Статья Интеграция в образовательном процессе

Выпускная работа на курсах
«Интернет - технологии в образовательном учреждении»
« Интеграция познавательной деятельности»
учителя МБОУ г.Иркутска Лицей № 1
Буйновской Марины Анатольевны.

13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415




13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415










Обучение на интегративной основе в средней школе
Российские учителя узнали о возможности интеграции отдельных дисциплин после июля 1991 г., когда завершила работу Международная конференция преподавателей естественнонаучных дисциплин, проходившая в течение десяти дней на базе МГУ. В конференции приняли участие 500 педагогов с американской стороны и столько же с советской. Немалое удивление у последних вызвало отсутствие в США государственного стандарта на содержание образования и наличие в аттестатах американских выпускников школ 15 16 дисциплин (по сравнению с 2224 дисциплинами в советских аттестатах зрелости). Гости же, наоборот, были потрясены жестким стандартом советского среднего образования, единого по содержанию от Калининграда до Анадыря и от Мурманска до Кушки.
Базисный учебный план, введенный в действие в 1993 г., предусматривает теперь в учебном плане российской средней школы, помимо инвариантной, и вариативную часть в виде факультативов и обязательных занятий по выбору школы и региона (так называемый «школьный и региональный компонент»). Что же касается числа обязательных дисциплин, то оно осталось прежним почти повсеместно.
Попытка ввести интегрированные курсы «Мировая художественная культура (МХК)» и «Естествознание» в массовой школе не принесла успеха. Хотя в действующем «Базисном учебном плане» четко указано, что образовательная область шире предметной, она возникает из общности нескольких предметных областей. Например, область «Общество» включает историю и социальные дисциплины; область «Язык и литература» включает родной, русский и иностранный языки и литературу. На их стыке всегда формируется новое знание, совершенствуется и развивается личность. составляет собственно интегрированную часть образовательной области «Земля», что может быть представлено, в частности, интегрированными спецкурсами. Более слабая степень интеграции, включая традиционные межпредметные связи, будет характерна для не пересекающихся частей одного и того же круга.
Общую интегрированную часть дает пересечение предметных областей «Иностранный язык» и «Русский язык» в рамках образовательной области «Язык и литература». Интегрированная часть, по мнению профессора РГУ В.Т. Фоменко, может быть представлена обобщенным грамматическим материалом, связанным отношением как подобия, так и различия.
Не только предметные области пересекаются внутри образовательных областей, но и сами образовательные области в большей или меньшей мере пересекаются между собой (либо каждая в целом, либо через пересечение отдельных входящих в них предметов). По-видимому, стратегические интеграционные процессы в будущем будут идти по пути интеграции и образовательных областей. Примером интеграционной связи между различными образовательными областями может служить пересечение физики (образовательная область «Системы неживой природы») и химии (образовательная область «Вещество»). Аналогичным образом могут пересечься, образуя интегрированную часть содержания, экология (образовательная область «Земля») и химия (образовательная область «Вещество»).
Пересечься могут не две, а три и более учебных дисциплин. Например, литература, история и музыка. В результате может появиться интегрированный курс «История цивилизаций», который содержит части соответствующих образовательных областей «Язык и литература», «Общество», «Искусство».
Интеграция же отдельных тем и уроков может, на первый взгляд, оказаться совершенно неожиданной. В нашей школе проводились интегрированные уроки русского языка и математики, русского языка и географии, русского языка и природоведения, биологии и технологии..
В.Т. Фоменко выделил виды межпредметной интеграции по способу развертывания содержания во времени. Она может быть «вертикальной», при которой логические и временные отношения не совпадают, и «горизонтальной», когда то же содержание выводится на один временной уровень. Примером «вертикальной» интеграции является такое изучение древнегреческой цивилизации в интегрированном курсе «История цивилизаций», когда в течение учебного дня рассматриваются вначале событийная история Древней Греции, затем древнегреческая мифология и литература, после чего скульптура и архитектура Древней Греции, а затем древнегреческая музыка. Такой опыт накоплен в школе № 9 г. Гуково Ростовской области. При «горизонтальной» интеграции указанные блоки всего модуля, связанного с древнегреческой цивилизацией, изучаются одновременно, параллельно, с различной степенью взаимопроникновения.
Особое значение имеет вопрос об уровнях интеграции. На элементарном уровне интеграция имеет примитивный, фрагментарный , часто компилятивный характер. Множество традиционных предметных связей относится именно к этому уровню интеграции Она может быть достаточно выраженной, отличаться значимым взаимопроникновением разнохарактерного содержания в новое качественное состояние. Например, одновременно изучена одном уровне системы координат в курсе математики и географии (физических координат в курсе физической географии.) Такой уровень интеграции можно считать средним. Интеграция может быть и весьма значительной, глубокой, характеризуемой новообразованием, полным слиянием разнохарактерного содержания значительных объемов учебного материала. Примером может служить курс 1 << Естествознание», являющийся конгломератом физики, химии, биологии, географии. По курсу естествознания в Ростовском государственном педагогическом университете уже начата подготовка специалистов на физико-математическом факультете (специальность «физика и естествознание»), в стране созданы учебники для 59 классов. Примером глубокой интеграции может служить и курс «Мировая художественная культура», вобравший знания из области музыки, театра, кино, изобразительного искусства и частично художественной литературы. По этой учебной дисциплине тоже начата подготовка педагогических кадров, и она введена в учебный план большинства школ крупных городов.
Межпредметная интеграция может тесно сочетаться и с внутри-предметной интеграцией, образуя единое научное поле. Внутрипредметная интеграция направлена, прежде всего, на «спрессовывание» материала в крупные блоки и приводит к изменению структуры учебного дня (день математики, день литературы). Сближение блоков во времени в свою очередь может привести к такой форме организации учебного процесса, как учебная неделя (неделя биологии, неделя математики). Основанная на образовательной области, Межпредметная интеграция в состоянии существенно обогатить внутрипредметную интеграцию (день биологии на английском языке, математическая неделя с выходом на другие учебные дисциплины).
В некоторых высших учебных заведениях пошли еще дальше: взамен школьной «недели математики» или «недели биологии» в вузах практикуют микросеместры продолжительностью 68 недель. В рамках микросеместров изучаются 23 учебные дисциплины, и он завершается микроэкзаменационной сессией. Возможна ли такая система обучения в средней школе? Ответить на этот вопрос невозможно, так как идея не проходила апробации. Априорно можно утверждать, что на уровне средней школы система микросеместров вряд ли будет оправданна, так как специфика детской психологии требует замедленного ритма усвоения.
В.Т. Фоменко тонко заметил, что характерные для современного образования процессы гуманитаризации, информатизации, экологизации, регионализации не что иное, как интеграционные процессы. К этим педагогическим тенденциям, по его мнению, следует относиться как к переводу образования на интегративную основу.
Обобщая изложенное выше, можно выделить следующие варианты функционирования учебного процесса на интегративной основе.
Интегрированный курс создается из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом удельный вес содержания одного предмета не превалирует над содержанием другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.
Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.
Интегрированный курс "создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих «на равных».
Интегрированный курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.
В интегративной связи находятся предметы взаимно удаленных образовательных областей и блоков, что присуще чаще всего п. вариативной части учебного плана и базируется на симультанном мышлении.
6. «Преломление» общеобразовательной дисциплины через призму специфики школы (в профильных школах).
Построение учебного процесса на интегративной основе не ограничивается интегрированными курсами. Интегрированные курсы – это высшая стадия «срастания» учебных дисциплин. Однако интеграция может носить и эпизодический характер, и неглубокую степень выраженности. Например, интеграция может состоять лишь в решении задач, стоящих на стыке разнокачественных систем знании, способов деятельности и других компонентов содержания. Технология разработки класса межпредметных познавательных предполагает предварительное вычленение сквозных межпредметных идей, в соответствии с каждой из которых и составляются
задачи. Решение учащимися иерархических систем таких задач ' путь формирования гибкого и целостного мышления.
Межпредметные познавательные задачи - академическая структура организации учебной деятельности учащихся. Ситуативные методы обучения обеспечивают нередко более естественное течение познавательных процессов, а как интегрирующее средство обладают большими возможностями.


Интеграция и системный подход в развитии современной науки

Современное революционное развитие научного познания характеризуется следующими особенностями:
*Дифференциация наук сочетается с интегративными процессами, синтезом научных знаний, комплексностью, переносом методов исследования из одной области в другую.
Лишь на основе интеграции выводов частных наук и результатов исследований специалистов разных областей знания возможно всестороннее системное освещение научной проблемы.
Науки становятся все более точными благодаря широкому использованию математического аппарата.
Современная наука стремительно развивается во времени и пространстве. Сокращается разрыв между появлением научной идеи и ее внедрением в производство.

Сегодня научные достижения являются результатом коллективной деятельности, объектом общественного планирования и регулирования.
Исследование объектов и явлений ведется системно, комплексно; целостное исследование объектов способствует формированию синтетического мышления.
Эти особенности современной науки, где главными принципами научного исследования становятся интеграция и системный подход, помогают понять закономерности и перспективы развития современного образования как одной из подсистем ключевого звена научно-технической революции, которая обусловила изменение целей и смыслов образования.
В данном контексте мы лишь кратко напомним о главной цели современного образования, прогностической, о подготовке специалистов, способных к проективной детерминации будущего, о взращивании интеллектуальной элиты страны, о формировании творческой личности, целостно воспринимающий мир, способной активно влиять на процессы, происходящие в социальной и профессиональной сферах.
Еще в 1826 г. И.Г. Песталоцци рассматривал образование как гармоничное и равновесное развитие в процессе обучения и воспитания всех сил человека. Современное развитие образования как системы должно реализовываться через системные же знания, необходимые для выработки целостного, системного мышления. Эти знания могут быть получены на основе интеграции гуманитарных, фундаментальных и технических наук и должны быть ориентированы на мировой уровень развития науки.
Такой подход предполагает прежде всего многомерность и единство образования, одновременное функционирование трех его компонент: обучения, воспитания, творческого развития личности в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Современное образование нуждается в разработке новой методологии, глобальной теории, в которой объектом исследования становятся все звенья образовательной системы в их взаимодействии с обществом и человеком. ЮНЕСКО введен термин «эдукалогия», под которым подразумевается методология образования. Рабочий язык ЮНЕСКО французский, и поэтому имеет смысл обратиться к этимологии этого слова. По-французски «education» означает «воспитание». Следовательно, можно рассматривать эдукалогию как науку о воспитании, «взращивании» в системе образования целостной креативной личности, осознающей себя субъектом деятельности в окружающем ее мире.
Эдукалогия это наука о принципах формирования образованного человека и определения фундаментального знания как части общечеловеческой культуры, с одной стороны, и являющаяся основой для профессиональной подготовки с другой.
В этом определении отчетливо прослеживается неразрывная связь фундаментального, гуманитарного и профессионального знания в образовательном процессе. Системный подход к образованию делает принцип целостности, интегративности основополагающим при разработке его методологических основ.



Литература :

1 В.С.Кукушин Педагогические технологии /Ростов-на-Дону, 2002
2 В.Т.Фоменко Построение процесса на интегративной основе /Ростов-на-Дону, 1994
3 Г.К.Селевко Современные образовательные технологии / Москва, 1998
4 В.М.Кларин Инновации в обучении/ / Москва, 1997
5 В.П.Беспалько Слагаемые педагогической технологии / Москва, 1998













13PAGE 15


13PAGE 14115







15