МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА План-конспект урока истории в 11-м классе по теме: «Романовы. Начало династии»


Тиунова Елена Владимировна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ№34
пгт. Джубга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ИСТОРИИ
План-конспект урока истории в 11-м классе по теме:
«Романовы. Начало династии»
Цели и задачи урока:
1. Обучающая – выяснить, какое значение для дальнейшего развития страны сыграл факт воцарения династии Романовых.
2.Развивающая – развитие познавательной активности учащихся, развитие навыков работы с историческими источниками, умения составлять схемы, делать выводы, давать историческую оценку.
3. Воспитательная – воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к истории предков, к символам родного государства.
Тип урока: комбинированный
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:
Организационный момент
Разминка
Проблемное задание.
Изучению нового материала.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала
Рефлексия.
Итог урока и домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяется готовность к уроку, выявляются отсутствующие
II. Разминка
Учитель поочередно называет дату и событие, учащиеся быстро встает и отвечают, кто быстрее и правильно ответит, тот зарабатывает балл, чем больше баллов тем выше оценка.
1598 г. – венчание на царство Б. Годунова
1605 г. – вхождение на престол Лжедмитрия I
1603 г. – восстание Хлопка
1606 г. – Возведение на престол Василия Шуйского
1609 г. – появление польской армии Сигизмунда III под Смоленском
1610 г. - семибоярщина
1611 г. – восстание в Москве против оккупантов поляков
1612 г. – капитуляция поляков - оккупантов
1613 г. – венчание на царствование Михаила Федоровича
Подведение итогов
III. Проблемное задание:
В ходе урока определите, какова роль Михаила Федоровича Романова в истории государства Российского?
Сделайте характеристику его личности по схеме:
(работа выполняется в тетради индивидуально, в течении урока)
1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
2. Задачи, которые он стремился решить и методы их решения.
3.Значение его личных качеств.
4.Оценка результатов деятельности личности для государства.
IV. Изучение нового материала. Просмотр презентации и комментированный рассказ учителя
Слайд 1.

Итак, в январе 1613 года Земский собор в количестве 700 человек, на бурных заседаниях единогласно избирает нового царя, иностранные кандидатуры были исключены сразу же. Требования к кандидату выдвигались очень высокие. Но личность двоюродного племянника царя Федора Иоановича устроила всех. На момент избрания ему было всего 16 лет. Звали его - Михаил Федорович Романов. Он был выбран на царствование 21 февраля и принял престол 14 марта 1613 года.

Слайд 2

Представитель боярского рода, известного еще с 14 века. Если верить дошедшим до нас документам, первым известным предком Михаила Романова был – Андрей Иванович Кобыла. Имевший 5-х сыновей, основавших: Шереметевых, Кокаревых, Захарьиных и Романовых. Фамилия – Романов становится известной к 1547 году. Иван Грозный взял в очередные жены Анастасию Романову. В1598 году племянник Анастасии Федор Никитич Романов (патриарх Филарет) уже считался кандидатом на престол. Но Борис Годунов не дал этому произойти и Федор Романов был сослан в Сибирь, насильно подстрижен в монахи с новым именем Филарет. Из монастыря его освобождает Лжедмитрий I. Но в 1611 году – он снова попадает в плен на этот раз к полякам. На момент коронации сына на престол был по прежнему в заточении.
Взойдя на трон Михаил Федорович старался добиться мира и покоя в государстве любой ценой:
Слайд 3
1. Он помиловал тушинцев и сторонников польского короля(кроме истинных преступников)
2. Ко всем был милостив и доброжелателен, что положило конец всем распрям
3. Казакам вместе с Заруцким, которые грабили народ было предложено перейти на царскую службу
4. Были заключены мирные договоры с Речью Посполитой и Швецией
5. Продолжалось активное освоение Сибири
Таким образом первому Романову удалось закрепиться на престоле и создать условия для мирной жизни и процветания
В 1619 году после длительных переговоров поляки перестали претендовать на российский престол и отпустили Филарета. Дальше Михаил Федорович и патриарх Филарет правят державой вместе. В грамотах и указах их имена написаны рядом. Умер Михаил Федорович в 12 июля 1645 года в день своего пятидесятилетия. Как и отец в возрасте 16-и лет начал царствовать и его сын Алексей Михайлович. Умер он тоже рано, в возрасте 47 лет.
Слайд 4.

V. Физкультминутка
Приглашается желающий, из числа учащихся, и проводит разминку
VI. Закрепление изученного материала
Почему с приходом к власти Романовых в стране прекращается смута и наступает долгожданный мир?
Ответы на вопросы проблемного задания.
VII. Рефлексия
Эмоционально выделяют то, что запомнили без затруднений:
На уроке я узнал…
Меня заинтересовало…
Мне было трудно понять…
VIII. Итог урока и домашнее задание.
Напишите историческое сочинение, используя мнения историков: «Россия при первых Романовых»