Методическая статья по истории, обществознанию, краеведению Экскурсия — как форма обучения


"Экскурсия - как форма обучения".
На уроках истории, краеведения, обществознания изучаемый материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, поэтому одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии. Экскурсии, как форма обучения, помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение вещественных памятников позволяет показать учащимся исторические события, быт и труд народа, соотнести прошлое и настоящее края, малой Родины в свете истории России и истории мира в целом.
Педагогическое значение экскурсии очень велико. На экскурсиях учащиеся познают прошлое общества, устанавливают связь между содержанием учебника, урока и окружающей действительностью, находят подтверждение теории, учатся видеть развитие истории вокруг себя. Экскурсии дают возможность учащимся знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На экскурсии объектом познания и воспитания присутствуют средства наглядные средства, подлинные памятники истории. Такая особенность делает экскурсию важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к изучению истории и других наук о развитии общества.
Цель экскурсии: установление связи между местным и общеисторическим материалом, углубление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников края, страны.
В своей практике провожу разные виды экскурсий.
Экскурсии по программе (по изучаемым темам на уроках);
Внепрограммные экскурсии (проводимые по плану внеклассной, кружковой работы).
Экскурсии по характеру изучаемого или наблюдаемого объекта:
А) экскурсия в музей;
Б) экскурсии к историческим и памятным местам;
В) историко-краеведческие экскурсии;
4) По месту в учебно-воспитательной работе экскурсии можно условно разделить на:
А) Экскурсии, предшествующие изучению учебного материала на уроке или на занятиях кружка (вводные);
Б) Урок-экскурсия (получение новых знаний с последующей их систематизацией и закреплением на уроке);
В) Экскурсии, проводимые после изучения соответствующей темы на уроке или в кружке (итоговая экскурсия).
5) Обзорные экскурсии.
6) По месту нахождения интересующих объектов экскурсии бывают ближними и дальними.
7) По характеру изучения материала и ознакомления с ним – экскурсии бывают тематические и комплексные.
8) Имеется и предметная классификация экскурсий: исторические, этнографические, археологические, экологические, фольклорные и др.
Методика организации экскурсии включает:
1) постановка цели экскурсии;
2) вводная беседа;
3) передвижение по маршруту экскурсии и ознакомление с объектами в сочетании с объяснениями экскурсовода;
4) вопросы и комментарии учителя, если он сам не является экскурсоводом;
5) учет возрастных и психологических особенностей ребят;
6) разработку общих и индивидуальных заданий участниками экскурсии;
7) знакомство с правилами поведения и техникой безопасности на объектах;
8) оформление необходимой документации;
9) формы подведения итогов (вечер, конференция, выставка собранных материалов.
Исторические экскурсии включают посещение памятных мест, улиц и площадей, связанных с историческими событиями, осмотр памятников материальной культуры, зданий и памятных мест. В этих условиях с особым интересом слушают учащиеся рассказы о былом, основанные на данных исторических документах, описаний, воспоминаний живых свидетелей. Перед нами как бы восстанавливаются картины прошедших лет. Они вносят в историческое представление учащихся образность, конкретизируют их знание, воспитывают умение видеть главное, связывая частное, местное с общим. Особую группу экскурсий составляют археологические экскурсии. Археологические экскурсии проводятся не только в музеи для ознакомления с вещественными доказательствами деятельности человека, в далеком прошлом (орудия труда, оружие и различная утварь), но и в места расположения городищ, селищ, стоянок, курганов, где ученые ведут раскопки. В задачу историко - краеведческих экскурсий входят и экскурсии в современность. Они знакомят учащихся с сегодняшним днем города и деревни, совершают небольшой экскурс в прошлое. Эти экскурсии предполагают изучение учащимися города или села, улицы, посещение предприятий, архитектурных сооружений, строек. Возможно проведение комплексных экскурсий, раскрывающих изучаемый объект с разных точек зрения, нередко с посещением музеев, выставок. Такие экскурсии проходят с участием не только учителя истории, но и литературы, географии, биологии. Могут быть комплексные экскурсии по изучению села, предприятия и др. Так, учитель истории ознакомит учащихся с историей возникновения и развития села, учитель географии расскажет об экономическом развитии и т.д. Такая экскурсия требует тщательной полготовки и договоренности руководителей между собой. В последний год широкое распространение получили военно-исторические экскурсии, посвященные героической борьбе нашего народа в годы Великой Отечественной войны. На экскурсиях, посвященных Великой Отечественной войне, школьники посещают памятники героям, братские могилы, которые увековечивают ратный подвиг солдат. «Весь этот экскурсионный материал оставляет у школьников огромное эмоциональное впечатление, служит сильным средством военно-патриотического воспитания молодежи»
Таким образом, материал, полученный на экскурсиях, активно способствует не только усвоению знаний, но и повышению интереса к истории как науки.Ученики, воочию ознакомившиеся с подлинными памятниками истории, глубже начинают понимать закономерности исторического развития общества. У них пробуждаются и развиваются высокие чувства любви к своему краю, к героическому прошлому Родины и ее настоящему.