Технологическая карта урока по физике решение задач на смешанное соединение проводников (8 класс)


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краишевская средняя школа»
Еланскокого муниципального района
Волгоградской области
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Решение задач на тему: «Смешанное соединение проводников»
Подготовил:
учитель физики Иовков Р.В.
2017
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет физика Класс 8
Тема урока Решение задач по теме « Смешанное соединение проводников»
Тип урока Урок открытия нового знания
Цели урока Сформировать умение находить неизвестные величины при смешанном соединении проводников.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные
МетапредметныеЛичностные
предметные – знать понятие смешанное соединение проводников, уметь чертить эквивалентные схемы;
уметь решать простейшие задачи на расчет цепей со смешанным соединением.
Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические средства представления информации.
Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения задач на смешанное соединение проводников.
Коммуникативные: взаимодействие –
Формирование культуры делового общения положительного отношения учеников к мнению одноклассников
Личностные: самоопределение –
формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока, определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; овладение приемами самоконтроля.
Решаемые учебные проблемы Уметь расcчитывать силу тока, напряжение и сопротивление в цепи со смешанным соединением
Основные понятия, изучаемые на уроке Смешанное соединение проводников, эквивалентная схема
Оборудование Компьютер, проектор, презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать и отвечать на вопросы;
• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность учителя
Здравствуйте ребята! На прошлых занятиях вы познакомились с такими электрическими величинами, как сила тока, напряжение, сопротивление; познакомились с приборами для измерения силы тока и напряжения; экспериментально установили Закон Ома для участка цепи, научились собирать простейшую электрическую цепь; изучили законы последовательного и параллельного соединения проводников.
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.
Использует диалог, подводящий к теме урока.
Демонстрация слайдов с вопросами.
1. Как включаются в цепь потребители при последовательном соединении?

2.Чему равна сила тока в цепи при последовательном соединении?
3.Чему равно напряжение в цепи при последовательном соединении?
4.Чему равно общее сопротивление в цепи при последовательном соединении?
5.Как включаются в цепь потребители при параллельном соединении?

6.Чему равна сила тока, напряжение и общее сопротивление в цепи при параллельном соединении
7. Как соединены резисторы на этом рисунке.

Делает вывод.
На предыдущих уроках мы говорили о вопросах, связанных с соединениями резисторов, с соединением проводников.
Это было последовательное соединение проводников, и это было параллельное соединение проводников. На сегодняшнем уроке мы будем решать задачи, которые определяют смешанное соединение проводников, т.е. это будут соединения, которые одновременно являются и параллельными, и последовательными.
Деятельность учащихся
Участвуют в диалоге.
Отвечают на поставленные вопросы
Примерные ответы:
При последовательном соединении потребителей они включаются в цепь поочередно друг за другом без разветвлений проводов между ними.
Сила тока в цепи при последовательном соединении везде одинакова.
I = I1 = I2.
Напряжение в цепи равно сумме напряжений на отдельных участках.
U = U1 + U2. .
Общее сопротивление в цепи складывается из сопротивлений отдельных проводников.
R = R1 + R2
При параллельном соединении все проводники подключаются к одной и той же паре точек А и В.
I = I1 + I2.
U = U1 = U2.
R = R1 R2.
R1 + R2
И последовательно и параллельно

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя
Создает для учеников проблемную ситуацию. Давайте решим задачу

Деятельность учащихся
- Ведут диалог с учителем.
Отвечают, почему возникли затруднения. Чего не знаем.
3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
• формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;
Деятельность учителя.
Ведет подводящий к теме диалог.
- О чем пойдет речь на уроке?
-Какова будет тема урока?
-Какую цель каждый поставил бы перед собой?
Деятельность учащихся
Осознание возникшего интеллектуального затруднения. Формулируют тему, ставят цели предстоящей деятельности.
4. ЭТАП планирования.
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
Деятельность учителя
Парная работа.
Ответьте на вопросы:
Какие из перечисленных величин
входят в закон Ома для участка цепи:
I, F, A, R, m, t, Q, U, S.
Запишите обозначение, название и единицы измерения этих величин:__(1 балл)
Запишите формулу закона Ома:_(1 балл)
Заполните таблицу: (2 балла)
Вид соединения Схема (нарисовать) Общее сопротивление Сила тока Напряжение Деятельность учащихся
Работа в парах по взаимо- контролю.
Обобщение результатов деятельности, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.
5 ЭТАП "Открытие" нового знании.
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
Деятельность учителя
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Какие проводники соединены последовательно?
Как найти их общее сопротивление?

Начертите эквивалентную схему.

Какие проводники соединены параллельно?
Как найти их общее сопротивление?


Начертите эквивалентную схему
Деятельность учащихся
Обсуждают в парах варианты решения учебной задачи.
Сообщают о результатах коллективной поисковой работы.
Делают ответы.
Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, сравнивают со слайдами
Делают записи в тетради
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
Деятельность учителя
Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока.
Составьте и начертите как можно больше схем, состоящих из 3-х (4-х для сильных) проводников. Пронумеруйте каждый из проводников: R1, R2, R3, R4 (порядок нумерации может быть любым).
(по 1 баллу за схему - максимум 8 баллов)
Для схем, указанных учителем, начертите эквивалентную схему. (2 балла)
Для схем, указанных учителем, рассчитайте общее сопротивление участка цепи, если R1 = R2 = R3 = R4 = 2 Ом. (2 балла)
Для схемы, указанной учителем, рассчитайте токи в ветвях и напряжения на участках цепи, если U = 24 В. (4 балла)
Деятельность ученика
- Выполняют задания на новый материал (всем классом)
- Делают самооценку своей работы.
Выполняют самостоятельную работу.
- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Деятельность учителя
-Давайте вернемся в начало урока.
-Какую цель каждый ставил перед собой?
-Достиг ее?
- Что понравилось на уроке?
- Оцените свою работу, работу класса.
-Где можно применить полученные знания?
Критерии оценивания:
18 – 20 баллов - «5»
14 – 17 баллов - «4»
9 – 13 баллов - «3»
0 – 8 баллов - сделайте работу над ошибками.

Итог урока.
Деятельность учащихся
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока.

Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.
Отмечают продуктивную работу группы.
Подводят итог урока по вопросам.
Оценивают свою работу, работу класса.
Высказывают мнения, где можно применить полученные знания.
8 ЭТАП Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Повторить § «Последовательное параллельное соединение», задания на карточках.
Домашнее задание.
Первый уровень.

Второй уровень. Добавьте в цепь 1 резистор.
Третий уровень. Добавьте в цепь 2 резистора.
Литература:
1. Учебник: "Физика-8" автор: А.В. Перышкин, Москва, издательство «Дрофа», год издания 2008.
2. С. Е. Полянский "Поурочные разработки по физике, 8 класс", Москва, издательство «ВАКО» год издания 2004.
3. Л. А. Кирик “Самостоятельные и контрольные работы по физике
для 8 класса”, Москва, издательство «Илекса», год издания 2005.