Конспект занятия по музыке «Три кита»

В музыке «Три кита» 2-ой год обучения Школа раннего развития «Родничок», возраст 6-7 лет
Тип занятия: объяснение нового материала
Цель: помочь детям ощутить разницу в характере музыки- марша, танца, песни.
Задачи: 1. Познакомить детей с разными жанрами музыки.
2. Развивать музыкальный слух, танцевально - игровое творчество.
3. Воспитывать чувство прекрасного, любви к музыки.

Оборудование для педагога: карта музыкального города, магнитофон, фортепиано, музыкальные пьесы, картинки семи нот, изображение трех китов, конверт
Оборудование для детей: музыкальные инструменты (труба, барабан)

План занятия:
I. Орг. момент
II. Основная часть
1. Повторение пройденного материала
2. Изучение новой темы
3. Физ. минутка
III. Закрепление навыков, приобретенные на уроке

I Орг. момент

Дети входят в зал. Музыкальное приветствие.
Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Педагог: Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав,
В шуме дубрав
Только прислушаться надо:
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечно своей
Мир наполняет природа.
Дети садятся на стульчики. Перед ними стоит ширма, на ней план музыкального города «Звукландия», вокруг нотки до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Педагог: - Ребята, а вы слышите, какая волшебная музыка сейчас звучит?
(Ответ детей)
Педагог: - А под эту волшебную музыку сегодня мы отправимся в путешествие по музыкальной стране «Звукландия». В этой удивительной стране дружно живут музыкальные звуки и инструменты, три музыкальных кита: песня-танец-марш, ритм, темп, динамика. В пути нас будет сопровождать музыка. А чтобы нам не было так скучно путешествовать в сказочной стране «Звукландия» с нами вместе отправиться три волшебных кита.
II. Основная часть
Повторение пройденного материала
Звучит музыкальная пьеса
Педагог: - Ребята посмотрите мы пришли на улицу «ДО МИ СОЛЬКА». И чтобы отгадать, кто здесь живет, послушайте загадку:
На листочке, на страничке,
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
Семь подружек голосистых,
Семь звоночков серебристых,
Дружно, весело живут,
Звонко песенки поют.
- Что это?
Дети: - Ноты!
Педагог: - А кто из вас может назвать семь нот? Правильно, любая музыка состоит из нот, а всего их семь. Я буду читать стихотворение, показывать ноты, а вы должны помогать мне и дружно называть их.
До – воробышка гнездо, Ре – деревья во дворе, Ми – котёнка покорми. Фа – в лесу кричит сова Соль – играет детвора, Ля – запела вся земля, Си – поём мы для того, Чтоб опять вернуться к «До»
2. Изучение новой темы
Педагог (достает конверт): - Молодцы ребята! Ребята, а нам Фея Музыки прислала письмо. Слушайте, что в нем написано.
Краткое содержание: «Три кита» в музыке – это легенда о том, что Земля плоская, опорой для неё служат три кита. Вся музыка держится на этих трех китах - песне, танце, марше. Они встречаются в любой музыке - и в опере, и в балете, и в симфонии. Песня, танец, марш сопровождают жизнь человека. И сегодня ваше путешествие по городу начинается с проспекта Три Кита. Помогать будет моя подружка- нотка ДО.
- А вот и нотка До (укрепляет на плане города около трех улиц- ПЕСНЯ, ТАНЕЦ, МАРШ ).
Педагог: - Сейчас мы с вами отправимся на улицу Марш и послушаем произведение Д.Б. Кабалевского. Д.Б. Кабалевский написал музыку, которую знают во всем мире. Он очень любил детей, хотел, чтобы дети узнали и почувствовали красоту музыки, любили её, нашли в ней друга на всю жизнь. Ведь музыка передает столько чувств, переживаний, которые испытывает человек в жизни. Дмитрий Борисович написал для детей много песен, маршей, музыкальных картинок. Сейчас вы услышите одну из пьес - «Походный марш».
Звучит марш Д.Б. Кабалевского
- Ребята, как называется пьеса?
Дети: - «Походный марш»
Педагог: - Правильно. Ребята, отдыхая летом, путешествуют, ходят в походы. Берут с собой горниста, который трубит сбор, подает сигнал- призыв. В пути он играет марш, чтобы легче и веселей было шагать.
- Ребята скажите, какое у вас настроение после прослушивание марша?
Ответ детей
Педагог: - Потому что музыка у нас звучит бодро, весело, радостно, смело, уверенно, громко. - Сейчас мы тоже попробуем побыть горнистом, поиграем на трубах и на барабане будем призывать на путь.
(Разделить детей на 2 группы. Первая группа будет играть вступление на трубах, а вторая группа будет играет продолжение пьесы на барабанах. Педагог помогает детям.)
Педагог: - А сейчас ребята мы по улице марш будем маршировать как солдатики, как - будто мы с вами идем в поход. (Игра «Кто лучше шагает?»)
- Ребята смотрите, мы с вами оказались на другой улице. Здесь звучит совсем другая музыка. Слышите, звучит радостная, задорная музыка? Это танец. Мы с вами на улице Танцевальной! Вы любите танцевать?
3. Физминутка
Эй, дружок, все в кружок,
Ты дружок и я дружок.
Все мы дружная семья,
И танцуй все как я!
Дети встают хоровод и танцуют «Вперед четыре шага»
Педагог: - Ой, как весело у нас получилось! Ребята, а мы с вами забыли еще про одну улицу. Эта улица песни. Песня - самый важный и главный вид музыки.
Дети садятся на стульчики, педагог прикрепляет на план музыки название улицы.
Важная часть всякой музыки является мелодия. Если она звучит без слов, то это музыкальная пьеса. Если у мелодии есть слова, их можно петь, то получится песня. Послушайте. (песня «Что нам осень принесет»). Давайте с вами попробуем её исполнить.
Педагог: - Ребята, какая эта песня? Какой характер у неё?
Ответ детей
Педагог: - Песни бывают разные: праздничные, торжественные, задорные, плясовые, шуточные, маршевые и т.д. Послушайте, а куда ведет нас эта песня?
Звучит песня «Труба» Е. Тиличеевой. Дети отвечают.
Педагог: - Правильно, на праздник. В марше который мы сегодня слушали труба зовет нас в поход, а песня зовет на праздник. Попробуем сейчас повторить песню трубы.
Дети пропевают слоги «тру-ту-ту» с помощью педагога.
III. Закрепление навыков, приобретенные на уроке
Педагог: - Вот и подошла наша экскурсия по городу к концу. И чтобы нам запомнить все, что мы сегодня узнали, давайте еще раз прогуляемся по знакомым улицам.
Показ презентации «Три кита в музыке»
Педагог: - Молодцы. Вы были очень внимательны на уроке. Ну а теперь нам нужно друг с другом попрощаться.
- До свидания ребята!
Дети: - До свидания!