Диагностика образовательного уровня, как система мониторинга результативности реализуемых образовательных программ.


Павлоградская С.А.,
г.Абинск,
МБОУ ДОД «ДДТ»
методист
Диагностика образовательного уровня, как система мониторинга результативности реализуемых образовательных программ.
Как отследить результативность реализации внедряемой образовательной программы в деятельность учреждения дополнительного образования. Где найти те критерии диагностики образовательного процесса, которые отражали бы успешность реализации и освоения программы.
В нашем учреждения принята за основу с небольшими корректировками под особенность учреждения диагностика образовательного уровня учащихся предложенная Сазоновой М.В (ЦДЮТ «Радуга» г. Перми.)[2]
Практическое применение диагностики возможно при соблюдении условия ориентации каждого педагога на индивидуальную деятельность независимо от профиля его работы, а для показателя «Мотивация к занятиям» и тесного контакта с детьми и родителями.
Ориентируясь на данную модель, в 2007-2011 годах, мы опробовали методику, определяя результативность усвоения знаний, умений на основе изменений в мотивационной сфере, эмоционально-творческой настроенности учащихся, происходящих в процессе увлеченной творческой деятельности в объединении и его достижений. Определяя по данным изменениям уровень развития творческой направленности, формируемой на основе развития ценностных ориентаций, творческих способностей и являющейся устойчиво доминирующей системой мотивов творческой деятельности. Именно сравнивая ребенка с самим собой прошлым, даем толчок (мотивацию) развития.
Пять показателей (знания, умения, навыки; мотивация к занятиям; творческая активность; эмоционально-творческая настроенность; достижения) отслеживаются педагогом по каждому учащемуся в развитии (срок обучения по программе) от подготовительного уровня до уровня совершенствования. Два раза в год педагог заполняет диагностическую карту по каждому воспитаннику. В конце учебного года проводится анализ полученных результатов и происходит корректировка форм, методов и средств обучения в соответствии с каждым учащимся индивидуально.
Отслеживая результативность программ по данной методике, мы смогли сделать следующие выводы:
Развитие учащихся идет индивидуально, это хорошо прослеживается на изменениях уровней образованности, особенно уровни начальный и освоения (количество детей этого уровня нестабильно)
На конечном этапе обучения очень высокий процент ребят с уровнем совершенствования, это доказывает эффективность образовательного процесса (обучения учащихся).
Отсутствие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и нормативов к образовательным результатам дополнительного образования детей является одновременно преимуществом и слабой стороной учреждений данного типа, так как отсекает из предлагаемой ФГОС модели системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ, внешние объективные методы оценки - стандартизированное тестирование и анкетирование, оставляя лишь внутреннюю аттестацию выпускников, проводимую самим учреждением и субъективные методы. Например: практические работы, проекты, письменный и устный опросы, портфолио, Дневник творческих достижений. В дополнительном образовании в качестве объективной оценки можно признать результаты выступлений учащихся в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, выставках регионального и Всероссийского уровня, но для получения этого результата необходимы огромные средства для обеспечения командного участия, которое учреждение вынуждено само изыскивать. Кроме того, на соревнованиях регионального и российского уровня выступают единицы учащихся, а объективную картину о результативности хотелось бы получить по всем обучающимся. Следовательно, в учреждении должна быть создана система мониторинга реализуемых программ, позволяющая получить объективные данные о знаниях, умениях получаемых выпускниками. Диагностика образовательного уровня выполняет поставленные задачи, но ее не достаточно.
Если показатели диагностики образовательного уровня не изменяются в течение года, а ребенок продолжает посещать занятия, при этом делает это систематически? Необходимо дополнительно проследить личностное развитие учащегося. Поэтому совершенствуя диагностику образовательного уровня, в нашем учреждении с 2011 года внедряются индивидуальные образовательные маршруты для каждого обучающегося. Разработана «Индивидуальная маршрутная книжка»[1] на каждого обучающегося, которая объединила уже наработанный опыт (диагносту образовательного уровня) и мониторинг личностного развития.
Литература.
Иванова И.А., Максимова Е.Д., Попова И.Н. Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося как инструмент управления качеством дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей, «Внешкольник» 2011 г №1.
Сазонова М.В Диагностика образовательного уровня учащихся «Внешкольник» 2006 г №4