Выступление на заседании МО учителей и воспитателей начальных классов «Нравственное и патриотическое воспитание в условиях обновления содержания образования»


Выступление на МО на тему
«Нравственное и патриотическое воспитание в условиях обновления содержания образования»
воспитателя в ГПД
Верещак Натальи Николаевны
Саратов, 2014
Нравственное и патриотическое воспитание в условиях обновления содержания образования
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования определён современный национальный идеал личности, воспитанный в новой российской общеобразовательной школе – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа. Поэтому главной задачей современной школы является не только обучение, но и воспитание высоконравственного человека.
«Всё начинается с детства…» - это не только крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. Именно детские годы – истоки личности, будущей судьбы человека. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-целостного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы, поэтому именно на школе лежит ответственность за воспитание гражданина, настоящего патриота своей Родины.
В соответствии с вышеназванной задачей приоритетными направлениями в воспитательной работе современной школы должны быть духовно-нравственное и патриотическое воспитание, целью которого является становление ребёнка как гражданина родной земли, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Основными моментами деятельности воспитателя и классного руководителя в направлении являются
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Знакомство с историческим прошлым своего края, с его историческими местами, известными людьми, знаменательными датами.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков нравственного и правового поведения
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости
Примерный план мероприятий на учебный год по нравственно-патриотическому воспитанию
Сроки Названия Форма
Сентябрь «Мой дом, моя малая Родина» Конкурс рисунков. Презентация
«Мой любимый город Саратов» Конкурс стихов
Октябрь «Что для меня Родина»
Внеклассное мероприятие
«Мир, в котором я живу»
Как я знаю свой город. Экскурсия краеведческий музей
Ноябрь «20 ноября – День прав ребёнка» Интерактивное занятие
Декабрь
«Государственные символы России»
Тематический кл. час.
День Конституции РФ
Тематический кл. час.
Январь Мой славный город Саратов. Как жили наши предки. Виртуальная фотовыставка
Февраль 23 февраля – День защитника Отечества
«Они защищали Родину» Подготовка и участие в классном мероприятии
«Широкая Масленица» Игровая программа
Март «Юный патриот России» Участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде
«Художественные символы России» Тематический классный час, презентация
Апрель Мой славный город Саратов.
Память военных лет. посещение Музея боевой славы
пополнение Книги памяти сообщениями детей
Май «Никто не забыт, ничто не забыто» Классный час и общешкольная линейка, посвящённая Дню победы в ВОВ

Патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Поэтому, следуя ФГОС, я включила в содержание деятельности по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Учащиеся класса при подготовке к мероприятиям оформляют свои рассказы и сообщения в виде докладов.
Посещение Музея боевой славы в МАОУ «гимназия № 108» позволило продолжить воспитательное направление и познакомить учащихся с трагическими и одновременно героическими страницами истории нашего города и страны, расширить знания учащихся по истории Великой отечественной войны, прикоснуться детям к истории в ходе изучения экспонатов музея.
При изучении краеведческого материала, также входящего в содержание программы дети не только узнают о природе своей местности, но и получают сведения из истории родного края, знакомятся с его достопримечательностями. Была организована проектная деятельность младших школьников, направленная на поиск сведений о замечательных людях – воинах, тружениках, писателях, художниках и т.д., которые жили или живут в нашей местности. Знакомя учащихся с картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена, всегда стремлюсь развивать высокие социальные мотивы и благородные чувства детей: единства со своим народом, гордости за него и свою Родину, ее героической истории, любви к родной природе.
Знакомство детей с государственными символами России и Конституцией нашей страны позволяет детям почувствовать себя гражданами нашей великой страны, у которых есть не только права, но и обязанности. Кроме того, участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Юный патриот России» позволило детям проверить и расширить свои знания в области военной истории нашей Родины.
Обычно в педагогической литературе выделяют следующие критерии и показатели патриотизма:
-эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
-когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
-мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
-практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
Но самым важным показателем, несомненно, является потребность самого ребенка активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание себя частью своего народа.