EУрок математики ко Дню космонавтики на тему:Действия над десятичными дробями(5 класс)


Урок математики в 5 классе, посвященный Дню космонавтики
Тема. Действия над десятичными дробями.
Цели:
образовательные: совершенствовать умение выполнять действия над десятичными дробями; систематизировать знания и умения учащихся по теме «Действия над десятичными дробями»; способствовать формированию навыков выполнения арифметических действий с десятичными дробями; научить применять полученные знания на практике;
развивающие: развитие логического мышления у учащихся, познавательной активности, самостоятельности; способствовать развитию коммуникативных навыков работы в группах, в коллективе;
воспитательные: создать условия для совершенствования навыков общения; способствовать воспитанию чувства ответственности, товарищества; вовлечь в активную практическую деятельность.
Тип урока: Урок обучения и систематизации знаний и умений учащихся. Форма урока: Комбинированный урок – урок-игра. Оборудование: компьютер , интерактивная доска, карточки с заданиями. Учебник (Зубарева, Мордкович и др. Математика 5. Ход урока
Организационный момент.
II. Устный счет по карточкам «А»
3. Проверка домашнего задания.
№ 831: а) 3,8 б) 20 в) 5 г) 110
№833: а) 0,2 б) 60 в) 80 г) 700
№841: а) 120 : 2,4 = 50 (столбов)
Вопросы: 1) Как сложить и вычесть десятичные дроби ?2) Как умножить десятичные дроби?
3) Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?
4) Как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.?
5) Как разделить десятичную дробь на десятичную дробь ?0,5
+
11,5 4,4
:
1,1 0,9
+
0,1 89,5
-
80,5 3
:
0,5 0,999
+
0,001
12 апреля 1 9 6 1
К О С М О С
Учитель: 1) С какой крупной датой нашего государства связано слово космос?
2) Чему будет посвящен сегодняшний урок? (космосу)- космонавтике
1-ый учащийся: «Все мы живем под одним небом. Люди давно мечтали узнать, что делается там, высоко над Землей. Находились смельчаки, которые пытались сделать себе крылья. Сделали даже большой воздушный шар с корзиной для пассажиров и наполнили его дымом. Потом догадались наполнять шар легким газом. Но движение шара зависело от ветра. Тайны жизни высоко над землей призывают человечество к размышлению, к исследованию. Чтобы изучить звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали космические корабли и отправляют их далеко от Земли с разными целями. О полете отважного космонавта узнал весь мир!
2-ой учащийся: «12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Этот полет показал практическую возможность покорения человеком космоса. В этом лежит большая заслуга многих ученых математиков. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным.
3- учащийся «Сыны и дочери планеты голубойВзмывают ввысь, тревожа звезд покой.Налажен путь в межзвездные пространстваДля спутников, ракет, научных станций.Шагает эра космоса вперед!Ракеты продолжают свой полет,Стартуя с Байконура каждый год.Привык к таким явлениям народ.Хранит в душе он первую любовь,Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,Но первым был Гагарин, он был свой,Родной, с улыбкой детской, озорной.Когда День космонавтики справляют,Любимца своего все вспоминают.Но в этот день поздравим мы и тех,Кто славу создает стране, успех:Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,Как космонавты подвиг совершают,И тех, кто отправляет корабли,Стартующие с матушки-Земли, -Всех, кто с космической наукой в жизни связан.Народ своей любовью им обязан.Гордится космонавтикой страна:Она была и будет нам нужна!
Учитель: «Настоящие космонавты проходят большую предполетную подготовку: тренируются на специальных аппаратах, изучают множество наук, и конечно,им очень необходима математика. Сегодня мы тоже на один урок станем космонавтами и совершим воображаемое космическое путешествие. Путешествие будет увлекательным и познавательным. Вас ждут испытания. Чтобы их преодолеть понадобятся знания и смекалка, находчивость, быстрота и аккуратность выполнения задания. Итак мы отправляемся в путешествие . На чем? (На ракете «Восток»)
Учитель: Чтобы начать свое путешествие мы должны решить данные уравнения: а) z – 1,2 = 21,1 б) 2m + m = 9,9 в) x + 5,4 = 19,8 г) 5y =0,45
Z = 22,3 m = 3,3 x = 14,4 y = 0,09
Учитель: Наше путешествие продолжается, и мы попадаем на планету «Логическая»
Задача. Задача 1. 1 апреля барон Мюнхгаузен сел на свой персональный вертолет и полетел на Луну. Скорость вертолета 600 км/ч. Сколько времени займет путь? В каком месяце Мюнхгаузен прилетит на Луну? Путь – 384 000 км.
Ответ: 640 часов(26,7 суток). В апреле.
Учитель: Далее мы прилетели на планету «Спортивная». Как же космонавту без спорта?
Физкультминутка.
Ты сегодня космонавт!
По сторонам не зевай,
И тренировку начинай.
Руки в стороны поставим,
Левой правую достанем,
А потом наоборот.
Будет влево поворот.
И вправо поворот.
Раз - хлопок, два - хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два плечи выше,
Три, четыре руки шире.
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись!
Глазки ты закрой!
А затем широко открой!
Посмотри вдаль,
А потом на кончик носа!
Не поворачивая головы
Глазками поверти:
Вверх- вниз - вправо- влево
И в обратную сторону.
Учитель: - Отдохнули. Набрались сил. Теперь можно дальше путешествовать.
- Следующая планета «Познавательная».
Учитель: Через 10 лет (в 1971г.) была выведена на орбиту первая тяжелая орбитальная станция. Как называлась эта первая тяжелая орбитальная станция? (Салют)
4-ый ученик: «Первая советская орбитальная научная станция «Салют-1» - это был настоящий летающий дом, состоящий из нескольких комнат-отсеков, в которых свободно разместился экипаж из 3-х человек, проработавший в космосе почти месяц. Станция «Салют-1» была запущена тяжелой ракетой-носителем «Протон». Она была оснащена одним стыковочным узлом и не имела систем дозаправки топливом. Она состояла из трех основных отсеков: переходного со стыковочным узлом, рабочего с многочисленными научными приборами и аппаратурой управления и агрегатного. В этом отсеке размещался и ракетный двигатель станции. Габариты станции были по тем временам невероятными: длина орбитального комплекса с пристыкованным к нему кораблем «Союз» - 21,4 метра, масса - более 25 тонн.
Учитель: - Путешествие продолжается. Планета «Необычная». Здесь вас ждут задания необычного характера.
В каком примере допущена ошибка?
а) 5,76 ∙ 0,1 = 5,76; б) 13,44 ∙ 10 = 134,4;
в) 800,5 : 100 = 80,05; г) 7,392 : 10 = 0,7392
2) Расставьте запятые, чтобы получились верные равенства:
а) 59 – 2 = 3,9 б) 42 + 17 = 2,12 в) 5926 : 10 = 59,26 г) 3 ∙ 1000 = 300
3) Впишите знаки действий:
а) 5,7 * 10 = 57 б) 2,9 * 100 = 0,029 в) 1,1 * 0,1 = 0,11 г) 0,256 * 1000 = 256
Учитель: Наш полет приближается к завершению. Чтобы приземлиться, выполните задание: № 832; № 835.
Результаты проверить (взаимопроверка)
Учитель: Прошли года, сейчас другое время.На станциях живет младое племя,«Прогресс» снабжает станции едой,Туристы едут в космос за мечтой.И в сонме неразгаданных загадокУже намечен плановый порядок.
- Наше путешествие закончилось. А теперь хотелось бы заслушать ваши стихотворения, которые вы подобрали самостоятельно.
5. Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание : написать мини – сочинение по теме «Мы и космос», № 855.