Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»


«Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»
Автор: Федорова Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 184 г. Санкт – Петербурга.
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. К сожалению, уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения.
В моей педагогической деятельности возникла проблема:как разрешить противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся , их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
Таким образом я подошла к выбору моей методической темы :«Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенцииучащихся» , актуальность которой не оставляет сомнений. Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.
Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Для реализации поставленной цели - формирования коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом - я поставила перед собой первоочередной задачу внедрения на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.
Наиболее результативным, на мой взгляд, является следующее :• комплексная работа с текстом; • лингвостилистический анализ текста; • «самодиктанты»; • сочинение-рассуждение; • редактирование текста; • различные виды диктантов; • интеллектуально-лингвистические упражнения; • работа с текстами-миниатюрами; • составление синквейнов, кластеров к тексту; • коммуникативные и игровые ситуации.
Начиная с первого урока в пятом классе, обращаю особое внимание на каждое
слово. Приходится только удивляться, насколько речь современного ученика отличается от речи их ровесников 20-30 лет назад. Поэтому слова, которые нам понятны, современным пятиклассникам не ясны. На уроках приходится объяснять значения таких слов, как репродуктор, локомотив, тайга, копна, обоз, овраг....Объясняются не только значения слов, но и обязательно их чётко проговариваем, записываем (очень часто сталкиваешься с тем, что дети не могут правильно произнести слово, а отсюда и ошибки при написании, и боязнь их употребить в речи).
Я работаю по программе М. М . Разумовской Надо сказать, что в обновленных
учебниках много интересных, познавательных тестов, к ним даются разнообразные задания, стараюсь использовать максимально все, но многое и дополняю.
Первый шаг при работе с текстом - это его прочтение, оно может быть в любом виде: про себя, хором, чтение за кем-то, чтение вполголоса - существует огромное количество различных видов чтения. Я обычно прошу прочитать текст про себя или вполголоса, затем выразительно вслух.
Следующий этап - это первичное понимание текста. Когда детям задаешь вопрос, о
чем прочитали, то приходится удивляться, насколько по-разному они понимают текст,
поэтому ответы можно услышать абсолютно непохожие. Надо сказать, что, когда они
отвечают на этот вопрос, даю возможность высказаться всем и никогда не говорю, что ученик не прав. Он так услышал. И здесь снова работа со словом: ищем ключевые слова,
словосочетания и приходим к общему выводу. Если текст объемный, то определяем
микротемы, обращаем внимание на абзацы, думаем, какой темой они объединены.
Подбираем название к тексту, если он не был озаглавлен, как правило, это задание не
вызывает затруднение, но обращаю внимание, что в заголовке может выражаться основнаяьмысль, а может не выражаться. Оставляем наиболее удачный заголовок.
Далее идет работа по анализу текста. В зависимости от содержания могут задаваться
разные вопросы: какая основная мысль? что хотел сказать автор читателю? над чем заставил задуматься? К сожалению, эти вопросы вызывают затруднения, так как здесь уже нужно сформулировать фразу, причем, как я говорю, она должна быть небольшая по объему, но очень емкая по содержанию. Практика показывает, что очень мало учащихся умеет формулировать такие предложения, вот в этом и заключается проблема понимания текста.
Работа ведется в нескольких направлениях: либо мы ищем ключевую фразу, либо очень
кратко пересказываем текст, а потом пытаемся сформулировать ответ. Здесь очень важно учителю не торопиться , а дать возможность ученикам высказаться, может быть, даже дать возможность поспорить друг с другом.
Следующий этап работы – это выработка умения находить, при помощи чего автор
доносит основную мысль до читателя. Здесь вариантов много: мы ищем опорные слова,
художественные средства, разнообразные приемы. После такой работы пересказ любого
текста уже нестрашен.
Если позволяет текст и время на уроке, особенно в старших классах, формулирую вопрос по тексту, прошу написать ответ. Вопрос может быть или на лингвистическую тему, или проблемного характера. А это уже идет подготовка к экзаменам в 9 и 11 классах.
На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты.. Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли». Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала. Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.
Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами как выполнение интеллектуально-лингвистических упражнений. Ценность выполнение таких заданий выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся.. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов. Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии ( например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Средством создания речевых возможностей на уроке использую систему ситуативных упражнений. Например, даю задание описать картину: « Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например: 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся нестандартные виды уроков ,такие как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки.
. Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее и объѐмнее тексты, которые подбираются с более глубоким смыслом, усложняются задания к тексту.
Учитель, научивший ученика понимать текст, слово, может быть спокоен, такой
Ученик, будучи взрослым, сумеет выслушать, другого, понять его, а это очень важное умение в жизни любого человека.