Урок истории по теме «Внешняя политика Екатерины II. Русское военное искусство»

Тема урока: Внешняя политика Екатерины II. Русское военное искусство.

(Можно использовать на уроке истории в 10 классе или частично в 7 классе)
Cоставитель: Терёхина Ольга Владимировна, учитель истории высшей категории МБОУ СОШ № 150 г.Челябинска, стаж работы 22 года.
Методическая тема учителя: Использование цифровых образовательных ресурсов в условиях деятельностного подхода к обучению на уроках истории и обществознания .
Учебники: - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России: конец XVI – XVIII век. Учебник для общеобразовательных учреждений 7 класс. – М.: Просвещение, 2013
- А.Н. Сахаров История России с древнейших времен до конца XVII века. Ч. 1: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2012
- А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов. История России XVIII-XIX века. Ч. 2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2012
Цели урока: Сформировать у учащихся представление об основных направлениях внешней политики России II половины XVIII в., познакомить с выдающимися полководцами XVIII века, продолжить формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций, формировать чувство патриотизма, любви к Родине и гордости за свой народ.
Тип урока: комбинированный с элементами просмотра мультимедийной презентации, с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Методы: иллюстративные, проблемно-поисковые.
Оборудование: ПК, экран, проектор, учебник, карта « Россия во II половине XVIII в.»
Технологическая часть: мультимедийная презентация, ЦОРы
Планируемые результаты:
Ученик должен знать/понимать:
- основные события, результаты, последствия русско-турецких войн, раздела Речи Посполитой, влияние Великой Французской революции на события XVIII в.
Уметь:
- определять задачи, основные направления внешней политики России во II половине XVIII в.,
- сравнивать внешнюю политику России в различные периоды XVIII в., а также с внешнеполитической деятельностью европейских стран
- показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках
Применять на практике:
-давать развернутую характеристику исторической личности (Екатерина II, Суворов А.В. и др.) с привлечением различных информационных источников
- обобщать полученные сведения в форме таблицы
-анализировать исторические источники

Ход урока:

Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
и это станет моим навсегда.
Китайская пословица

1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Изучение новой темы.
4. Подведение итогов
I-II. Вводное слово учителя: Прочитав документ, выполните задание: О каком столетии идет речь в документе? Что имел в виду историк, говоря о том, что в этом веке Россия стала великой державой?
Из труда историка В. Н. Балязина:
«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизировали этот век: он начался правлением Петра I, Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А. С. Пушкина, в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль – при стуке топора и громе пушек».
В начале века был заложен Санкт – Петербург, а в середине его основан Московской университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране.
Век закончился победоносным итальянским и швейцарским походами А. В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».
Назовите главные задачи внешней политики начала XVIII века, вспомните результаты внешнеполитического курса Петра I, какие задачи остались нерешенными и почему?
Ответы учащихся
III. 1) Работа с интерактивной картой « Россия во второй половине XVIII века» ( ЦОР « История 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ.» ЗАО «1С». При поддержке ФГУП «Издательство Просвещение».)
Учитель: Просмотрев материал, выделите основные направления внешней политики II половины XVIII века.
Две главные задачи стояли перед Россией во внешней политике на протяжении всего XVIII столетия: борьба за выход в Балтийское море и завоевание Черноморского побережья, на решение второй и были направлены усилия дипломатии и военного ведомства в правление Екатерины II. Помимо этих направлений внешней политики имелись еще несколько: поддержание равновесия сил в Европе и борьба с революцией во Франции.


Схема на доске:





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Ближайшим западным соседом Российской империи было государство Речь Посполитая. В отличие от большинства государств Европы, где установился абсолютизм, в Речи Посполитой до 2-й половины XVIII в. сохранялась сословно-представительная монархия, короля выбирали сеймы. Кандидатом на престол мог быть представитель любого правящего дома Европы, что создавало возможность для других государств вмешиваться во внутренние дела Польши, как выставляя своих кандидатов, так и поддерживая претендентов из польского дворянства. В 1763 г. сложилась именно такая ситуация. Россия и Пруссия поддержали единого кандидата, Станислава Понятовского, который и был избран королем. Однако это решение не устроило польских магнатов и шляхту( Барская конфедерация), и против Понятовского был поднят мятеж. Россия поддержала своего ставленника войсками. Вмешательство Турции в этот конфликт на стороне Барской конфедерации привело к тому, что России пришлось вести войну на два фронта. Война началось с опустошительного набега крымских татар на русские окраины в 1768 г.
2) Русско-турецкая война 1768-1774 гг. ( ЦОР « Энциклопедия истории России 862-1917 гг.», «Коминфо»)
Работа с анимационной картой «Русско-турецкая война 1768-1774 гг.»
Используя карту и учебник, учащиеся выписывают в тетрадь основные события русско-турецкой войны 1768-1774 гг.
Можно включить для прослушивания отрывок «Турки будут биты» из аудиоучебника для 10 класса общеобразовательных учебных заведений А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова История России XVII-XIX вв.»(ООО «ДиректМедиа Паблишинг»)
Учитель:
Усиление России тревожило европейские державы. Они опасались, что Россия вытеснит их из борьбы за влияние на Порту. Кроме того, они боялись силы русской армии и экономической мощи империи. Именно поэтому державы благосклонно отнеслись к требованию Стамбула эвакуировать русские войска из Крыма и отказаться от условий Георгиевского трактата 1783 г., согласно которому Грузия перешла под протекторат России. Русско-турецкая война 1787-1791 гг., как и предыдущая, началась с нападения Турции на земли Российской империи.
3) Русско-турецкая война 1787-1791 гг. (ЦОР « Энциклопедия истории России 862-1917 гг.»)
Работа с анимационной картой «Русско-турецкая война 1787-1791 гг.»
Используя карту и учебник, учащиеся выписывают в тетрадь основные события русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
4. Задание: Отметьте цифрой 1 условия Кючук-Кайнарджийского договора, цифрой 2 – условия Ясского мира.
А) переход к России Керчи и Еникале
Б) подтверждение присоединения Крыма к России
В) присоединение к России территории между Днестром и Бугом
Г) получение Россией права строительства флота на Черном море
Д) уплата России 4 млн. рублей контрибуции
Е) подтверждение российского протектората над Грузией
Ж) установление независимости Крыма от Османской империи
З) право свободного прохода русских судов через Черноморские проливы
Учащиеся работают с учебниками, выполняя задание.
Учитель:
В чем Вы видите причины побед русского оружия? Возможные ответы: русская армия была хорошо вооружена, дисциплинированна и обучена; экономические реформы Екатерины II позволили выделить достаточно денег на ведение войны; мужество и героизм русских солдат и, конечно, целая плеяда талантливых полководцев.
Заранее были даны доклады о Суворове А.В., Ушакове Ф.Ф., Румянцеве П.А.
Сообщение про Суворова А.В. можно проиллюстрировать показом видеоролика (ЦОР «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.»)
Задание:
Что из названного относилось к результатам внешней политики Екатерины II?
А) присоединение Крыма
Б) завоевание выхода к Балтийскому морю
В) присоединение Западной Сибири
Г) превращение России в черноморскую державу
Д) возвращение Смоленских земель
Е) присоединение Литвы, Западной Белоруссии после разделов Польши.
Учитель:
Результаты внешней политики Екатерины II были блестящими. Россия сокрушила своих главных врагов на юге - Турцию и зависимое от нее Крымское ханство. Влияние России в европейских делах значительно выросло. Эта эпоха, в которую в полную силу раскрылся талант таких даровитых полководцев, как Суворов, Румянцев, Ушаков.
IV. В завершение урока просмотр презентации, подведение итогов работы.
В 10 классе, где уроки парные 2 часа, презентацию можно показать в конце, как обобщение материала. А в 7 классе, где урок 45 минут, в процессе изучения нового материала, вместо используемых ЦОРов.
Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли цели, как можно применить полученное на занятиях в будущем.
Например, индивидуальное или групповое заполнение итоговой графы в таблице «Знаю, хочу узнать, узнал».
Домашнее задание можно дать в виде написания синквейна:
Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».
СИНКВЕЙН – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.
СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.
СИНКВЕЙН: обогащает словарный запас;
подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу);
позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
получается у всех.

Литература и источники:
1.История русской армии. М.:"Эксмо", 2007.
2.Чулков Г.И. Императоры России.- М.,2003
3. ЦОР « История 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ.» , ЗАО «1С». При поддержке ФГУП «Издательство Просвещение».
4. ЦОР « Энциклопедия истории России 862-1917 гг.», «Коминфо»
5. Аудиоучебник для 10 класса общеобразовательных учебных заведений А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова История России XVII-XIX вв.» ,ООО «ДиректМедиа Паблишинг»
6.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Издание: Петрушевский А. Ф. Генералиссимус князь Суворов. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1884.
Книга на сайте: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001

Внешняя политика Екатерины II

Борьба за выход к Черному морю

Разделы Речи Посполитой

Борьба против революционной Франции

Поддержание равновесия сил в Европе