Поурочный план-конспект урока. Молярный объем газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях

39 (6) Предмет химия класс 8 (а,б,в), дата 27.01.17

Тема урока: Молярный объем газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях
Цели урока: закрепление навыков решения задач по формулам и уравнениям химических реакций.
Обучающая: начать формирование знаний, умений и навыков решать задачи на данные темы; углубить знания о понятиях вещество и химический элемент; проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков; обеспечить закрепление и углубление знаний, полученных в теоретическом обучении 
Развивающая: способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения анализировать и сравнивать, работать с дополнительной информацией; 
Воспитывающая: продолжать воспитывать интерес к предмету, умение работать в коллективе, бережное отношение к природе (атмосфере).

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: лекция, самостоятельная работа.

Методы : словесный, проблема, практический, объяснително-иллюстрационный,
Оборудование урока: учебные таблицы.


Ход урока:

Организационный момент:
приветствие, перекличка, рабочий настрой, мотивационный аспект начала урока.

2. Актуализация опорных знаний (Мобилизующее начало урока):
Какой физический смысл имеет число Авогадро и его числовое значение?
В какой формуле (из изученных) применяется эта величина?
Давайте освежим в памяти применение этой формулы, заполнив пропуски в таблице (групповая работа- 3 группы).
Таблица 1.

Число частиц вещества
Число Авогадро
Количество вещества (моль)

1
24,08*1023

6,02*1023 частиц
(атомов, молекул)
4

2
12,04*1023

2

3
18,06*1023

3

4
3,01*1023

0,5

5
6,02*1023

1


(после выполнения  осуществляется самопроверка, обратная связь, сверка с таблицей, на которой предварительно были закрыты, а теперь появились правильные ответы)
Основной этап урока (Познавательно-операционная часть урока):

Учащиеся должны прийти к выводу, что для газообразных веществ важно знать объем, который занимают 6,02 · 1023 молекул газа, т. е. 1 моль газа. Этот объем можно вычислить, если известна масса 1 л газа. Например, при нормальных условиях масса 1 л водорода равна 0,09 г (а плотность 0,09 г/л); молярная масса водорода равна 2,016 г/моль. Тогда объем, занимаемый 1 моль водорода, равен:

      При нормальных условиях масса 1 л кислорода равна 1,429 г, М(О2) = 32 г/моль, тогда

      Учащиеся делают вывод, что 1 моль любого газа при нормальных условиях занимает объем, равный 22,4 л. Этот объем называют молярным объемом газа. Необходимо различать нормальные условия (0 °С, 1 атм) и стандартные условия (25 °С, 1 атм).
Разбираем примеры расчетных задач:
1. Какое количество вещества азота составляет 11,2 л?
2. Какой объем займут 10 моль кислорода?
После этого учащимся предлагается самостоятельная работа по вариантам:

Задание
1-ый вариант
2-ой вариант
3-ый вариант
4-ый вариант

Определите количество вещества
5,6 л
водорода
67,2 л
кислорода
112 л
азота
56 л
хлора

Определите объем газа
2, моль
кислорода
3 моль
азота
3,5 моль
хлора
0,1 моль
водорода

Определите количество вещества
36 г
воды
28 г
меди
32 г
серы
92 г
натрия

Определить массу
5 моль
воды
4 моль
серы
3 моль
натрия
3,5 моль
меди


На следующем этапе урока рассматриваем применение величины молярного объема (22,4 л) при решении расчетных задач по уравнениям химических реакций:
1. Какой объем кислорода необходим для взаимодействия с 6,4 г меди?
2. Какое количество алюминия подвергается окислению 13,44 л кислорода?
3. Какой объем кислорода потребуется на сжигание 4 л этана (С2Н6)?
На примере третьей задачи показываю учащимся решение ее с применением закона объемных отношений газов. Уточняю, что так решаются те задачи, где речь идет только о газообразных веществах. Делаю акцент учащихся на формуле и прошу обратить на нее внимание, запомнить.
13 QUOTE 1415 V1
·1
V2
·2
Рефлексия: (учащиеся подставляют необходимые обозначения)
стоящие перед химическими знаками и формулами, показывают не только число молекул или формульных единиц, но и число молей, участвующих в реакции. Поэтому уравнения реакций между газами можно записать и так:

      Если разделить указанные численные значения объемов реагирующих и образующихся газов на 22,4, то получатся простые целые числа, показывающие объемные отношения газов: 3 : 1 : 2. Следовательно, реакции между газообразными веществами подчиняются определенным закономерностям: при неизменном давлении объемы реагирующих и образующихся газов относятся между собой как небольшие целые числа.       Коэффициенты в уравнениях реакций показывают число объемов реагирующих и образующихся веществ:

4.Закрепление полученных знаний, подведение выводов и записывание их в тетрадь
Обозначение величины Формула молярного объема

МОЛЬ

Численное значение Vm Объем 0,9 моль метана (СН4)
 1.    n = N/NA           n = V/Vm
2.    N/NA = V/Vm
3.    N = V*NA/ Vm
4.   N1 = V1*NA/ Vm  -  для газа 1.
        N2 = V2*NA/ Vm – для газа 2.
5.   Постоянные величины в обоих формулах – NA , Vm. ,  
                                                                                            отсюда, если N1 =  N2, то V1 = V2
Вывод – если брать одинаковые объемы газов при одинаковых условиях (Р и t), то они будут содержать одинаковое число молекул.
Следствие – при одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает одинаковый объем (22.4 л/моль).


5.Домашнее задание:

6.Подведение итогов.

Учитель химии Саут А.К._______________
Рисунок 45Рисунок 21