Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности


Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности.
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. На протяжении длительного времени обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация на развитие универсальных учебных действий и творческих качеств личности. Для того, чтобы повысить уровень развития УУД и творческий потенциал учащихся, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности. Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знаний. Интеграция учебной и внеучебной деятельности педагогов и учащихся предполагает решение комплекса воспитательных и образовательных задач:
- создать условия для разностороннего развития детей,
- координировать влияние на все сферы индивидуальности ребенка (когнитивную, мотивационную, эмоциональную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую, экзистенциальную),
- обеспечить взаимопроникновение различных видов деятельности, взаимодействие всех членов школьного коллектива,
- создать систему дополнительного образования с учетом потребностей учащихся и возможностей школы (определение разделов учебной программы, которые необходимо углубить через систему дополнительного образования),
- разработать новые формы и методы обучения (подбор материалов и средств для развития творчества детей и педагогов),
- усилить познавательный характер разнообразных воспитательных дел,
- интегрировать образовательный процесс в социальную среду (привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу, проведение занятий за пределами школы, организация КТД, открытых мероприятий и др.).
Школа сегодня:
- в условиях интеграции учебные занятия подчиняются общим целям и задачам воспитания. Возрос воспитательный потенциал учебных занятий по предметам через включение в содержание занятий материала нравственного характера, показ роли человеческого фактора в освоении и развитии мира, обращение к личному опыту детей, обогащение содержания материала знаниями социального характера, усиление практической направленности подготовки школьников к жизни, через использование активных форм и методов обучения, обеспечивающих субъектность ребенка в учебном процессе (дискуссий, диспутов, деловых игр, уроков-исследований, семинаров и др.), через включение в учебные занятия элементов внеурочной воспитательной работы (дидактические игры, викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, интегрированные уроки, выполнение творческих работ, проектов, презентаций и др.). Целью урока стали не знания сами по себе, а человек, личность ученика, развитие его отношений с окружающим миром. «Воспитание становится делом каждого учителя». (С.Л.Паладьев).
- усиление интеллектуального, познавательного характера деятельности детей во внеурочное время осуществляется через создание сети предметных кружков, проектную деятельность во внеклассной работе, предметные недели, олимпиадное движение, интеллектуально-познавательные игры, проведение классных часов по единой тематике. Каждому воспитательному мероприятию придается познавательный характер, развивающий интеллектуальную сферу детей. Так, например, в рамках подготовки и проведения классных часов, праздников организуются конкурсы знатоков, разгадывание кроссвордов, викторины и т.п.
- использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование, его сложно однозначно отнести к учебному процессу или внеклассной работе, это комплексное педагогическое средство, например, интегрированные классные часы, проблемно-ролевые игры, «Портфолио» и тд
В условиях внедрения ФГОС и с учетом требований сегодняшнего дня патриотическое воспитание для нашей школы является одним из ключевых направлений внеурочной работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Учреждение образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования - содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие, общегражданские и патриотические ценностные ориентации обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданско-патриотического самосознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности. Воспитательная цель-функция гражданско-патриотической работы проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально- политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки. Развивающая цель-функция гражданско-патриотической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-патриотическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позиции нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием. Исходя из осмысления триединой цели-функции, для себя сформулировала базовые компоненты гражданско-патриотического воспитания учащихся:
o Самовоспитание и самооценка
o Ответственность перед будущими поколениями
o Осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части
o Сохранение совокупного опыта человечества
o Уважение к человеческой жизни, осознание ее
o Овладение детьми ситуациями реальной ответственности
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских и патриотических качеств особую роль сыграли А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско- патриотического воспитания, выделила для себя группы методов формирования гражданско-патриотического сознания личности, используемые в моей работе, которые мне бы хотелось предоставить
II. Методы формирования гражданско- патриотического сознания личности :Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании. Методы организации . деятельности и формирования опыта гражданско- патриотического поведения :требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело
I Педагогическое Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются патриотические традиции поведения.
III. Методы стимулирования деятельности и поведения гражданина и патриота Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. Считаю важным при работе с учащимися соблюдение следующих принципов: - принцип сознательности, активности воспитанников; - принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью; - принцип опоры на положительную мотивацию; - принцип включения в деятельность.
Интеграция средств учебной и внеурочной деятельности школьников осуществляется в следующих направлениях:
1. расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам, усиление влияния учебной деятельности на нравственное и социальное становление ребенка;
2. усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной работы;
3. использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным и воспитательным процессами, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.