите к этой картине?
-А теперь послушайте, как композитор Антонио Вивальди передал звуками тоже, что Исаак Ильич Левитан красками – тишь и благодать, царящая в это время в природе.
Физминутка

-Пока будет звучать музыка, мы отдохнём. Положите головы на парты, закройте глаза. Попросим фею Фантазию прилететь к нам. Представьте, что каждый из вас - это осенний листочек. Сильный порыв ветра сорвал некоторые листочки, а остальные ещё крепко держатся за веточки. Попробуйте почувствовать то, что чувствуют листочки.

Звучит музыка. Минута релаксации.
-Ребята, расскажите, что вы увидели и почувствовали. Понравилась ли вам музыка?
(Нам радостно и грустно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день, и грустно: ведь скоро наступят холода).


Работа над новым материалом.
-Ребята, художник для передачи нам своих чувств имеет краски.
-А композитор? (Ноты).
- А чем пользуется поэт? (Словом).
-А что свойственно поэтическому языку? (Чёткий ритм, краткость, наличие рифмы).
-Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И.Бунина о золотой осени.
Первичное чтение стихотворения в мп3 .( следят)
- Ребята, сейчас вы послушаете стихотворение и постарайтесь представить себе всё то, что увидел Иван Бунин.



Словарная работа.
-Ребята, в стихотворении вам встретились слова, давайте разберём их значение.
( Слайд № 6)

Лазурь – светло- синий цвет.
Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.

(На экране спроектированы слова, их значение, и показан цвет).


- Понравилось ли вам стихотворение? (Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение).
- Какие картины, образы вы представили себе ярче всего. (Я представил себе лес – терем в своей красоте).
- Какие звуки услышали? (Шорох листвы, шум ветра).
- Какие краски вы увидели в стихотворении?


Осмысленное восприятие и работа с текстом.
- Давайте вернёмся к нашему тексту.
- Мы с вами видим, что в стихотворении много сравнений . С чем сравнивается лес? Найдите и прочитайте.
(Лес, точно терем расписной) ( Слайд № 7)
прочитаем сравнения
(Лес терем, стоит: стеной», «как вышки ёлочки темнеют, синеют», «просветы в небо, что оконца»), поляна – широкий двор).
- Этим сравнением мотивирован основной художественный троп – олицетворение. Найдите и прочитайте.
(Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой.) (Слаид №8)

Работа в парах - найти сравнения и эпитеты на листочке со стихотворением. (слайд №9)
Красным цветом - эпитеты
Синим - сравнения
- Ребята, что помогает нам в стихотворении увидеть и ощутить сказочный мир осени? (Эпитеты).
- Верно. Эпитеты у Бунина подобраны с целью передать главное ощущение – торжественную сказочную красоту уходящей осени.

(«Весёлой стеной», «воздушной паутины ткани», «сеть из серебра», «мёртвое молчанье», «лес заворожённый».)
Задание проверяется. ( по 1 паре)







Вторичное самостоятельное чтение по памятке. Приготовьте памятки.
Расстановка логических ударений.
Ребята, самостоятельно подготовьтесь к чтению, пользуясь памяткой, расставьте логические ударения.

ПАМЯТКА
Правильно ставь ударения.
Соблюдай паузы.
Выбери силу голоса (Тихо, громко.)
Определи темп (Быстро, медленно.)
Читай эмоционально.
Покажи интонацией своё отношение к произведению.



Выразительное чтение по частям (2 ученика.)
- Ребята, давайте договоримся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? (Спокойно с восхищением).
- Какие слова нужно выделять голосом при чтении? (Лес, берёзы, клёны, ёлочки, оконца, поляна, паутина, мотылёк).
- Какие слова в стихотворении повторяются? («Сегодня на пустой поляне», «Сегодня так светло кругом).
- Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо).
- Поэт усиливает повтором этих слов своё впечатление обо всей картине, восхищается ею. Когда будем читать, голосом выделим эти слова.
(Первая часть – до слов «Сегодня на пустой поляне»).













Рефлексия
Урок:
Привлёк меня тем
Показался интересным
Взволновал
Заставил задуматься
Навёл на размышления
Что на вас произвело наибольшее впечатление?
Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни?
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем ещё надо поработать?


- Давайте вспомним, как опадают листья в спокойный безветренный день.
- Сейчас мы с вами попробуем изобразить листопад, наклеивая бумажные листочки на цветной фон. ( у каждого по 3 листочка).



Домашнее задание.

- Выучить стихотворение наизусть. ( 1 вариант – 1 часть, 2 вариант – 2 часть)
Доп. Зад. – стих. Бунина








Самоанализ урока.

Урок был дан в 4 классе. Контингент учащихся в классе среднего уровня познавательных способностей.
Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первоначальное знакомство с творчеством Ивана Бунина.
3. Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина;
- развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств языка;
- воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке;
- воспитывать самостоятельную творческую активность.
4. Сложность материала соответствовали требованиям программы, а объём рассчитан на уровень познавательных способностей учащихся класса.
5. Намеченный план урока удалось реализовать полностью, отступления от плана не было.
6. Мне удалось связать задачи урока с предыдущими уроками и с последующим материалом раздела «Поэтическая тетрадь».
7. Основные цели урока достигнуты.
8. Запланированную структуру урока удалось выдержать.
9. Данный урок включал в себя межпредметные связи с уроком ИЗО, с музыкой, с окружающим миром.
10. На уроке были применены следующие методы:
I. По источнику информации:
а) словесные ( приёмы: рассказ, беседа.)
б) наглядные (приёмы: иллюстрация, демонстрация.)
в) практические приёмы: упражнения, самостоятельная работа, в группах в парах.
II. По характеру познавательной деятельности школьников:
а) репродуктивные
б) объяснительно иллюстративные
в) проблемные
г) частично – поисковые.
III. По основным методам и дидактическим задачам:
а) методы изучения материала, его закрепления, с использованием индивидуально – обособленной формы.
б) применение на практике формирования умений.
в) методы повторения и обобщения материала с использованием коллективной формы работы.
IV. По характеру организации направления познания мною был применен дедуктивный метод (от общего к частному.)
V. По основным компонентам деятельности – это метод организации учебно – познавательной деятельности через внедрение компьютерных технологий, где средством ТСО был компьютер, а демонстрационный материал создавался мною из разных источников именно для этого урока.


Так как большинство детей начальной школы визуалы, поэтому применение компьютерных технологий способствует:

Вооружению школьников прочными знаниями, умениями и навыками, а так же умениями переносить их в новые ситуации;
Формирует у учащихся потребность в новых знаниях;
Направляет обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся.
11. Осуществлялась углублённо – ассоциативная отработка новых понятий во время словарной работы.
12. Сильным учащимся заранее были даны задания. Слабым учащимся домашнее задание было упрощено.Во фронтальной беседе, к ответу на несложные вопросы, привлекались слабые ученики.
13. Пассивных учащихся на уроке не было. Дети работали хорошо.
14. Потери учебного времени не наблюдалось.
15. Используемые формы контроля на уроке – индивидуальный опрос(домашнее задание), фронтальный опрос. Тема учащимися освоена.
16. «5» -
«4» -
«3»-
17. На уроке был использован интересный материал, смена форм урока, менялся характер заданий, однообразий не было.








13PAGE 15