Доклад на тему: «Система критериального оценивания достижений планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы»

МБОУ «Троицкая СОШ»
структурное подразделение Щербаковская НОШ 29.03.2016г.
Выступление на педчтении по теме:

«Система критериального оценивания достижений планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы».

Подготовила учитель начальных классов Коледина О.А.


В современной школе особое внимание необходимо уделять проблеме оценивания учебных достижений младших школьников.
Без изменения подходов к системе оценивания в условиях развития образования невозможно будет достичь поставленных образовательных целей.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе существует две системы оценивания: безотметочное обучение и пятибалльная система цифровых отметок. Технология безотметочного обучения является обязательной в первом классе (на основании требований СанПиНа) и может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе (выбор осуществляет ОУ). Безотметочная система оценивания образовательных достижений школьников в настоящее время получила широкое признание как действенная система формирования учебной и личностной самооценки.

Безотметочная система обучения – это система отражения качественного результата процесса обучения учащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности.

Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают, что в этих классах:
выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;
ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения);
задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер.
Таким образом, при умелой организации безотметочного обучения в начальной школе в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя.
Используемая школами пятибалльная система оценивания выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Эта система не позволяет видеть индивидуальный «рост» учащегося: за три и за пять ошибок учитель ставит одну и ту же отметку, а для какого-то ребенка наличие трех ошибок может быть очень хорошим показателем по сравнению с прошлыми работами, где ошибок было гораздо больше. Из-за скрытости критериев по отметке очень часто нельзя судить о действительном уровне знаний, соответственно сложно построить дальнейшую программу действий (над чем надо поработать, что надо улучшить и т. д.).
Сделать же оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной поможет введение в практику безотметочной системы оценивания.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
критериальность;
приоритет самооценки;
гибкость и вариативность, возможность отразить все важные характеристики способностей учащихся (качественность);
возможность сравнить сегодняшние достижения с их же успехами некоторое время назад (количественность).
Сочетание количественной и качественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
С первого дня школьной жизни действия контроля и оценки как у учеников, так и у учителей включаются в контекст всей учебной работы и направляются на формирование у учащихся механизмов самооценки и самоконтроля.

Существуют различные варианты безотметочного оценивания достижений обучающихся.

Я пытаюсь внедрить в практику своей работы новую систему оценивания в классе построенную на следующих основаниях:
1) Оценивание является постоянным процессом естественным образом интегрированным в образовательную практику.
2) Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты,соответствующие учебным целям.
Критерии оценивания и алгоритма выставления отметки ранее известны педагогам и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.






Давайте рассмотрим памятку для учителя
(слайд1)
«ФОРМИРУЕМ ЕДИНОЕ СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ ПО ТЕМЕ «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОГРАММ»
(слайд 2)
Задача: измерить уровень индивидуальных достижений планируемых результатов освоения программ учебных предметов и междисциплинарных программ (при организации самостоятельной работы)для определения индивидуального продвижения ученика.

Шаг 1. Определяем планируемые результаты, формируемые в конкретной теме.
Шаг 2. Разбиваем планируемые результаты на составляющие их учебные действия (умения).
Шаг 3. На основе выделенных учебных действий формулируем критерии успешности выполнения задания (системы заданий).


(слайд3)
Шаг 4.Разрабатываем задание (систему заданий) вместе с учениками.
Шаг 5. Определяем цену критерия (2 балла) если ученик справляется с этим заданием.

Когда критерии заданы, мы можем подсчитать общее количество баллов. Если ученик справляется с работой, то он получит 8 баллов. И за эту работу он получит 100 %. Если будут ошибки и недочеты, то баллов будет меньше.

Шаг 6. До выполнения самостоятельной работы учащиеся в своем оценочном листе проводят прогностическую самооценку («Я смогу»): 2 балла- смогу выполнить самостоятельно без ошибок, 1 балл- не уверен в своих силах, 0 баллов – не смогу выполнить самостоятельно без ошибок, нужна помощь.

(слайд4)
Помним: основная цель оценочных листов– выделение основных умений-критериев, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими детьми. Помимо перечня умений , оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из предложенных умений и их оценки учителем.

Шаг 7. Учащиеся самостоятельно выполняют задание (задания) после заполнения оценочного листа
Шаг 8. После выполнения задания (заданий) учащиеся проводят ретроспективную самооценку («Я достиг»): 2 балла - смог выполнить самостоятельно без ошибок, 1 балл - допустил ошибку, 0 баллов – не справился с заданием.
По каждому критерию выставляют свои ориентировочные баллы. Затем суммируют баллы, и записываете в итоговой колонке, сколько они предполагают получить баллов.

(слайд5)
I вариант работы с ретроспективной самооценкой:
Цель: проверка правильности выполнения

*Прогностическая самооценка (я смогу)
*Выполнение работы
*Сравнение с эталоном
*Ретроспективная самооценка (я достиг)
*Планируем коррекцию по результатам оценки индивидуальных достижений

(слайд 6)
II вариант работы с ретроспективной самооценкой:
Цель: проверка адекватности самооценки

*Прогностическая самооценка (я смогу)
*Выполнение работы
*Ретроспективная самооценка (я достиг)
/ \
*Сравнение с эталоном *Происходит оценка выполнения
/ задания (заданий) учителем.
*Планируем коррекцию по
результатам оценки
индивидуальных достижений.

(слайд 7)
Определяем уровень успешности выполнения задания (заданий):
Уровни успешности:

Отметка в 5-и бальной системе

-высокий уровень: 85-100%
5

- повышенный: 75-84%
4

-базовый уровень: 65-74%
3

- пониженный уровень: 50-64%
3

-недостаточный уровень: менее 50%
2


(слайд8)
Шаг 9. При необходимости сопоставляем ретроспективную самооценку и оценку учителя
Если оценки учителя и ученика не совпадут, то ученик имеет право:
*доработать, пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку
*спросить, какое было несовпадение и где, почему оценка выше или ниже, чем они предполагали получить


(слайд 9) Важно помнить!
Самооценка
-Ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

(слайд 10)
Прогностическая оценка (я смогу)
- база для формирования умения оценивать себя.
- ученик работает со шкалой прогностической оценки непосредственно перед выполнением работы.
(слайд 11)
Ретроспективная оценка (я достиг)
-ученик оценивает свою работу сразу после ее выполнения

(слайд 12)
Критерий оценивания
- конкретное выражение учебных целей
- отличительные признаки, на основании которых производится оценка.
- оцениваться может только то, чему учат, поэтому важно на этапе конструирования учителем комплекса учебных задач, выделить все УУД и конкретное содержание для учебной задачи

(слайд 13)
Уровень успешности
-это оценка, которая может быть переведена в отметку
За каждую задачу проверочной, самостоятельной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки.
Анализировать и понимать новую информацию, а не просто приобретать знания. Вписывать новые идеи и концепции в имеющиеся у обучающегося контексты. Оценивать свои результаты и результаты соучеников, соотнеся их с чётко определёнными учебными целями и ясными критериями качества. Это собственно и есть основа необходимая для того, чтобы учиться в течение всей жизни. Система критериального оценивания созданная в начальной школе является фундаментом для построения оценивания в основной школе. Важнейшим вектором формирующего оценивания в 5-6 классах является движение в двух направлениях:
1) Движение к осознанию самим ученикам разрыва между тем, чего он хочет достичь в знаниях, пониманиях, умениях и тем, где он находится в данный момент.
2) Движение к планированию того, что ученик сделает, чтобы этот разрыв сократить.
Ключевая идея формирующего подхода состоит в установлении обратной связи. Это понятие является центральным для любой системы осуществляющей изменения. Основные компоненты обратной связи это:
данные об актуальном уровне достижения;
данные о желаемом уровне достижения.
Механизм сравнения этих двух уровней и определении разрыва между ними. Механизм, который позволяет использовать информацию для преодоления разрыва.
Наиболее важными и требующими внимания моментами в учебном процессе, происходящие в классе, можно считать следующие:
выбор учебных задач;
качество вопросов, которые учитель задаёт ученикам;
обсуждения, происходящие на уроке:
письменная и устная обратная речь;
самооценивание и партнёрское оценивание.
Освоение и улучшение формирующего оценивания это непростая задача. Оно не может быть просто бантиком, который украсит существующую практику работы в классе, да ещё и даст немедленный результат. Напротив, эффект будет получен, только при условии, если каждый учитель найдёт свой собственный путь и адаптирует новые подходы и идеи к своей практике. Это может происходить только постепенно и невозможно без серьёзных программ, профессионального развития и дальнейшей поддержке учителя осваивающего новый подход. Фундаментальные изменения в преподавании учения не могут быть достигнуты иным путём. Учителя в классах будут искать новые ответы на многие практические вопросы и возможно корректировать принципиально теоретические положения исходя из своего опыта и так, чтобы это помогало их коллегам, работающим в сходной ситуации.



Помним: основная цель оценочных листов– выделение основных умений-критериев, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими детьми. Помимо перечня умений , оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из предложенных умений и их оценки учителем.