Программа Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса при подготовке к ЕГЭ и ГИА


Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
Программа
«Психолого - педагогического сопровождения участников образовательного процесса при подготовке к ЕГЭ и ГИА»
Педагог-психолог: Степанова
Мария Николаевна

городской округ Сухой Лог 2015 год
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………....3-5
План работы психолого- педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса к сдаче экзаменов, ГИА и ЕГЭ………6-8
Диагностический мониторинг психологической готовности к ГИА и ЕГЭ……………………………………………………………………....9
Тематический план занятий……………….……………………10
Литература……………………………………………………….11

Пояснительная записка
Актуальность проблемы обусловлена тем, что с 2009 года сдача ГИА-9 и ЕГЭ в форме тестирования является обязательной процедурой для всех выпускников школ России, она обеспечивает объективную оценку качества результата обучения по учебным дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами. В связи с изменением формы итоговой аттестации актуальной стала подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА и ЕГЭ.С этой целью разработана данная программа на основе работы М. Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями» и на основе программы Е.Ю. Шрагиной «Готовимся к ЕГЭ: программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха»». Программы М. Ю. Чибисовой и Е.Ю. Шрагиной позволяет учащимся пройти систематическую психологическую подготовку к этим экзаменам.
Цель программы– оказание психолого – педагогической помощи участникам образовательного процесса в подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Программа реализуется в течение учебного года (декабрь – июнь). 
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
1. Познакомить выпускников с особенностями и процедурой ЕГЭ для снижения тревоги и повышения интереса к результатам экзамена;
2. Научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов;
3. Развить умение адекватно оценить свои возможности, планировать и распределять время;
4. Освоить на практике методы саморегуляции, методы снижения напряжения и самоподдержки;
5. Повысить самооценку учащихся, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена.
Участники программы: педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники, родители, обучающиеся 9-11 классов.
Формы работы педагога-психолога:
1. Профилактические и просветительские беседы.
2. Занятия с элементами тренинга.
3. Консультирование участников образовательного процесса.
4. Наблюдение за обучающимися на уроках и во внеурочное время.
5. Первичная диагностика, проведение итоговой диагностики.
6. Оформление тематического стенда. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов.
Этапы и сроки реализации программы: Работа по психологической готовности к ЕГЭ и ГИА осуществляется в три этапа.
1.Этап подготовительный (декабрь – февраль). Информационное – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ГИА и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей (групповая консультация в форме родительского собрания, индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети могут испытывать трудности в период подготовке к экзаменам). Определение уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности (самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы – познавательный компонент, тревожность – личностный компонент, знакомство с процедурой ГИА и ЕГЭ – процессуальный компонент).
2.Этап основной (март – май). Этот этап — самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа предполагается:
· формирование групп учащихся, имеющих проблемы в обучении и психологической готовности к ГИА и ЕГЭ;
· проведение цикла психологических занятий для учащихся 9-11-х классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности;
· обучение учащихся релаксации на основе изучения методов и приемов психофизической саморегуляции;
· групповые и индивидуальные консультации участников образовательного процесса:«Психологическое сопровождение ГИА иЕГЭ», «Психологический комфорт в семье во время экзаменов», «Пути достижения успеха на экзамене».
3.Этап аналитико-обобщающий (май — июнь). Составление педагогом-психологом аналитических материалов об особенностях, обучающихся с целью формирования рекомендаций учителям — предметникам, классным руководителям 9 -11-х классов.Критериями оценки эффективности программы выступает то, что анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению. Будет видно, насколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные психические функции. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ГИА и ЕГЭ у выпускников.
Ожидаемые результаты:
· развитие памяти и концентрации внимания, четкости и структурированности мышления у выпускников;
· снижение уровня тревожности у всех субъектов образовательного процесса;
· знание особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны, компенсировать слабые;
· знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е. систему, при помощи которой обучающемуся легче всего воспринимать учебный материал;
· развитие навыков саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
· осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов;
· готовность к эмоциональному принятию результатов ЕГЭ и способность построить «план Б» в случае неуспешной сдачи экзамена.
Структура программы:
· План работы педагога психолога по формированию психологической готовности выпускников.
· Диагностический мониторинг.
· Психологические занятия по формированию психологической готовности выпускников.
План работы психолого- педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса к сдаче экзаменов, ГИА и ЕГЭ
№п/пМероприятия Цель Сроки Ответственные
1этап подготовительный
1. Выступление на педагогических советах «Психологическое сопровождение ГИА иЕГЭ» (по запросу). Понимание необходимости психолого-педагогического сопровождения ГИА иЕГЭ. Декабрь Администрация,
педагог-психолог, учителя предметники, классные руководители
2. Выступление на родительских собраниях «Как помочь ребенку готовиться к ЕГЭ и ГИА». Формирования положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, разрешения прогнозируемых трудностей. Декабрь – февраль 3. Выступление на тематических классных часах по теме «Что такое ЕГЭ?», «Пути достижения успеха на экзамене», «Как сдать ГИА и ЕГЭ» — практические советы. Готовность и способность субъектов ГИА иЕГЭ к эмоционально-волевой регуляции. 4. Диагностика психологической готовности учащихся к ГИА и ЕГЭ.  Определение уровня психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ. Педагог- психолог
2 этап основной
1. Формирование группучащихся с низким уровнем психологической готовности к ГИА и ЕГЭ. Выявление психолого -педагогических проблем в обучении. Февраль Педагог- психолог
2. Проведение цикла психологических занятий с элементами тренинга для учащихся 9, 11-х классов по развитию внимания, памяти, самоорганизации, самоконтроля, снятия тревожности. Создание условий для психологической готовности к ГИА и ЕГЭ и решения психологических проблем конкретных учащихся. Март — июнь Педагог-психолог
3. Проведение занятий с учащимися по обучению релаксации, методам снятия нервно-психического напряжения и стабилизации психоэмоционального состояния личности. Овладение учащимися приёмами и навыками психофизической саморегуляции, выработка умений самостоятельно противостоять стрессу. 4. Групповые и индивидуальные беседы с обучающимися по проблемам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ. Формирование положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов. Март– июнь Педагог- психолог
5. Разработка рекомендаций, памяток для учащихся, педагогов, родителей. Создание банка методических разработок и наглядности по психологическому сопровождению готовности к ГИА и ЕГЭ. Март 6. Родительские собрания«Психологический комфорт в семье во время экзаменов», «Как помочь ребенку пережить стресс экзамена», «Особенности психологической поддержки во время ЕГЭ и ГИА», «Три составляющих успеха сдачи ГИА и ЕГЭ – психологически подготовленный родитель и ребенок». Овладение методами и приемами создания комфортной ситуации в семье выпускника школы во время сдачи ГИА иЕГЭ. Март-май Педагог- психолог, классные руководители
7.
Оформление информационного стенда, наглядных материалов для учащихся, учителей и родителей. Формирования положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, разрешения прогнозируемых трудностей. Март Педагог- психолог
3 этап аналитико – обобщающий
1. Повторная диагностика. Отслеживание динамики развития. Апрель Педагог- психолог
2. Выступление на педагогических советах (по запросу) Совершенствовать специальные педагогические и социально – психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно- формирующую работу с выпускниками школы. Апрель Учителя – предметники, классные руководители, педагог – психолог.
Диагностический мониторинг психологической готовности к ГИА и ЕГЭ
Название методик, автор, форма проведения Форма отчётности Как использованы результаты диагностики Сроки проведения
«Шкала социально-ситуационной тревоги» Кондаша. Цель: Выявление уровня тревожности у выпускников. Заключение, сводная таблица.Разработка возможных путей коррекции. Индивидуальные и групповые консультации с участниками образовательного процесса. Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с обучающимися. Групповые психологические занятия с обучающимися.  Декабрь, Апрель 
Тест-опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана «Определение уровня развития волевой саморегуляции». «Самооценка психических состояний» Айзенка. Тематический план занятий
№ занятия Темы занятия Количество часов
1. Плюсы и минусы ЕГЭ: объективный взгляд на экзамен. 2
2. Понятие о стрессе. Как справиться со стрессом на экзамене? 2
3. Уверенность на экзамене. 2
Литература
1. Адаптация и здоровье. Учебное пособие / Ответственный редактор Казин Э.М. – Кемерово, 2003.
2. Воронцов А. Особенности организации образовательного процесса при переходе с одной ступени образования на другую, или нужна ли нам возрастная школа? // Начальная школа, 2004, №35, 43.
3. С.А. Коробкина Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10): система работы с детьми, родителями, педагогами. – Волгоград: Учитель, 2011. – 238.
4. Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассни-ков).\\Школьный психолог.-2008.-№9.
5. Методический журнал для педагогов и психологов Школьный психолог №4. Изд. Первое сентября 2012.
6. Селевко Г.К. «Найди свой путь» — 2-е изд., стер. – М.: ООО»ИМЦАрскнал образования», 2008.
7. О.Ю.Соловьева Методика изучения курса «Найди свой путь». Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинги, игры. Упражнения/О.Ю. Соловьева; под ред. проф. Г. К.Селевко.
8. Школьная дезадаптация. // Школьный психолог, 2010, №12.
9. Е.Д.Шваб. Психологическая профилактика и коррекционно- развивающие занятия 2-е изд. – Волгоград: Учитель 2011-167.
10. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.