Выступление на ШМО учителей начальных классов Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования


МКОУ «СРЕДНЕИКОРЕЦКАЯ СОШ»
Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования
Выступление на ШМО начальных классов
Подготовила
Учитель нач. классов
Акимова М.М.
2016 г
Во главу угла в Стратегии модернизации содержания общего образования ставится формирование ключевых компетенций как освоенных учениками способов деятельности.
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно-практических проблем, задач. Вот почему в начальной школе закладывается формирование общеучебных умений, где ключевым звеном является формирование контрольно - оценочной самостоятельности.
Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, а также позволяет проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников. С учетом того, что современная начальная школа - это школа пробы сил ученика, стало актуальным и оценивание учебных достижений каждого ребенка.
Известно, что учебная деятельность - ведущая деятельность учащихся младшего школьного возраста. Под ведущей деятельностью в детской психологии понимают такую деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий). Учебная деятельность как специфическая форма индивидуальной активности осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе.
Целостная учебная деятельность включает в себя следующие основные потребности и мотивы: учебную задачу, учебные действия, действия контроля, оценки и самооценки. Особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля и самооценки, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащегося к себе как ее субъекту. Вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.
С чего же следует начинать формирование контрольно-оценочной самостоятельности у детей младшего школьного возраста? Как показывают психолого-педагогические исследования, одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей деятельности.
На первом этапе формирования контрольно-оценочной самостоятельности важно научить детей сопоставлять свои действия с заданным образцом. На этом этапе ученики учатся обнаруживать совпадение, сходство, различие. Учащиеся договариваются о выборе образца для сопоставления. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе обучения отводится пооперационному контролю.
Важным компонентом является анализ хода и результатов учебной деятельности учеников, но не только учителем, а совместно с учениками, развивая у них умение видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования или преодоления. Научить детей делать анализ результатов учебной деятельности достаточно сложно. Дети сначала видят недостатки, а потом достоинства. В связи с этим встаёт задача - сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.
Так на уроках письма, математики в первом классе мы договариваемся обводить среди написанных букв, цифр, те, которые соответствуют тем критериям (их в первом классе не должно быть более двух), тому образцу, которые взяли за основу. Во время самопроверки или взаимопроверки я нацеливаю детей видеть друг в друге хорошее, положительное, поддерживать тех ребят, у которых не все еще получается. Иногда для решения учебной задачи, я ввожу сказочных персонажей, которые так же, как и дети, выполняют определенные задания.
Важным становится умение ребенка сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе, находить ошибки. Чтобы ребенок смог проконтролировать свои действия, необходимо иметь план этих действий. Сначала к составлению плана привлекаются дети, а в последствие учащиеся самостоятельно могут составить план, схему этапов действий.
К. Д. Ушинский особое значение придавал методам воспитания самоконтроля: активное повторение, отчет о прочитанном, самостоятельное составление вопросов учениками, взаимное исправление и самоисправление ими своих ошибок К. Д. Ушинский делал акцент на самоисправление учащимися своих ошибок. «Как мало впечатления, - пишет он, - во многих школах производила на детей поправка ошибок со стороны учителя! Часто ученики не брали на себя труда даже взглянуть на подчеркнутые или исправленные слова». Поэтому пересмотр и исправление ошибок «можно сделать посредством самих же учеников» Д. Б. Эльконин выделяет следующий этап в формировании самоконтроля и указывает на то, что «функция контроля состоит в определении правильности и полноты выполнения учащимися операций, входящих в состав его действий». Контроль так же состоит в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. По предположению Д. Б. Эльконина именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс.
Очень интересен прием фронтальной проверки и взаимопроверки. Фронтальные и взаимные проверки представляют собой промежуточное звено между контролем педагога и самоконтролем учащихся. Применение их имеет ряд преимуществ при обучении самоконтролю: положение контролеров обязывает учащихся лучше готовиться к занятиям, чтобы иметь возможность указать товарищу на допущенные им ошибки и установить их причины; коллективный анализ образца позволяет более полно выявить его сигнальные признаки и более углубленно их усвоить; разбирая разные способы сличения с образцом выполняемой работы, учащиеся отбирают те из них, которые наиболее целесообразны в данных условиях. Благодаря этому достигается большая точность сличения; коллективный анализ позволяет более полно выявить допущенные ошибки и установить их причины; в ходе коллективного поиска выявляются наиболее целесообразные способы исправления ошибок и внесения усовершенствований в выполняемую работу.
Благодаря применению коллективных форм контроля учащиеся быстрее и лучше овладевают всеми звеньями индивидуального самоконтроля. Осуществляя контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действий, дети подходят к заключительному этапу технологии формирования контрольно - оценочной самостоятельности - послеоперационному контролю. На этом этапе важно, чтобы ребята наглядно видели свой рост продвижения или, как говорят ученые, «наглядную динамику усвоения». Формализация оценки может фиксироваться в виде графиков, диаграмм.
Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьника на содержание собственных действий, на рассмотрение их основ с точки зрения соответствия требуемому задачей результату. В ходе самоконтроля ученик совершает умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы, овладевает соответствующими умениями и навыками. Кроме того, самоконтроль способствует развитию мышления.
В свою очередь самоконтроль опирается на мышление и другие психические процессы. Большое значение для поведения человека, его самооценки и саморегуляции имеет речь. Особенно велика роль внутренней речи, являющейся механизмом самосознания. Самоконтроль также тесно связан с памятью и вниманием. Так, память обеспечивает закрепление образца, чтобы можно было сравнивать с ним ход и результаты выполняемой работы. Большую роль в реализации самоконтроля играют ощущения и восприятие. Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он выключает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.
Таким образом, можно выделить у учащихся следующие показатели сформированности самоконтроля и самооценки: умение перед началом работы спланировать ее: умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности; умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля; умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково - символическим изображением; умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий, давать оценку своей работы в целом.
Итак, формирование самоконтроля и самооценки - процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т. п.) Формируется навык контроля, самоконтроля и самооценки посредством использования специальных приемов. В свою очередь это способствует созданию условий для формирования самостоятельности. Все указанные выше приемы можно использовать в рамках обучения детей по различным учебно-методическим комплектам.