Методическая разработка урока математики. Тема урока: «Все действия над десятичными дробями».


Тема урока: «Все действия над десятичными дробями».
Цели урока:
- обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся при выполнении арифметических действий над десятичными дробями;
- прививать навыки беглого счета, аккуратность расположения записи в тетрадь и на доске, интерес к предмету;
- развивать логическое мышление учащихся;
- воспитывать культуре поведения на уроке.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков;
Форма проведения урока: урок-сказка;
Оборудование: - компьютер;
- карточки для самостоятельной работы;
- слайды;
- мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
Организационный момент: <Слайд1> <Слайд2>
Учитель: Все готово к уроку. Ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы совершим увлекательное путешествие в сказку «Молодильные яблоки и живая вода», будем помогать главному герою Ивану-царевичу, для этого нам необходимо применять все знания о десятичных дробях. Итак… <Слайд3> В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына. Царь состарился и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику яблоко – помолодеет, а водой умыть глаза слепцу - будет видеть. Вот и отправился Иван-царевич в путь – дорогу за молодильными яблоками и живой водой, но не знал он, что ждет его трудный путь. Долго не мог он выбрать себе коня, но вдруг появилась бабушка.
- Здравствуй Иван-царевич! Что ходишь печален?
- Не могу коня себе выбрать.
- Помогу я тебе, ты должен выполнить мое задание. Выполнишь – будет тебе конь.
Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание.
(Класс выполняет задание.)
II. Испытание Бабушки (Устный счет.) <Слайд4>
2,4
1. Вычислите:

*5


- 5,6

Целое


да
нет


+1,2
*10


*2
:8


- 10
*11


Ответ:


Найдите ошибку, если она есть: <Слайд5>
3х + 8х – х = 11х;
3,5 * 5 = 175;
0,16 *8 = 12,8;
1111 : 11 = 11;
540 : 5 = 18.
Учитель: Молодцы, ребята, вы помогли Ивану-царевичу. Получил он коня, отправился дальше в путь. Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по земным лугам, по горам, ехал день до вечеру, наезжает на избушку. Зашел он в избушку, а там сидит Баба- Яга. Рассказал все ей Иван-царевич. <Слайд6>
- Ну, дитя мое милое, - говорит,- выполни мое задание, дам тебе коня быстрого, довезет он тебя до моей сестры, она тебе поможет. Дала Баба-Яга ему задание, стал он думать, как выполнить его.
Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание.
III. Испытание Бабы - Яги. <Слайд7>
(Решение примеров, три ученика решают у доски, а весь класс в тетрадях.)
(0,7 : 0,35)2 – 3,2*0,4 + 1,28 (Ответ: 4.)
(2,68 + 0,04:0,125)2 – 4,2*0,18 + 0,756 (Ответ: 9.)
(2,4 – 0,09: 0,225)3 + 3,2*0,76 – 2,432 (Ответ: 8.)
Учитель: Ребята, вы выполнили задание.
Баба-Яга дала Ивану-царевичу коня. Поблагодарил Бабу-Ягу за ночлег и снова в путь. Едет Иван-царевич, близко ли, далеко ли. День до ночи коротается. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке. <Слайд8>
Вышла Баба – Яга, ещё старее той, на крыльцо. Рассказал Иван – царевич о своих бедах, говорит ему Баба – Яга:
- Ну, дитя мое, не знаю, получишь ли ты добро. Помогу тебе, если ты мое задание выполнишь. Стал он думать, как задание выполнить.
Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание Бабы-Яги.
IV. Испытание Бабы-Яги (Числовой лабиринт.) <Слайд9>
Десятичные дроби Буквы
0,125
3,896
478,90952 С2 В8 О9 Ч0 О3 И1 Й6 Л5
Р0 И9 Б8 Т2 Л4 И9 Н5 А7
Прочтите сначала дроби, а потом слово. (Ответ: ЧИСЛОВОЙ ЛАБИРИНТ.)Итак, далее «Числовой лабиринт». Нужно пройти путь от вершины пирамиды к основанию и набрать по дороге сумму 20. <Слайд10>
1,5

2,4
0,3

1,3
1,8
3,5

4,2
8,9
0,9
7,2

16,1
5,7
13,8
20,7
19,3

( Ответ: 1.5 + 0,3 + 3.5 + 0,9 + 13,8 = 20)
Молодцы, справились с заданием.
- Много молодцов проезживало, да не много справилось с заданием. Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре.
Поехал дальше Иван-царевич. Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера – красна солнышка до закату. Наезжает на избушку, выходит Баба- Яга старых лет, ещё старее тех. <Слайд11> Рассказал ей Иван – царевич про свои беды, выслушила его Баба-Яга и говорит:
-Так и быть, помогу я тебе, Иван – царевич, только выполни вместе с ребятами мое задание.
V. Испытание Бабы-Яги. <Слайд12>
(Решение уравнений, три ученика решают у доски, а класс в тетрадях.)
( х – 0,02 ) * 0,34 = 0,136
( 2,1 – 07х):048 = 3,5
8,36 – 5,36: (0,2х + 0,47х) = 7,56
Молодцы, справились с заданием, но нам необходимо набраться сил перед дальней дорогой.
VI.Физминутка.Двинулся дальше Иван-царевич. Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит – тридцать могучих богатырей. <Слайд13> Конь перемахнул через высокую стену. Слез он с коня, входит в сад и видит – стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней Молодец.
Рассказал Иван-царевич зачем приехал он в далекую страну, согласился помочь ему Молодец, только задачу задал для решения. Ребята, нам нужно помочь решить задачу Ивану-царевичу.
VII. Испытание первого Молодца. <Слайд14>
Из двух пунктов, расстояние между которыми равно 34,68 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого пешехода равна 4,8 км в час, а скорость второго – 5,4 км в час. Через сколько часов пешеходы встретятся ?
( Решение. 1) 5,4 + 4,8 = 10,2 ( км в час) – общая скорость;
2) 34,68 : 10,2 = 3,4 (ч) – время встречи пешеходов.
Ответ: 3,4 ч .) <Слайд15>
Молодцы, ребята, справились с испытанием. Сорвал Иван-царевич три яблока, а больше не стал брать. Пошел он искать колодец с живой водой. Нашел колодец, а там второй Молодец сидит. Рассказал Иван-царевич ему про все, решил помочь Молодец. Дал он Ивану-царевичу задание, ребята, давайте поможем ему справиться.
VIII. Испытание второго Молодца. (Самостоятельная работа с последующей проверкой) <Слайд16>
(Доска разделена на три части, класс решает самостоятельно)
2:0,2 = 4:0,4 = 5:0,5 =
1,4 + 0,6 = 2,6+0,4 = 3,8 +0,2 =
2*1,2 = 3*1,8 = 4*1,3 =
0,3 *0,1 = 5*0,1 = 16 *0,1 =
8,9 * 10 = 0,4 * 10 = 25 *10 =
Молодцы! Решили, справились. Пока Иван – царевич набирает воду, мы с вами выполним задания . <Слайд17>
IX. Логическая пауза.
1. Исключи лишнее слово: (рбьод, резоток, чул, мапряя). <Слайд18>
Дробь, отрезок, луч, прямая
Лишнее Геометрические величины
?
5
2.Найдите недостающее число:
1,5 2,3 10,2 2,8
1,2 2,5
(Ответ:1,5 +2,3+1,5 = 5) (Ответ: 10,2+2,5+2,8 = 15,5)
Набрал Иван – царевич живой воды и хотел уже садиться на коня, как появилась прекрасная девица Синеглазка-хозяйка этого царства. Стала она спрашивать Ивана-царевича, что привело его в её царство, рассказал ей все Иван – царевич.
- Так и быть отпущу тебя домой, но с одним условием, если ты решишь задачу, которую я тебе задам. Ребята пусть тебе помогут решить задачу.
X. Испытание Синеглазки. <Слайд19>
Среднее арифметическое трех чисел равно 4,2. Первое число в 1,2 раза больше второго и на 2,7 больше третьего. Найти эти числа.
(Решение. Пусть второе число - х, первое число - 1,2х, а третье число- (1,2х-2,7), тогда среднее арифметическое этих чисел (1,2х + х + 1,2х – 2,7):3, что по условию равно 4,2. Составим и решим уравнение.
(1,2х + х + 1,2х – 2,7):3 = 4,2;
3,4х – 2,7 = 4,2* 3;
3,4х – 2,7 = 12,6;
3,4х = 12,6 +2,7;
3,4х= 15,3;
х=4,5.
4,5 – II число;
4,2*1,2 = 5,04 (I число);
5,04 – 2,7 = 2,34 (III число).
Ответ: 4,5; 5,04; 2,34.)Молодцы, ребята, выполнили задание Синеглазки. <Слайд20>
Отпустила она Ивана-царевича домой. Добрался он до своего царства, отдал отцу молодильные яблоки и живую воду. Стал царь здоровым, устроил пир на весь мир, и стали они жить в радости долго и весело.
XI . Итог урока. <Слайд21>
Вот и сказке конец, а значит, конец и нашему путешествию. Хорошо, ребята, справились с испытаниями, помогли Ивану-царевичу, показали свои знания, умения выполнять задания. (Объявляются отметки за урок)
XII. Домашнее задание.
№ 1488 (б); №1491; № 1484- устно.
Литература.
1. Учебник “Математика 5”. Автор Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и другие. Москва: Мнемозина, 2005 год.
2. Пособие для учащихся 5-6 классов. “За страницами учебника математики”. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. Москва “Просвещение”, 1989 год.
3. Учебно-методические газеты “Математика”. Издательский дом “Первое сентября”:
а) № 19 2003год;
б) № 8 2004 год;
4. Книга для детей « Русские народные сказки ».
ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Пугачева
Урок - сказка по математике в 5 классе
«Все действия над десятичными дробями».
Автор урока учитель математики:
Шестакова Ольга Анатольевна.
Пугачев-2009г.