Урок математики на тему «Цена Победы»(Действия с десятичными дробями)5 класс


Муниципальное автономное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 43»
Разработка урока математики в 5 классе
на тему « Цена войны» (Бурятия в годы войны)
составила: учитель математики
Мотькинова Людмила Леонидовна
г.Улан-Удэ,2015г.
Урок математики в 5 в классе на тему «Цена Победы» (Бурятия в годы войны)
Цели: образовательные:
а)закрепить действия с десятичными дробями
б)развивать навыки устного счета
воспитательные:
а) прививать чувства патриотизма , любовь к своей Родине .
развивающие:
а) развить интерес к предмету
б) развивать память ,внимание.
Оборудование:
а) доска (оформление)
б) эпиграф на плакате
в) плакат о составе хлеба
г) жетоны за правильные ответы
д) карточки с устными упражнениями
е) тестовые задания.
эпиграф урока
«И двуедина жизнь –
Из павших и живых»
Баир ДугаровХод урока
Ребята, какую тему изучаем? (десятичные дроби). Мы сегодня будем решать задания на десятичные дроби применительно к Великой Отечественной войне , к Бурятии в годы войны. За каждый правильный ответ будете получать жетоны , а в конце урока подведем итоги.
О войне можно говорить много не только в день Победы 9 мая, но и в будние дни. На уроке узнаете как жили население Бурятии в годы войны. Самой острой проблемой для нашей республики было обеспечение продуктами питания население . Нормированное снабжение было введено в сентябре 1941 года. Карточная система снабжения хлебом имела две категории. 1-я – рабочим и служащим оборонной , топливной, металлургической ,химической промышленности, 2-я – для инженерно-технических работников и остального населения. Сейчас решим устные упражнения:
Сколько грамм хлеба получали люди , относящиеся к первой категории?
Сосчитайте :1600* 0,5= (800гр)
2) Сколько грамм хлеба получали люди второй категории?
Вычислите:
( 3,5 + 2,5) *100= (600гр)
Сколько было выдано карточек на хлеб?
Вычислите:
95,187*1000 = (95187карточек)
Во время войны была определенная норма снабжения по карточкам, она выдавалась на месяц. Подсчитаем , сколько кг выдавалось мяса и рыбы, жиров ,крупы и макаронных изделий на одну карточку: тестовые задания
1,27*3 - 2,01
а) 1,8 кг б) 378,99 кг в)1,2573 кг (ответ :а)1,8кг мяса и рыбы)
2) 1,36:17 + 0,32
а)23,44кг б)0,4кг в)0,08 кг (ответ: б) 0,4 кг жиров )
3) ( 4,8:32 + 0.45) *2
а)3.9 кг б)12 кг в)1,2 кг (ответ в)1,2 кг крупы и мак. изд.)
А с 31 января 1943 года, из-за засухи, нормы выдачи хлеба были уменьшены ( 1-я категория – 500гр., 2-я категория- 300гр.)
Вместо пшеничной муки выдавали овсяную , перемешанную с соломой и имевшую зеленый цвет. Хлеб выпекали из такого состава:
Ржаная мука 0,6кг
Льняной жмых 0,05кг
Отруби 0,06кг
Овсяная мука 0,08кг
Соевая мука 0,04кг
Пшеничная мука 0,05кг . Найдите вес хлеба . (0,88кг)
Люди умирали от голода. Несмотря на запрещения , люди в пищу потребляли мясо павших животных.
Чтобы спасти людей от голода, было получено разрешение на выдачу зерна. Сколько граммов зерна в день было разрешено выдавать?
Решите уравнение: у : 0,25 = 800 (200гр)
« Вечное ощущение голода. Ели все, что попадалось под руку: крапиву, лебеду , мерзлый картофель , колоски пшеницы;- такие воспоминания о детстве в годы войны» . В таких условиях население Бурятии помогали фронту ковать Победу.
Прошла война , прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди , никогда
Об этом не забудем
Подведем итог урока:
1.Вы узнали как жили население нашей родной Бурятии в годы Великой Отечественной войны. Думаю ,что вы задумались о ваших сверстниках, живших в годы войны. Они помогали фронту трудом для Победы, чтобы вы не знали голод и холод.
2.Повторили действия с десятичными дробями.
Домашнее задание и оценивание работы учащихся на уроке.
Литература:
Н .Я . Виленкин , учебник , Мнемозина,2011г.изд.
Дидактические материалы по математике ,А.С.Чесноков, К.И.Нешков,2008.
У.Г.Чернявский. Война и продовольствие. Снабжение городского населения в годы Великой Отечественной войны(1941-1945гг.), М.,1964г..тестовые задания:
1,27*3 - 2,01
а) 1,8 кг б) 378,99 кг в)1,2573 кг
2) 1,36:17 + 0,32
а) 23,44кг б) 0,4кг в )0,08 кг
3) ( 4,8:32 + 0.45) *2
а)3.9 кг б)12 кг в)1,2 кг

тестовые задания:
1) 1,27*3 - 2,01
а) 1,8 кг б) 378,99 кг в)1,2573 кг
2) 1,36:17 + 0,32
а) 23,44кг б) 0,4кг в )0,08 кг
3) ( 4,8:32 + 0.45) *2
а)3.9 кг б)12 кг в)1,2 кг
тестовые задания:
1) 1,27*3 - 2,01
а) 1,8 кг б) 378,99 кг в)1,2573 кг
2) 1,36:17 + 0,32
а) 23,44кг б) 0,4кг в )0,08 кг
3) ( 4,8:32 + 0.45) *2
а)3.9 кг б)12 кг в)1,2 кг
Найдите вес хлеба.
состав хлеба:
Ржаная мука 0,6кг
Льняной жмых 0,05кг
Отруби 0,06кг
Овсяная мука 0,08кг
Соевая мука 0,04кг
Пшеничная мука 0,05 кг

Найдите вес хлеба.
состав хлеба:
Ржаная мука 0,6кг
Льняной жмых 0,05кг
Отруби 0,06кг
Овсяная мука 0,08кг
Соевая мука 0,04кг
Пшеничная мука 0,05 кг