Иллюстрированные правила Русская лапта


ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ В ЛАПТУ.
Введение 
В лапту играют две команды, по восемь- десять игроков. Одна команда находится в поле, она является защищающейся, вторая - на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды - подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится два тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков. 

Площадка 
Игровая площадка представляет собой прямоугольную площадку. Размеры площадки, в зависимости от ранга соревнований и условий проведения соревнований составляют: ширина 25-40 м, длина 40-55 м. Размеры измеряются по внешней линии, ограничивающей поле. 
Штрафная зона 
В штрафную зону входит шестиметровое пространство от линии Города, она служит для определения правильности удара и выноса мяча за линию Города. 
Комментарий. Удар считается не действительным, если мяч по воздуху не пересек линию штрафной зоны. Во время выноса мяча за линию Города в штрафной зоне должно находится не более одного игрока защиты. Судьям не подавать сигнал на право удара, пока игрок защиты не выйдет из штрафной зоны. 

Площадка подающего 
Находится в центре лицевой линии, ограничивается двумя линиями на ширине 3 метра и длиною 1 метр. 

Бита для русской лапты должна быть цельнодеревянной (бейсбольная бита 32 дюйма). Её длина может составлять 80 см, а диаметр около 5 см, при этом рукоятка имеет длину не более 30см.
Команды 
Каждая команда состоит не более чем из 10 игроков и тренера. Один из игроков является капитаном. Состав команды перед началом игры не может иметь менее восьми участников. Во время игры команды в защите на площадке должно находиться не менее восьми игроков. Во время игры в нападении игроки не имеющие право на атаку, находятся в зоне очерёдности. 

Капитан
Каждая команда должна иметь своего капитана. Когда возникает необходимость, капитан является представителем своей команды на площадке. Он может обращаться к судье по вопросам, связанным с толкованием Правил или для получения необходимой информации, по окончании игрового момента. Это он должен делать в корректной форме. Если по какой-то причине капитан заканчивает игру, он предупреждает об этом судью и назначает одного из игроков выполнять его обязанности и передает ему повязку. 

Тренер команды
Каждая команда должна иметь тренера. Тренер несет всю ответственность за свою команду и является руководителем по всем вопросам. За 15 мин до начала игры он должен заполнить протокол игры. Он имеет право объявить судей о замене, о таймауте, обратиться к судье по каким-то разъяснительным вопросам, но только по окончании игрового момента. Тренер может иметь помощника, но об этом он должен заранее сделать запись об этом в протоколе. Помощник тренера может обращаться к судьям только в том случае, когда тренер по каким-либо причинам покинул игру. Обязанности тренера может выполнять капитан команды. 
 Судейская бригада 
 На одну игру назначаются судейские бригады в составе: ст.судья, судья на линии, секретарь. 
Старший судья 
Старший судья должен проверить и утвердить место проведения игры, проверить форму и снаряжение команд, при необходимости проводит пред игровую жеребьевку, выводит на игру команды, принимает решения по всем вопросам по ходу игры. В случае возникновения спорных вопросов принимает решение, дает команду на начало и окончание игры, дает свисток на остановку игрового момента и возобновления игры, проверяет протокол, утверждает счет. Подтверждает или аннулирует решение линейных судей. 
Линейный судья 
Линейный судья контролирует ход игры и жестами указывает на те или иные действия игроков старшему судье и игрокам, подписывает протокол. 
Секретарь проверяет правильность заполнения протокола до начала матча. Ведет протокол во время игры, следит за заменами, общим временем, подсказывает ст.судье о выходе мяча в аут и правильности набранных очков, регистрирует использованные минутные перерывы, подписывает протокол и передает его гл.судье соревнований. 

Игровое время 
Игра состоит из двух таймов по 15 минут общего времени. Между таймами перерыв 5 минут. При ничейном результате добавочное время 5 минут, далее до первых набранных очков.
Начало игры 
Игра начинается с приветствия команд. Согласно жребию, одна команда занимает позицию в защите, другая - в нападении. По свистку старшего судьи игрок нападения производит первый удар и начинается общий отсчет времени. Второй период начинает в нападении команда которая первый период начинала в защите.

Удары по мячу 
Удары по мячу производятся битой, которая держится двумя руками, а замах производится из-за головы. Бить с плеча или с боку запрещается. На правильный удар дается две попытки. Удар считается действительным, если мяч по воздуху пересек шестиметровую зону и упал в пределах поля или по воздуху улетел за линию города не пересекая боковые линии. Удар считается не действительным, если мяч в воздухе задел потолок, сетку и др. посторонние предметы. После неправильной первой попытки дается вторая, если и она не удачная, то игрок лишается удара, но он имеет право на перебежку. Игрок может отказаться от удара, для этого он должен встать в районе зоны подачи и, подняв вверх руку оповестить об этом старшего судью. Игрок который последним производит удары по мячу имеет три попытки не зависимо от правильности удара.

Нарушения при ударах 
Бьющему игроку запрещается выполнять удар с плеча, с боку, выходить или заступать за линию города и зону подающего, выбрасывать биту в поле, затягивать время, брать биту до разрешения судьи. При нарушении этих правил судья имеет право лишить игрока удара. 

Перебежки 
Каждый игрок нападения имеет право на перебежку, только после того, как совершил удар. Игрок, перебежавший с линии Города до линии кона, пересекший ее и вернувшийся за линию Города не был осален сам или не был осален кто-то из игроков его команды, совершил полную перебежку и принес своей команде 2 очка. Перебежки в одну из сторон не приносят команде очков. Перебежку начинают обежав метку (конус) который находится слева от бьющего в 7 метрах от боковой линии.  


                     
Нарушения при перебежках 
Игроку атаки при перебежках запрещается выбегать в поле из зоны подающего, за исключением бьющего игрока, касаться игроков защиты, выбегать в аут, касаться или брать мяч в руку, игрок обязан обегать метку (конус). За эти нарушения судья может дать свободную смену и наказать игрока желтой карточкой. 
 Участникам, совершающим пробежку, запрещено:
касаться мяча;
выбегать за боковые линии;
возвращаться обратно в город, не побывав в доме;
выбежав из кона на поле, возвращаться снова в кон. Игрок, который вернулся из дома («кона») в город, зарабатывает два очка для своей команды. А, заработав очки для своей команды, получает еще одну попытку.
Правильно выполненным считается удар, при котором:
мяч перелетает штрафную линию и оказывается в пределах поля;
мяч оказывается за линией кона, но в пределах воображаемого продолжения боковых линий;
бьющий наносит удар, находясь в своей зоне и не наступая на линию города;
во время удара по мячу, игроки бьющей команды находятся за границами поля в зоне очерёдности.
Команда водящих
Игрокам, находящимся в поле, необходимо поймать отбитый мяч налету руками, до его падения на землю и переместить обратно в город. Если словить мяч не удалось, как можно скорее нужно подобрать мяч с земли и попасть им в перебегающего.
Игрокам в поле нельзя касаться перебегающих и мешать их движению.

Подающий 
По просьбе бьющего он подает мяч на указанную высоту. Для совершения удара даются две попытки. Подающий может выходить в поле на осаливание. 



Вынос мяча 
Вынос мяча производится игроком защиты, находясь в пределах игрового поля. Мяч может быть вынесен как броском, так и в руке между флажками линии города. Если мяч пересек линию города через боковые линии, то игра продолжается. Запрещается делать ложные замахи на вынос мяча. 
Осаливание 
Осаливание - попадание мяча в игрока атаки. Осаливание игрока нападения производится в тот момент, когда он совершает перебежку и находится в поле. Осаливать можно только находясь в пределах поля, мяч должен быть выпущен из рук. После осаливания игра продолжается, и игроки защиты должны покинуть поле за линию кона или города. Если при осаливании мяч попал в голову, то осаливание не засчитывается, при умышленном попадании в голову игрок защиты наказывается желтой карточкой. 
Когда перебегающего осалили мячом завязывается борьба за город. В этом случае команды как бы меняются ролями. Бывшие водящие, находящиеся в поле, стараются быстро занять территорию города, а бьющие выбегают в поле и стараются быстрее подобрать мяч, чтобы попасть в убегающих. Происходит это до тех пор, пока одна из команд не вернется в город в полном составе.
Победит та команда, которая сможет набрать наибольшее количество очков.

Обратное осаливание.  После осаливания игроки той команды, игрок которой был осален имеют право производить обратное осаливание, т.е. подбирать мяч и осаливать игрока противоположной команды. Обратное осаливание может происходить многократно

Самоосаливание 
Игрок нападения считается самоосаленным, если он выбежал и вернулся за линию кона или города (нарывка), во время перебежки выбежал за боковую линию, коснулся мяча или игрока защиты владеющего мячом. Очки, набранные в момент самоосаливания, не засчитываются. Игрок защиты после самоосаливания и свистка судьи оставляет мяч в поле и покидает его за линию кона или города. Игроки, совершившие самоосаливание имеют право на обратное осаливание. При умышленном самоосаливании назначается свободная смена. 
Комментарий. Часто при самоосаливании игроки защиты и нападения оказываются в ауте, самоосаленным считается тот, кто последним покинет аут. 
Нарушение при игре в защите 
Игрокам защиты запрещается выходить за пределы поля до удара. Если игрок защиты вышел за пределы поля до удара, а удар был действительным, то игроку защиты делается предупреждение, а игроки нападения вышедшие после удара в поле совершают перебежку в одну сторону. Игрокам защиты запрещается во время перебежки блокировать игроков атаки, выходить в аут до удара, находиться в штрафной зоне до удара, прятать мяч и делать ложные движения, затягивать время при выносе мяча. При этих на рушениях игрок наказывается замечанием и желтой карточкой. 
Желтая карточка 
Желтая карточка предъявляется игрокам в следующих случаях: если игрок дважды нарушил одно и тоже правило, за неспортивное поведение, аппеляцию судьям во время игры и другие нарушения. Желтая карточка также может предъявляться и тренерам команд и их помощникам. 
Красная карточка 
При предъявлении красной карточки игрок или тренер команды обязан покинуть поле без права замены с последующим рассмотрением на судейской коллегии. Красная карточка предъявляется при получении второй желтой карточки, драки, сквернословии, недисциплинированном поведении, как на поле, так и за пределами его во время игры, до подписания протокола.Красная карточка может предъявляться и тренерам команд и их помощникам.  
Минутный перерыв  
Каждая команда имеет право брать один минутный перерыв в каждом тайме. Старший судья и врач также по каким-либо причинам может объявить технический перерыв. Время технического, медицинского или минутного перерыва не входит в общее время. 
Очки, определение победителей и проигравших 
Каждый игрок, совершивший полную перебежку, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч после удара с лета, приносит своей команде 1 очко. Победителем считается та команда, которая наберет больше очков. Команде может быть засчитано поражение, если в ходе игры на поле осталось менее пяти человек. Если команда не явилась на игру, ей засчитывается техническое поражение и команда несет другие наказания, предусмотренные положением о соревнованиях. 
При равенстве очков у двух команд преимущество дается команде, победившей в личной встрече. При равенстве очков у двух команд и более места определяются:
· по наибольшему количеству очков, набранных во всех встречах между ними;
· по соотношению очков, набранных во встречах между ними.
В стыковых играх при ничейном результате проводится дополнительный пятиминутный период. При дальнейшем равенстве – аналогично, до победы одной из команд.



Протокол № ____
соревнований по лапте _________________________________________________________
 _____________________________________________________________________________  
между командами ____________________________ и _______________________________ 
  
Дата __________ Место _________________ Начало ____________ Окончание__________ 
  
Ст. судья ___________________ Судья на линии ______________ Секретарь ___________ 
Команда А ___________________________________  № п/п Фамилия игроков Номер игрока Счет игры А  № Б  № А  № Б  № А    № Б    №                                                                Капитан __________________________________
Команда Б _________________________________                                                              Капитан ____________________________________Результат первой половины ______ в пользу ___________________________________________ общий счет__________ в пользу _____________________ Замечания игрокам ________________
Представители команды А_____________________ Б _______________________ Ст. судья ___________________________________