Конспект урока математики Действия с десятичными дробями. Решение задач (6 класс).


Технологическая карта урока
Тема Действия с десятичными дробями. Решение задач.
Класс 6
Предмет математика
Номер урока 3
Тип урока Урок совершенствования знаний и навыков
Цель Формирование умения решать текстовые задачи, данные в которых выражены десятичными дробями.
Задачи
Образовательные:
научить решать текстовые задачи, данные в которых выражены десятичными дробями.
Развивающие:
создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, умения анализировать, обобщать, выделять главное. Воспитательные:
создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения. Социализации: приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками;
Планируемые результаты Предметные: знать правила выполнения действий с десятичными дробями, свойства действий, уметь: выполнять действия с десятичными дробями, применять приобретённые знания при решении задач. Личностные: Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Метапредметные: уметь применять знания в решении жизненных задач
Образователь-ная технология Технология деятельностного подхода, ИКТ
Ресурсы (оснащение) Мультимедийный проектор.
Ход урока:
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Слайд 1
Здравствуйте, ребята. Прозвенел уже звонок…
Начинаем наш урок.
Слушают учителя,
Вступают в диалог.
Высказывают своё мнение.

К: умение слушать и вступать в диалог
Л: умение выделять нравственный аспект поведения
П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
2. Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действия, развитие логического мышления Проверка домашней работы.
Анализ выполненного домашнего задания (тест «Действия с десятичными дробями» на сайте uztest.ru).
ВОПРОС: Что мы знаем и умеем
по теме «Десятичные дроби?»
Наши знания и умения нам сегодня пригодятся на уроке.
А чему бы вы хотели ещё научиться?
(Слайд 2) «Какой бы ни была задача сложной,
Математика решение найдёт.
Всё она по полочкам разложит,
Всё она в систему приведёт»
(Слайд 3) Запишем тему урока:
«Действия с десятичными дробями. Решение задач».
Сегодня у нас необычный урок. Чем же он необычен? Попробуйте догадаться.
(Слайд 4) 3. ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
(заставка к уроку о Планете Земля).
Сегодня мы посвящаем наш урок Дню космонавтики
(12 апреля).
Слушают учителя. Анализируют д/р.
Отвечают на вопрос (знаем правила выполнения действий с десятичными дробями, умеем выполнять действия).
Хотелось бы научиться
решать задачи.
Записывают в тетради тему урока.
Смотрят ролик. Пытаются определить особенность урока (урок посвящён Дню космонавтики). К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.П: Логический анализ объектов с целью выделения признаков.
Поиск и выделение необходимой информации.
3. Целеполагание и мотивация Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока Что же мы сегодня будем делать на уроке?
Давайте попробуем определить план наших действий.
а) Устная работа (Слайд 5)
Задание: составить из букв возможные слова, которые имеют отношение к теме «Космос». Учитель записывает на доске слова.
А сейчас давайте попробуем с помощью этих слов определить цели нашего урока.
Версия учителя:
Удивительный полёт мы сегодня совершим.
На Планету «Математика» на уроке полетим.
Будут в небе цифры, звёзды Млечный путь нам освещать.
Цель урока – научиться решать задачи всем на «5».
б) Проверка готовности к полёту
Решить задачу (Слайд 7) Выполняют задание.
Составляют возможные слова (солнце, небо, луна, звезда, планета, залп, путь, цель, земля, полёт, вселенная…).Высказывают свое мнение.
Пытаются определить цели урока (каждый свою и общую). К: умение принимать мнение другого человека, строить общение
Р: Постановка цели учебной задачи
П: Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
4.Работа по теме урока Постановка проблемы.
Построение проекта выхода из затруднен РАБОТА С ТЕКСТОМ
Учащимся предлагается текст, в который необходимо вставить пропущенные числа (числа являются значениями выражений).
ЗАДАНИЕ:
Прочитайте внимательно текст, постарайтесь найти пропущенные числа.
1.Юрий Гагарин… Бесстрашный рыцарь космоса. Человек, покоривший небо и планету. Дата 12 апреля 1961г. навсегда вошла в историю человечества. В этот день космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли впервые вышел на орбиту. Первый космический полёт длился _____________минут. Максимальная скорость полёта составила __________ км/с. 2. Скорость света — самая большая скорость, которая вообще возможна в нашей Вселенной, и она, как известно, равна __________ км/с. 3. Солнце – самая ближайшая к Земле Звезда. Свет от него до нас доходит всего за _____ минут ______ секунд. Площадь поверхности Солнца размером всего лишь со спичечный коробок светит с такой же энергией, как и _______ миллиона свечей. 4. Вы даже не представляете, сколько о планете Венере (второй по счёту от Солнца) интересных фактов раскрыли ученые! Ее называют сестрой Земли, близнецом, поскольку у них схожие размеры. Расстояние от Солнца до планеты Венера равно 108 млн. км, что составляет ______ % расстояния от Солнца до Земли. На Венере температура доходит до _________ градусов Цельсия. 5. Марс — четвертая по счету планета, удаленная от Солнца. Скорость движения Марса вокруг Солнца ________ км/с, что составляет _______ % скорости движения Земли вокруг Солнца. 6. Планета Юпитер является самой большой планетой в нашей Солнечной системе, она более чем в 2 раза массивнее всех остальных планет вместе взятых. Учащиеся находят значения выражений. Работают с текстом, извлекают и анализируют информацию. Пытаются восполнить предложенный текст.
Задание:
Найти значение выражения. Вставить пропущенные в тексте числа.
(17,3 - 6,5) · 10 108
0,125 · 8 + 6,85 7,85
60 · 0,5 + 299970 300 000
0,48 : 4 + 7,88 8
0,6 · 100 : 3 20
0,4 : 8 + 2,95 3
100 ·(1,02 – 0,3) 72
134 + 3,46 · 100 480
3 : 2 + 22,5 24
77,6 + 8 · 0,3 80
Во время работы с текстом заполняют таблицу (информация о планетах Солнечной системы)
Планета Расстояние от Солнца
Меркурий Венера Земля Марс … П: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Р: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслиЛ: участвовать в коллективном обсуждении проблем
5. Усвоение новых знаний и способов действий (работа по теме урока) Обеспечение восприятия, осмысления и первичного использование прочитанного Для полета в космос человек должен обладать хорошей физической формой, твердым характером и огромной силой воли. Сейчас мы проведем с вами духовно-физическую тренировку.
(Физминутка)
Каждое утро вытягиваясь во весь рост, вспомните: я - человек, всегда готов встать рядом и впереди, протянуть руку помощи, легко нагнуться к малому и слабому, подставить плечи под груз тревог и забот, дотянуться до мечты, балансировать между желаниями и возможностями, перепрыгнуть через боль и усталость, подняться после неудачи, пронести дружбу и любовь через всю жизнь.
Самостоятельная работа
(по тексту)
Ответить на вопросы:
Какое расстояние преодолел корабль «Восток», на котором был совершен 12 апреля 1961 года первый пилотируемый полет в космос?
На каком расстоянии от Солнца находится Земля?
С какой скоростью движется планета Земля вокруг Солнца? Работают по рядам по определённым правилам. Выполняют задание. Представляют выполненные задания.
Осуществляют взаимопроверку. Делают вывод о правильности решения.
Решение:
№1
108 мин=1,8 часа
7,85·3600 =28260 (км/ч)
28 260·1,8 = 50868 (км)
Ответ: 50868 км.
№2
108:0,72 =150 (млн. км)
Ответ: 150 млн. км.
№3
24 : 0,8 = 30 (км/с)
Ответ: 30 (км/с). П:Выделение необходимой информации. Анализ объектов.
Построение логической цепи рассуждений.
Р: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.
Л: Самоопределение
умение слушать и вступать в диалог
К: умение работать в группах, общаться, уметь договариваться.
6. Организация первичного контроля Выявление качества и уровня способов действия Наше путешествие и первое знакомство с планетами Солнечной системы заканчивается. Мы с Вами проделали на уроке немалый путь. Давайте попробуем определить, какое же расстояние мы преодолели за время нашего путешествия. Решают задачу письменно в тетрадях. Совещаются, организуют самоконтроль.
Проверка по эталону.
Решение:
1 урок = 45 минут=2700 секунд
30 км/с · 2700 с = 81000 км
Ответ: 81 000 км.
Р: контроль, коррекция
Л: самоопределение
П: Анализ объектов и синтез
7. Домашнее задание Вопрос: сколько планет в Солнечной системе?
Сегодня на уроке мы вспомнили не все планеты. Я предлагаю Вам в качестве домашнего задания продолжить работу по определению места остальных планет в Солнечной системе и придумать одну «космическую задачу».
Всего 9 планет
Слушают и анализируют домашнее задание. 8. Итог урока Подведение итогов урока.
Рефлексия Ребята давайте вернёмся к началу нашего урока. Какую цель вы перед собой ставили?
- Удалось вам достичь поставленной цели?
Звездное небо - это потрясающее зрелище, такое завораживающее и притягивающее. Ночь. А на небе рассыпаны миллионы мерцающих звёздочек, кажется, что они так близко, но понимаешь что далеко. И хочется туда, наверх, в небо, к звёздам…и Луне. Хочется постичь эти неизведанные глубины космоса…
Я прошу Вас найти место для своей звезды на кусочке нашего звёздного неба.
Заключительное слово учителя.
В космосе сегодня мы с пользой побывали.
О планетах разных многое узнали.
Знание – яркое …(Солнце), незнание – бледная … (луна).
Математика – наука, и на Земле, и в … (космосе) нужна.
Урок, окончен. Спасибо. Отвечают на вопросы
Анализируют свою деятельность
Подводят итог урока каждый для себя.
Учащиеся выбирают звезду нужного цвета (согласно алгоритму) и прикрепляют на доску. Л: самоопределение
К: вступать в диалог с учителем

Оценочный лист __________________________________________
Тема урока________________________________________________
___________________________________________________________
Я определяю цель: _________________________________________
___________________________________________________________
Учебное действие Способ оценивания Результат выполнения Причины затруднения
Определение темы урока и постановка цели. Самооценка
Модель «Светофор» Работа с текстом Взаимооценка.
Самостоятельная работа
«Решение задачи» ВзаимооценкаМодель «Светофор» Определение уровня достижения цели Самооценка
Модель
«Светофор» Рефлексия Я сегодня на уроке узнал ……….
Я сегодня на уроке научился ……….
Я испытывал затруднения потому, что…….
У меня появилось желание…………
Мне сегодня понравилось……………..

ПРИЛОЖЕНИЕ
Округление десятичных дробей.
Прочитайте внимательно учебный текст.
Вспомним алгоритм округления натуральных чисел.
1 шаг: найдите разряд, до которого необходимо округлить и подчеркните его;
2 шаг: сравните цифру, стоящую справа от подчёркнутого разряда, с цифрой 5
- если эта цифра равна 5 или больше 5 , то увеличьте цифру найденного разряда на 1, а все цифры, стоящие за ней, замените нулями.
33756602583815 - если эта цифра меньше 5 , то все цифры, стоящие за найденным разрядом, замените нулями.
Рассмотрите пример
Пример округления натурального числа
Десятичная дробь записывается с помощью разрядных единиц целой и дробной части, которые разделены запятой. Так как округление натурального числа осуществляется по разрядным единицам, то и десятичную дробь можно округлять по тому же правилу. Помните что нули на конце дробной части можно отбросить. При округлении десятичной дроби в результате может получится как натуральное число, так и десятичная дробь.
34893255570855
Пример округления десятичной дроби.
Выполните задание
Задание: Воспользовавшись алгоритмом округления натурального числа,
выполните округление десятичных дробей.
а) 34,207 до сотых
б) 3,006 до единиц
Устно подготовьте краткий комментарий, в виде памятки ( алгоритма, правила) для своих одноклассников «Как округлить десятичную дробь»
Округление десятичных дробей.
Прочитайте внимательно учебный текст.
Десятичные дроби связаны с именованными единицами.
Например: 2,37м = 2 метра 37 сантиметров. Поэтому любую десятичную дробь можно образно связать c одной из именованных единиц, а так как именованные единицы можно представить в виде натурального числа, то можно выполнить округление по алгоритму округления натуральных чисел.
Рассмотрите пример
Задание: 3,376 округлить до сотых.
Десятичную дробь 3,376 образно представим 3 кг 376 г = 3376 г и выделим цифру стоящую в разряде сотых в данной десятичной дроби, выполним округление по правилу округления натуральных чисел: 3376 г≈3380 г
и выразим в килограммах 3380г = 3,380 кг = 3,38кг. Таким образом
3,376≈ 3,38.
Выполните задание
Пользуясь рассмотренным способом, выполните округление десятичных дробей.
а) округлить 2,351 до десятых:
2,351 = 2,351 кг =………….г……………………………………………………………………
б) округлить 356,09 до единиц:
356,09 = 356,09м =…………..см ………………………………………………………………
Устно подготовьте краткий комментарий, в виде памятки ( алгоритма, правила) для своих одноклассников «Как округлить десятичную дробь пользуясь переходом к именованным числам »
Округление десятичных дробей.

Прочитайте внимательно учебный текст.
С помощью координатного луча можно изобразить положение любой десятичной дроби. Для этого необходимо выбрать удобный единичный отрезок. Например для изображения точки соответствующей дроби 1,33 можно выбрать часть координатного луча с единичным отрезком в 10 клеток и указанием точек 1,3 и 1,4.
Такое изображение позволяет округлять десятичные дроби.

Рассмотрите пример
С помощью изображения положения точки, координата которой соответствует десятичной дроби можно выполнять округление. Например, необходимо округлить 1,7 до целого. Для этого нужно изобразить 1,7 в окружении целых чисел, удобнее взять часть координатного луча с целыми числами 1 и 2 единичным отрезком 10 клеток и отметить точку, соответствующую данной дроби.
По рисунку видно что данная точка ближе расположена к числу 2, значит 1,7 ≈ 2.
Выполните задание
Задание:
Пользуясь рассмотренным способом, выполните округление десятичных дробей.
С помощью координатного луча округлите числа а) 1, 38 до десятых; б) 0,383 до сотых

Устно подготовьте краткий комментарий, в виде памятки ( алгоритма, правила) для своих одноклассников «Как округлить десятичную дробь пользуясь координатным лучом »
Округление десятичных дробей.
Просмотри презентацию « Округление десятичных дробей»
Разбери алгоритм округления десятичных дробей.
1 шаг: найдите разряд, до которого необходимо округлить и подчеркни его;
2 шаг: сравните цифру, стоящую справа от этого разряда, с цифрой 5:
- если эта цифра равна 5 или больше 5 , то увеличьте цифру найденного разряда на 1, а все цифры, стоящие за ней, отбросьте.
- если эта цифра меньше 5 , то все цифры, стоящие за найденным разрядом, отбросьте.
Рассмотрите примеры округления десятичных дробей по алгоритму.
30988002656840
Выполните задание
Попробуйте объяснить округление десятичных дробей, пользуясь алгоритмом:
а) 0,85107 до десятых………………………………….
б) 9,23577 до десятых…………………………………..
Вам предстоит показать на примере как округлять десятичные дроби. Будьте внимательны. Удачи вам!