Конспект урока по литературе на тему Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. Дети и война в произведениях А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете.


Тема: Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. Дети и война в произведениях А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете».
Жирадкова Елена Геннадиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Коктебельская школа.
Цели:
дать понятие «Дети войны»;
расширить знания о патриотизме людей во время Великой Отечественной войны, знакомя их со стихотворениями советских поэтов;
способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову;
совершенствовать умение анализировать произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать собственное мнение к прочитанному;
пробуждать в душах учащихся отклик на стихи о войне.
Планируемый результат Предметные умения УУД
способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Образовательные:
Изучить стихотворения А.Т. Твардовского, К.М.Симонова , посвящённые теме военного детства; повышать интерес к изучению истории через литературные произведения; способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
Воспитывающие :
Воспитывать глубокое чувство патриотизма
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других , умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Метапредметные умения Владеть смысловым чтением; определять цели учебной деятельности; оценивать достигнутые результаты; преобразовывать и структурировать информацию и полученные знания; извлекать информацию. Тип урока Изучение нового материала
Форма урока Работа в парах, индивидуальная, фронтальная
Технология Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Виды работы Рецептивная: прослушивание стихотворения в исполнении пятиклассников/ фонохрестоматии/ и его восприятие;
репродуктивная: осмысление содержания стихотворения, ответы на вопросы;
творческая: выразительное чтение, устное словесное рисование;
поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, установление ассоциативных связей, составление кластера, сенквейна на тему «Война»
Метапредметные связи История, литература, музыка.
Ресурсы Учебники, рабочие листы, фонохрестоматия, аудиозапись песен «Дороги», «Вставай, страна огромная», репродукции картин «Дети войны», мультимедиапроектор, презентация.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Этап 1. Организационный
Цель: создание положительной мотивации на урок, вовлечение учащихся в учебную деятельность на уроке, организация понимания важности изучения литературы , написанной в военные годы.
Создает условия для положительной мотивации обучающихся:
1)делится своим настроением, предлагая прослушать стихотворение
Мы забываем про реальный мир,
Очередную книгу открывая.
И в мир художественный проникая,
Мы попадаем на войну иль пир.
Мы в тишине страницами шуршим,
Нам так близка история героя!
И плачем о судьбе, ему же вторя,
И радуемся жизни вместе с ним
- Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.
Учащиеся настраиваются на работу, комментируют услышанное стихотворение Л: формировать познавательный интерес, внимание, уважение к окружающим;
К:Оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Р: уметь настроиться на работу, положительный результат усвоения темы,; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Этап 2.Формулирование темы и цели урока
Цель: Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме; обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, словесный
Прослушайте музыку композитора Дмитрия Шостаковичаи скажите, какому историческому событию посвящено произведение.
О чем пойдет речь на уроке? В-О-Й-Н-А.
Составление кластера
– Запишите ассоциации, которые у вас возникают, когда вы слышите слово «война»?
 - Запишите, что вы видите, слышите, чувствуете.
- Обсудите в парах и дополните свой кластер.
- Составьте небольшой рассказ о войне (обмен мнениями)
разруха, ужас, страх, смерть горе, голод, слезы,

вижу
ДЕТИ
война


чувствую
Тревога, беспокойство печаль,
горечь,
страдание

слышу

плач, крики, рев сирен, залпы, грохот, взрыв

Перед вами фотографии.
- Что у них общего?
- Как думаете, с какой целью эти фотографии помещены на доске?
- Мы сегодня на уроке будем говорить не просто о войне, а о детях в это сложное для всех время.
Проблемная ситуация
Я утверждаю, что слова ВОЙНА и ДЕТИ – это слова антонимы, а как считаете вы? Докажите свою точку зрения.
Игра «Цветное настроение»
-Вспомните предыдущий урок и скажите, в каком цвете видят мир дети?
-А в каких цветах предстает перед нами война?
/Заполняют кластер под песню «Дороги».
Зачитывают записи.
- Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Во время ВОВ победу наравне со взрослыми ковали и дети. 1)Слушают музыку и делятся чувствами, которые испытали
2) предполагают тему и цели урока.
3)Фиксируют свои ассоциации к слову «война» в виде кластера в сопровождении песни «Дороги»
Обсуждают в парах и дополняют свой кластер.
Обмениваются мнениями.
Сравнивают репродукции картин, делятся своим мнением.
Уточняют тему урока.
Р.: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебные цели путем решения последующих задач.
Л.: уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
П.: выделять существенную информацию; выдвигать гипотезу и обосновывать её; осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.
Р.: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
К.: Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
К.: уметь формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания; контролировать действия партнера.
П.: доказывать, аргументировать свою точку зрения; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Этап 3. Актуализация знаний. Осмысление
Цель: получение новой информации по теме; работа с текстом, направленная на самостоятельное и осмысленное получение новой информации; сохранение интереса к изучаемой теме.
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный
Уже на третий день войны была создана песня на стихи В.Лебедева-Кумача «Священная война», ставшая символом единства народа в войне с врагом.
Вставай страна огромная, вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною, с проклятою ордой…
Страна поднялась, встали все, кто мог держать в руках оружие. Многие писатели в годы войны сражались с врагом и с помощью пера. Перо было приравнено к штыку. 1215 писателей ушли воевать с врагом. Каждый третий из них не вернулся с поля боя.
Ребята, сегодня мы изучим творчество некоторых поэтов,которые воевали на фронтах ВОВ, писали о трудностях , пережитых в то трудное время, о детях войны, которые становились участниками боевых действий.
3.Сообщение учащегося «Жизнь и творчество А.Т.Твардовского»
4)Первичное восприятие стихотворения (в актерском исполнении пятиклассников)
-Понравилось ли вам исполнение ребят?
– Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (страх, гордость, интерес, опасность
Беседа:
- Кто из героев привлек ваше внимание? (Мальчик)
- Зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек? (поэт говорит о том, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу).
- Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста.
Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами.
– Приветливый – встречает как гостей
– Нежадный, щедрый – сливы сует
– Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут…
– Скромный – показал и убежал…
-  Как автор относится к своему герою? С какой выразительностью нужно читать?(С уважением, гордостью, он ему нравится…)
- Что испытывал танкист во время боя? Докажите словами из текста.
Трудность – прорывались, удовлетворение – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность к мальчику, чувство вины перед мальчиком – не спросил как его зовут.
- Какие чувства испытывал мальчик? Как нужно читать?(Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения, боялся, что враг может сменить свое место расположения). Слушают учителя, добавляют собственные высказывания по теме
Отвечают на вопросы, аргументируют свое мнение
2)двое подготовленных заранее обучающихся декламируют, обыгрывают стихотворение «Рассказ танкиста»
3) остальные наблюдают, слушают,
делятся первыми впечатлениями
4)Отвечают на поставленные учителем вопросы;
подтверждают свои ответы примерами из текста
П.:Получение новой информации по теме; работа с текстом, направленная на самостоятельное и осмысленное получение новой информации; сохранение интереса к изучаемой теме.
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный
1)
П.: уметь произвольно строить речевое высказывание в устной форме
2) К.: декламировать изучаемое произведение
3)К.: Понимать на слух текст стихотворения.
П.: Анализировать: выразительность чтения, исполнения, содержание поэтического произведения
Р.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Выявлять отклонения от эталона.
4)П.:выделять существенную информацию из поэтического текста; уметь осуществлять анализ
поэтического произведения с выделением художественных приемов;
К.: уметь формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания; контролировать действия партнера.
Этап 4.Практическое применение имеющихся знаний и умений
Цель: закрепить умения находить художественные средства выразительности в тексте, обязательная организация понимания и принятия цели урока обучающимися, мотивация ее достижения
1) Беседа
- В стихотворении автор использует повтор. Назовите. (Был трудный бой)
- Для чего?
Автор несколько раз подчеркивает, что бой действительно трудный Мальчик заслуживает уважения и награды. Ребенок совершил подвиг и исчез, потому награда его не найдет.
- Чтобы выразительней описать предметы, автор использует сравнение? Что такое сравнение?
- Найдите прием сравнения.
Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.
2)Выразительное чтение
3) Сегодня на уроке мы ознакомимся еще с одним поэтом военных лет. Внимание на экран.
4)Первичное восприятие стихотворения (фонохрестоматия)
- Всю жизнь Константин Михайлович Симонов помнил войну и писал о ней, давайте
прослушаем стихотворение поэта «Майор привез мальчишку на лафете»
5.Беседа:
- О чем стихотворение? Каким настроением проникнуто?
- Какие образы и картины возникли при прослушивании?
- Что значит «седой мальчишка на лафете спал»?
Ребенок многое повидал, рано потерял мать, видел бои, смерть родных и товарищей…
1) Отвечают на поставленные учителем вопросы;
подтверждают свои ответы примерами из текста
2)выразительно читают стихотворение,
3)Смотрят презентацию о К.М.Симонове.
4)слушают фонохрестоматию, делятся впечатлениями.
5)Отвечают на вопросы,
1)
П.: Осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.
К.: договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания; контролировать действия партнера.
Р.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
П.: Анализировать содержание поэтического произведения
Р.: Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
П.: Анализировать содержание поэтического произведения
6) Словарная работа
- Что такое лафет ?
Лафет – станок артиллерийского орудия.
7.Составление сенквейна на тему ВОЙНА (по образцу)
1.Тема(1 существительное) 1.ВОЙНА
2.два прилагательных к 1. 2.
3.три глагола к 1
4.Фраза из 4 слов(основная мысль)
5.Синоним к 1
6)Делают записи в тетради/литературном словаре/
Составляют сенквейн по образцу
дополняют кластер
К.: уметь формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания;
Р.: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Р.: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
К.: учатся слушать друг друга, понимать на слух текст стихотворения.
П.: Осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.
Р.:развивать мышление; строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Р.: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Этап 6.Рефлексия
Цель: обмен мнениями о новой информации; приобретение нового знания; побуждение к дальнейшему расширению информационного поля; соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.
- Запишите в кластер, что увидели, услышали, почувствовали, когда читали стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете».
Самооценка
- Кого из одноклассников ты хочешь похвалить, а может посоветовать.
- Оцените свою работу:
1. с кластером
2. в беседе Оценивают свою работу на уроке
дополняют кластер
Л.: способность к самооцениванию и взаимооцениванию на основе критерия успешности учебной деятельности.
Этап 7. Домашнее задание
Домашнее задание
Возникло ли у кого желание выучить стихотворение?
Мини-сочинение «Почему жизнь детей в годы Великой Отечественной войны можно назвать подвигом?» Записывают в дневники, задают вопросы на уточнение