Статья Применение технологии критериального оценивания на уроках русского языка и литературы в контексте инклюзивного образования


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бадмацыренова Вера Васильевна,
ГБПОУ «Бурятский республиканский
информационно-экономический техникум»,
преподаватель русского языка и литературы,
город Улан-Удэ
310163vera@mail.ru Одной из актуальнейших проблем инклюзивного образования как в педагогической теории, так и в педагогической практике является проблема оценочной деятельности. Какие оценочные технологии востребованы сегодня? Возможно ли их использование в условиях инклюзивного обучения? На каких принципах строить систему оценки учащихся с особыми образовательными потребностями? Как обучить самих учащихся приемам контрольно-оценочной деятельности? На эти вопросы пытаются ответить педагоги всех ступеней образования. В процессе активного поиска и апробации новых оценочных технологий, переосмысления существующей системы оценки достижений учащихся находятся и педагоги нашего образовательного учреждения.
Основными направлениями обновления системы оценки отечественные исследователи и педагоги-новаторы обозначают постепенную передачу контрольно-оценочных механизмов от учителя к обучающимся, переход от контроля констатирующего к контролю диагностирующему, процессуальному, обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление качеством образования на основании полученной информации об усвоении обучающимися планируемых результатов. На сегодняшний день уже существует разработанный и апробированный опыт оценочных технологий, отвечающих требованиям ФГОС. Они внедрены, в основном, на начальной ступени образования. Это технология оценки учебных успехов УМК «Школа 2100» Д.Данилова, педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности УМК «Эльконин-Давыдов» А. Б. Воронцова, технология изучения результативности обучения по образовательной системе Л. В. Занкова, технология критериального оценивания, технология «Портфолио».
Их анализ с позиции соответствия требованиям инклюзивного образования подводит к выводу, что проблему оценивания учебных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом можно решать путем формирования критериальной оценки. «Учет особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ предполагает использование специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления даже минимальных шагов в продвижении обучающегося в достижении ориентиров, заданных ФГОС, и максимально точной оценки соотношения между ожидаемым и полученным результатом», - отмечают Журавлева Ж. И., Кожекина Т. В., преподаватели Института специальной педагогики МГПУ [1]. Только разнообразие инструментария, гибкость и чуткость шкал, использование средств измерительной и накопительной оценки позволят современному учителю объективно оценить как предметные, метапредметные, так и личностные результаты освоения образовательной программы.
Следует отметить, что большинство студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в техникуме, - учащиеся с сохранным интеллектом, имеющие легкую форму нарушения развития, поэтому они осваивают содержание образования вместе с нормально развивающимися сверстниками. Обучение в инклюзивных группах строится на основе принципов гуманного, личностно ориентированного, развивающего, дифференцированного и индивидуального подходов. Учебные достижения студентов с ограниченными возможностями здоровья по общеобразовательным дисциплинам оцениваются по тем же критериям и показателям, которые приняты для здоровых сверстников, с учетом ограничений, привносимых в возможности овладения ими содержанием образования наличием имеющихся нарушений (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, социально-эмоциональной сферы).
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию ключевых компетентностей учащихся.
Функции критериального оценивания указаны в статье Красноборовой А. А.: «… анализ процесса; обратная связь, позволяющая всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся, родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала; определение степени соответствия целей, поставленных перед обучающимся, и достигнутых результатов в их динамике; выявление текущих затруднений обучающихся для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы; создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации учащегося к успешной учебной деятельности». [3].
Рассмотрим реализацию критериального оценивания по конкретной теме учебной дисциплины «Литература». Изучение романа И. А. Гончарова «Обломов» рассчитано на 6 часов (4 аудиторных и 2 внеаудиторных) и предполагает достижение следующих образовательных результатов:
личностных:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
воспитание чувства уважительного отношения к русской литературе;
метапредметных:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
сформированность навыков различных видов анализа литературного произведения;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблю- дений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
знание содержания произведения русской литературы;
сформированность умений учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественном тексте образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Для определения уровней формирования образовательных результатов нами используется таксономия учебных целей Бенджамина Блума, относительная простота и операциональность которой дают возможность применять ее в режиме формирующего оценивания образовательных результатов учащихся. Известно, что Б. Блум выделяет шесть категорий целей обучения: «знание», «понимание», «применение», «анализ», «синтез», «оценка». В данной разработке произведена замена категории «знание» на «воспроизведение».
Тематическое планирование
Урок 1. Основные этапы жизни и творчества И. А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов». Первая тема необходима на уровне общих представлений, поэтому образовательные результаты сформулированы в основном на уровне воспроизведения.
Таблица 1. Планирование образовательных результатов по теме урока №1
Уровень освоения Результат Задания
Воспроизведение Воспроизводить биографические сведения о писателе; Составьте хронологическую таблицу жизни и творчества писателя и ответьте на вопросы викторины.
Подготовьте заочную экскурсию по местам жизни писателя (индивидуальное задание).
Воспроизведение Изложить содержание, представить творческую историю романа, определить своеобразие сюжета, жанра, композицию произведения. Теория литературы: социально-психологический роман. Составьте тезисный план лекции учителя. Пользуясь тезисным планом, перескажите содержание лекции. В чем состоит своеобразие жанра романа Гончарова?
Понимание
объяснять своеобразие сюжета, жанра, композиции произведения;
Объясните особенности композиции: почему экспозиция составляет всю первую часть и две первые главы второй части?
Урок 2. Образ главного героя. Понятие «обломовщина»
Таблица 2. Планирование образовательных результатов по теме урока №2
Уровень освоения Результат Задания
Воспроизведение назвать конкретные факты, обобщенные характеристики предмета или явления
Расскажите, кто такой Обломов (портрет, интерьер квартиры, проблемы, которые вывели его из душевного состояния).
Охарактеризуйте гостей Обломова. Кто такой Захар?
Краткий пересказ 9 главы. Что снится Илье Ильичу?
Понимание объяснить явление, процесс, самостоятельно объяснить действие. Каким предстает перед нами мальчик Илюша? Какой образ жизни ведут жители Обломовки?
Анализ
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; вычленять главные и второстепенные характеристики;
выявлять причинно-следственные связи, проводить сравнительный анализ объектов (явлений). В чем видите сходство Обломова и Захара?
Какова роль художественной детали в обрисовке героя?
Почему так подробны пейзажные зарисовки? С какой целью автор использует пейзаж?
Письменная работа: «Жизнь в Обломовке или в воображаемом имении Обломова»
Синтез делать выводы, аргументировать. В чем корни «обломовщины»?
Оценка делать вероятностное заключение на основе анализа Чем Обломов выше своих гостей? Какую роль для понимания Обломова играют его встречи и диалоги с гостями? Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?
Какую роль играет глава «Сон Обломова» во всем романе?
Урок 3. Роль второстепенных персонажей в романе
Таблица 3. Планирование образовательных результатов по теме урока №3
Уровень освоения Результат Задания
Воспроизведение
воспроизводить конкретные факты Расскажите кратко историю любви Ольги и Обломова.
Расскажите кратко историю знакомства Агафьи Матвеевны и Обломова.
Понимание
объяснять явление, процесс с заданной точки зрения Каковы основные черты характера Обломова? Каковы жизненные идеалы героя? Каковы основные факторы, повлиявшие на формирование характера Обломова?
Выделите привлекательные черты характера героя, его слабости, символы.
Охарактеризуйте А. Штольца. Привлекательные черты, слабости героя.
Каков характер и идеалы Ольги Ильинской?
Анализ анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; сравнивать, находить соответствия и несоответствия;
выявлять причинно-следственные связи Определите отношение автора к герою.
В чем видит Гончаров ограниченность Штольца? Каковы сходства и различия Обломова и Штольца?
Почему Ольга полюбила Обломова?
Две истории любви – равны ли они?
Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он?
Просмотрите фрагмент из х/ф «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» реж. Н. Михалкова и сравните его с эпилогом. В чем вы видите историко-философский смысл романа?
Синтез делать выводы, аргументировать, выражать свое отношение к прочитанному в устных и письменных высказываниях;
Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)? Прав ли Обломов, говоря: «Имя нам – легион»?
Почему критики считали, что образ Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?
Оценка делать вероятностное заключение на основе анализа.
Уметь дать оценку системе Является ли Ольга положительной героиней?
Какова функция 2-3 частей романа?
Урок 4. Художественное мастерство Гончарова в романе «Обломов». Форма: урок-проект. Организуется творческая работа в мини-группах с последующей защитой выбранной темы.
1 группа – «Пейзаж и его функции в романе».
2 группа – «Портрет как средство создания образа литературного героя».
3 группа – «Сожаление о старом халате».
4 группа – «Особенности речи героев».
5 группа – «Мотив еды и его функции в романе»
Таблица 4. Планирование образовательных результатов по теме урока №4
Уровень освоения Результат Задания
Воспроизведение воспроизводить конкретные факты 1 группа: что такое пейзаж?
2 группа: что такое портрет?
Найдите в тексте портреты главных героев.
3 группа: укажите, какие художественные детали использует автор при описании быта героев.
4 группа: что такое речевая характеристика?
5 группа: есть ли место еде в мечтах Обломова?
Понимание объяснять явление, процесс с заданной точки зрения 2 группа: какие детали в облике героев автор описал наиболее подробно и почему?
4 группа: исходя из определения речевой характеристики, проследите за речью Обломова и Штольца, Ольги и Агафьи Матвеевны, Захара.
5 группа: что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему?
Анализ анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; сравнивать, находить соответствия и несоответствия;
выявлять причинно-следственные связи 1 группа: с помощью каких художественных средств удается автору передать состояние природы? Достигают ли образности эти картины?
Раскрывают ли описания природы состояние души героев, их характеры, образ жизни?
2 группа: Является ли портретное описание героя элементом создания его образа? Отражают ли портреты героев их характеры?
3 группа: Какие художественные приемы использует автор при описании быта героев?
4 группа: Каковы особенности речи героев?
5 группа: сравните отношение к еде Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны, Обломова.
Синтез делать выводы, аргументировать, выражать свое отношение к прочитанному в устных и письменных высказываниях;
1 группа: какие функции выполняет пейзаж в романе?
2 группа: какова роль портрета в романе?
3 группа: какую роль играют художественные детали?
4 группа: как проявляется мастерство писателя в речевой характеристике героев?
5 группа: Только ли физическое насыщение несет в себе еда?
Оценка делать вероятностное заключение на основе анализа Задание всем группам: написать письмо от своего имени одному из героев об интересующем вас вопросе.
На внеаудиторную самостоятельную работу нами отведено 2 часа. Тема: «Критики о романе И. А. Гончарова «Обломов». Общее задание: составить конспект/тезисы одной статьи, где должны содержаться ответы на вопросы. Учащимся предоставляется право выбора одной статьи: базового или повышенного уровня сложности.
Вопросы и задания к статье Н. А. Добролюбова
«Что такое обломовщина?»
А) Почему Н. А. Добролюбов считает главными пороками Обломова его нравственное рабство, барство и неумение работать? (анализ)
Б) С каким чувством изображены автором эти черты Обломова? (понимание)
В) Подтвердите текстом правомерность обеих позиций. (применение)
Г) Сформулируйте вывод. С какой позиции рассматривал Н. А. Добролюбов характер Обломова? Чем является для него "обломовщина"? (синтез)
Вопросы и задания к статье Д. И. Писарева
"Обломов". Роман И. А. Гончарова
А) Какие противоречивые, взаимоисключающие черты характера Обломова видит Писарев? (понимание)
Б) Прав ли критик, объясняя двойственность характера Обломова неизбежностью переходной эпохи от старорусской жизни к европейской? (оценка)
В) Показал ли Гончаров в романе, что таких людей, как Обломов "нужно жалеть", потому что они "жертвы исторической необходимости"? (анализ)
Г) Сформулируйте вывод. Чем отличаются критические взгляды Д. И. Писарева на образы романа "Обломов" (синтез)
Вопросы и задания к статье А. В. Дружинина
"Обломов". Роман И. А. Гончарова
А) Прав ли А. В. Дружинин в том, что "нежная, любящая натура Обломовых вся озаряется через любовь"? (оценка). Подтвердите свои мысли текстом (анализ)
Б) Какой смысл вкладывает критик в такую оценку: "...он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век"? (понимание)
В) Почему А. В. Дружинин сравнивает Гончарова с фламандскими живописцами? Найдите в тексте примеры такого воссоздания жизни (анализ).
Г) Сформулируйте вывод. Каковы взгляды критика на Обломова? Почему он называет его чудаком? (синтез)
Вопросы и задания повышенного уровня
Роман "Обломов" в критике XX века
А) В чем видит "вечность" Обломова Ю. Айхенвальд? ("Силуэты русских писателей", 1906-1908) (оценка)
Б) Какую оценку дает героям романа "Обломов" Ю. Лощиц? ("Феномен Гончарова", 1982) (воспроизведение)
В) Прокомментируйте мысль критика В. И. Мельника, что в образе Обломова "Гончаров передает драматическую попытку человека уйти от времени" ("Илья Обломов и «лишние люди» в русской литературе", 1991) (понимание)
В целях оперативного контроля по творчеству И. А. Гончарова дается задание выполнить письменную работу, в которой необходимо сравнить два отрывка: сон Обломова и разговор Обломова и Штольца в 4 главе второй части, перешедший в спор о двух противоположных системах жизни. При проверке этой работы применяем лист обратной связи, содержащий специфическую шкалу для оценки и свободный комментарий к графе «Содержание». Комментарии делаются в свободной форме, опираясь на то содержание, которое есть в работе студента. Для повышения оценки студент должен исправить ошибки за организацию, речевое оформление, орфографию и пунктуацию.
Лист обратной связи №1
Задание: сравните два отрывка: сон Обломова и разговор Обломова и Штольца в 4 главе второй части, перешедший в спор о двух противоположных системах жизни. Сделайте вывод о том, как мечты позволяют раскрыть характер героя. Объем текста – 300 -400 слов.
Таблица 5. Специфическая шкала оценивания письменной работы оперативного контроля
ФИ студента Использование текста романа Содержание ОрганизацияРечевое оформление Орфография Пунктуация
Итоговый балл
Отрицание деловой жизни Петербурга Параллель будущего места обитания с Обломовкой. Общие черты Отличие будущего места обитания от ОбомовкиИдеал женщины Обломова Наличие вывода Логичность и последовательность Соответствие объему Запас лексики Соблюдение норм литературного языка Таблица 6. Рекомендации к содержательной части письменной работы
ФИ студента Комментарии к графе «Содержание»
Для выполнения итоговой работы по роману «Обломов» предлагаем несколько тем сочинений. Студент выбирает одну из них, исходя из собственного представления о том результате, который он должен и может получить. Базовый уровень (понимание) – тема, которая обсуждалась на уроке. Повышенный уровень (анализ и синтез) – тема, которая не обсуждалась на уроке.
Таблица 7. Уровни тем сочинений
Формулировка темы Уровень
Особенности жанра и композиции романа «Обломов» понимание
В чем корни «обломовщины»? понимание
Есть ли сатира в романе «Обломов»? анализ и синтез
Обломов – общечеловеческий тип
анализ и синтез
Обломов и Манилов
анализ и синтез
В чем состоит трагедия жизни Обломова? понимание
Лист обратной связи №2
Задание: напишите сочинение на одну из предложенных тем. Объем работы –
300-400 слов.
Таблица 8. Критерии оценивания сочинения
ФИ студента Содержание Организация текста Речевое оформление Орфография Пунктуация
Итоговый балл
Владение термионологиейЗнание текста романа Знание критической литературы Сопоставление, сравнение персонажей Наличие выводов Логичность и последовательность Соответствие объему Запас лексики Соблюдение норм литературного языка Таблица 9. Рекомендации к содержательной части сочинения
ФИ студента Комментарии к графе «Содержание»
Максимальный балл за содержание – 5 баллов; за организацию текста – 2 балла; речевое оформление – 2 балла; орфография – 5 баллов; пунктуация – 5 баллов. Максимальный итоговый балл - 19.
Таблица 10. Нормы оценки грамотности
Орфографические ошибки Пунктуационные ошибки Грамматические ошибки Отметка
0 0 0 5
0 1 0 5
0 0 1 5
1 3 2 4
2 2 2 4
3-4 3-4 3-4 3
1 5 3-4 3
0 6 3-4 3
Таблица 11. Шкала перевода баллов в отметки
Количество баллов Отметка
19-17 5
16-13 4
12-9 3
8-5 2
4 и ниже 1
Разработанные подобным образом критерии способствуют снижению субъективности выставления отметки, обеспечивают преподавателя и студентов механизмами, одинаково эффективно работающими как при оценивании, так и при самооценивании. Листы обратной связи как инструмент формирующей оценки помогают сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности, заставляют его задуматься о том, каким образом можно улучшить качество работы и принять осознанное решение о продолжении или прекращении работы по освоению того или иного образовательного результата.
Далее приведем еще один пример критериального оценивания. Универсальной формой контроля и оценки сформированности всех компетенций (предметных, метапредметных и ключевых) является выполнение учебных проектов. В процессе работы над проектами ребята получают навыки исследовательской работы, устной и письменной речи, развивают коммуникационные навыки, учатся трудиться в группе, руководить и быть подчиненным, распределять роли, нести ответственность и т.д. В ходе подготовки проектных уроков нами были разработаны следующие критерии оценивания метапредметных результатов.
Таблица 12. Критерии оценивания метапредметных
результатов при выполнении проектного задания
Критерии Отлично Хорошо Удовлетворительно
Понимание задания Работа демонстрирует точное понимание задания. Включаются материалы, как имеющие непосредственное отношение к теме, так и не имеющие отношение к ней. Используется ограниченное количество источников. Включены материалы, не имеющие отношения к теме; используется один источник; собранная информация не анализируется.
Результат работы Четкое и логичное представление информации. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. Точность и структурированность информации. Ответ на центральный вопрос неточный. Привлекательное оформление работы. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно. Нет четкого ответа на центральный вопрос.
Оригинальность работы Работа отличается яркой индивидуальностью, выражает точку зрения команды. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Простое копирование информации из одного источника. Нет критического взгляда на проблему.
Навыки работы в команде Все члены команды вовлечены в групповую работу. Наблюдается четкое распределение обязанностей внутри команды, совместное обсуждение плана и способа действий. Все члены команды вовлечены в групповую работу. Наблюдается совместное обсуждение плана действий.
Обязанности внутри команды распределены, но неэффективно. Нет распределения обязанностей, все дублируют друг друга. Нет взаимопонимания в команде.
Публичное выступление Речь грамотная, соблюдаются нормы литературной речи.
Даны убедительные ответы на вопросы слушателей. В речи допущены 1-2 нарушения норм литературной речи.
Словарный запас достаточный. Контакт с аудиторией слабый. Речь выступающего невнятная, с нарушениями норм литературной речи.
Словарный запас ограниченный. Контакта с аудиторией нет.
Как показывает практика, применение критериального оценивания в инклюзивных группах продуктивно при соблюдении требований модификации контрольных и тестовых материалов, способов оценки успешности. К таковым относятся предоставление возможности выбора заданий контрольных и самостоятельных внеаудиторных работ; возможность переделывания их; подробная инструкция к выполнению контрольной работы; разрешение выполнения теста с использованием учебника или записей в рабочей тетради; использование маркеров; разрешение устных ответов по читаемым тестам; акцентирование внимания на достижениях студента и т. д. Названные способы модификации создают благоприятные условия для применения критериальной технологии при обучении учащихся с ОВЗ.
Применение технологии критериального оценивания способствует развитию памяти, внимания, индивидуальных способностей учащихся; формированию у них критического (открытого, оценочного, рефлексивного) мышления; формированию системы ценностей, выражающейся в реальных поступках; продуктивному взаимодействию друг с другом, развитию их индивидуальности, способностей к творчеству и самоорганизации.
Разумеется, данная система не идеальна. Процесс ее разработки и внедрения трудоемкий, затратный по времени, но она несет в себе большой потенциал. Новая оценочная технология способствует индивидуализации и дифференциации учебного процесса, что немаловажно в обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья. Думается, что критериальный подход к системе оценки приемлем к обучающимся с ОВЗ.
Литература:
Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О. Г. Приходько и др.. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.-227 с.Концепция инклюзивного образования в Республике Бурятия. – Улан-Удэ, 2013.
Красноборова, А. А. Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностно ориентированного подходов. [Текст]  /  А.А.  Красноборова  //  Начальная  школа  плюс  До  и  После.  –  2010.  №1.  –  C.  76  –  78.