ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ


ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
Монастырева Ю.
«Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической подготовленности и функционального состояния организма, способность саморегуляции систем органов, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде, стратегия жизни человека, активное, деятельное отношение к миру.
Вопрос, который нас заинтересовал: Как можно измерить и оценить здоровье человека? Ведь мы о нем задумываемся только тогда, когда возникает болезнь. Говоря или думая о здоровье, человек интуитивно имеет в виду оценочную шкалу: «здоровье - болезнь». Оказывается кроме двух этих полюсов, есть и переходные состояния, которые можно довольно легко измерить.
В соответствии с существующими на сегодняшний день принципами науки, показателями здоровья могут быть следующие признаки:
Уровень и гармоничность физического развития.
Функциональное состояние организма, прежде всего сердечно-сосудистой системы.
Уровень иммунной защиты.
Все эти признаки сегодня поддаются изучению при помощи специальных методик с использованием соответствующей аппаратуры.
Цель: изучить особенности сердечнососудистой системы и определить состояние здоровья школьников методом функциональных проб.
Задачи:
1. Выяснить роль сердечнососудистой системы в организме человека;
2. Исследовать кровяное давление, пульс, определить функциональную сердечнососудистую пробу у школьников, функциональную пробу с максимальной задержкой дыхание до и после нагрузки, оценить работоспособность сердца при физической работе;
3. Разработать профилактические рекомендации для укрепления сердечнососудистой системы
Функциональное состояние - комплекс свойств, определяющий уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работе. При исследовании функционального состояния организма, занимающегося физическими упражнениями, наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, от них во многом зависит уровень физической работоспособности. Важнейший показатель функционального состояния сердечнососудистой системы – пульс (частота сердечных сокращений) и его измерение. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.
В эксперименте участвовали группа учащихся 5-7 классов в количестве 15 человек.
Нами получена объективная информация по функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы учащихся: по частоте сердечных сокращений, систолическому и диастолическому артериальному давлению, функциональная сердечно-сосудистая проба, проба Руфье, функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
Во-первых, выявлено, что АД в норме, но наблюдается варьирование в пульсе.
Во-вторых, исследовали частоту сердечных сокращений сердца.
Методика: подсчет пульса за 10 секунд – трижды После каждое полученное значение умножает на 6 и из получившихся выбирает среднее – это и есть частота сердечных колебаний
Результаты измерений: 65-90 ударов в минуту, в зависимости от состояния организма. Показатель нормы: 60 – 80 уд. в мин
4381515621000
Диаграмма 1. Результаты исследования ЧСС
В-третьих, определили функциональную сердечно-сосудистую пробу. Методика: для определения измерить пульс в состоянии покоя. Далее сделать 20 приседаний. После окончания упражнений сесть, измерить и записать просчитанный пульс за 10 с. Спустя каждые 1,2,3,4,5 минут делать контрольные измерения.

Диаграмма 2. Результаты функциональной сердечно-сосудистую пробы
Из диаграммы видно, что 80% ребят показали хорошие показатели при восстановлении сердцебиения после нагрузки.
Четвертая проба – это проба Руфье.
Показатель сердечной деятельности (ПДС) вычисляется по формуле:
ПДС=(4(P1+P2+P3)-200)/10
Результат оценивается следующим образом: при ПДС от
-0,1 до 5- отлично;
-от 5,1 до 10 - хорошо;
от 10,1 до 15 - удовлетворительно;
от 15,1 до 20 - плохо.
-38095334000
Диаграмма 3. Результаты оценки работоспособности сердца при физической нагрузке
В-пятых, функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки
Методика исследования:
В положении сидя задержать дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе, измерить время задержки дыхания;
Через 5 минут отдыха сделать 20 приседаний за 30 с;
Задержать дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе, измерить время задержки дыхания;
Через 2 мин. Отдыха повторить пробу №1;
Вычислить процентное отношение результатов 2 и 3 опытов по отношению к 1;
Сравнить полученные данные с нормативами.

Таблица 2. Определения категории здоровья при выполнении функциональной пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки

Диаграмма 4. Результаты функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки
ВЫВОДЫ
Согласно исследованию, выявлено, что АД в норме, но наблюдается варьирование в пульсе.
По данным исследования определения функциональной сердечно-сосудистой пробы было отмечено, что 80% школьников имеют хорошо тренированное сердце. У этих школьников при физической нагрузке сердцебиение приходит в состояние нормы не более, чем за 2 минуты. 20% относятся к практически здоровым, но имеют нетренированное сердце
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
Для укрепления мышц сердца и сосудов необходимо заниматься физическими упражнениями;
На деятельность сердца и сосудов отрицательно влияет алкоголь и табак;
Для поддержания АД в норме нужно соблюдать рацион питания, режим дня, гигиену труда и не исключать ежедневные воздушно-водные процедуры.