Тематическое планирование ОРКСЭ 4 класс по программе Перспектива.


Календарно-тематическое планирование
№п/п Тема
урока Кол-во час Дата Основные
понятия Методика и виды
работ Методы и формы контроля, рефлексии Домашнее задание,
привлечение родителей
план факт I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
1 Россия – наша Родина. 1 7.09 7.09 Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом. Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.
II. Основы светской этики- (28 часов)
2 Что такое светская этика. 1
14.09 14.09 Что такое этика. Что значит светская этика и что она предполагает. беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом Творческая работа «Составление предложений со словами культура, моральный, этический.»
Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика?
3 Мораль и культура. 1 21.09 21.09 Как возникла мораль. Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой.. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Приведи примеры материальной и духовной культуры. Объясни, почему возникла мораль. Вместе с родителями составь свод моральных норм, принятых в вашей семье.
4 Особенности морали. 1 28.09 28.09 В чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»
Подумай и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведи примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.
5 Добро и зло. 1 5.10 5.10 Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»
Назови поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения.
6 Добро и зло. 1 12.10 12.10 Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи.
7 Добродетель и пороки. 1 19.10 19.10 Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетель человека. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»
Расспросите родителей, бабушек дедушек, чем знамениты Лев Яшин, Чулпан Хаматова, Юрий Гагарин, Ирина Слуцкая. Почему они могут служить примером для подражания?
8 Добродетель и пороки. 1 26.10 26.10 Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом Самостоятельная работа «Найти в тексте слова с противоположным значением. Выписать две- три пары» Обсуди с родителями, какие качества главных героев сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», вы назвали бы добродетельными, а какие - порочными. Расскажи о своих или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетель ли как порочные.
9 Свобода и моральный выбор человека. 1 9.11 9.11 Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом Самостоятельная работа «Выписать из текста
пособия, что предполагает свободный
выбор» Обсуди с родителями герои каких сказок представляют добро, а какие- зло.
10 Свобода и ответственность. 1 16.11 16.11 Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности» Выберите дела, за которые отвечаете вы: выполнение дом. заданий, наведение порядка на своём столе, покупка продуктов, прогулка с собакой, стирка, уборка квартиры.
11 Моральный долг. 1 23.11 Что такое моральный долг. В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг» Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека.
12 Справедливость. 1 30.11 Справедливость. Моральные правила справедливого человека. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия» Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке
13 Альтруизм и эгоизм. 1 7.12 Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» Посоветуйся с родителями и приведи примеры разумного эгоизма.
14 Дружба. 1 14.12 Добродетельные отношения. Дружба. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Написать рассказ о своём друге
15 Что значит быть моральным 1 21.12 Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит…» Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло»
16 Подготовка творческих проектов 1 28.12 Групповая работа, обсуждение, подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания. Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. Редактирование, обсуждение с родителями, подбор
иллюстративного материала.
17 Выступление обучающихся со своими творческими работами 1 11.01 «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д. 18 Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества 1 18.01 Род. Семья. Фамилия. Родословная. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Вместе с родителями составьте свою родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи.
19 Нравственный поступок. 1 25.01 Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Самостоятельная работа «Выписать из пособия пять компонентов нравственного поступка» Выбрать и проанализировать поступок любимого героя литературного произведения
20 Золотое правило нравственности. 1 1.02 Золотое правило нравственности Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Самостоятельная работа «Выписать из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке» Оценить поступок героя сказки с точки зрения золотого правила нравственности
21 Стыд, вина и извинение. 1 8.02 Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Коллективная рефлексия, предусмотренная вэлектронном сопровождении к уроку
Подготовьте вопросы к тексту в учебнике.
22 Честь и достоинство. 1 15.02 Честь. Достоинство. Кодекс чести. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о чести и достоинстве
23 Совесть. 1 22.02 Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Самостоятельная работа «Составить план статьи» Обсудите с родителями, что значит испытывать муки совести.
24 Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы 1 29.01 Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Самостоятельная работа «Составить
несколько предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей» Подготовить рассказ на тему
«Нравственный образец богатыря»
25 Джентльмен и леди. 1 7.03 Джентльмен. Леди. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Подготовить рассказ на тему «Джентльмен и леди»
26 Образцы нравственности в культуре Отечества. 1 14.03 Нравственность. Культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Словарный диктант по содержанию 18-24 уроков. Ответить на вопрос «Кого из современников можно назвать героями защитниками Отечества?»
27 Этикет. 1 21.03 Этикет. Образец. Правила этикета. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении
к уроку Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник.
28 Праздники. 1 4.04 Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Подготовить рассказ о семейном празднике.
29 Жизнь человека -высшая нравственная ценность. 1 11.04 Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Подготовить рассказ на тему «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»
III. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
30 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального, многоконфессионального народа России 1 18.04 Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Рассказать членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина
31 Подготовка творческих проектов 1 25.04 Групповая работа, обсуждение, подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания. Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. Подготовка и презентация творческих проектов.
32 Подготовка творческих проектов 1 2.05 Групповая работа, обсуждение, подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания. Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. Редактирование, обсуждение с родителями, подбор
иллюстративного материала.
33 Выступление обучающихся со своими творческими работами 1 16.05 «Что такое этика», «Моя семья», «Мой друг»,
«Памятники культуры в моем городе» 34 Презентация творческих проектов 1 23.05 «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России) и т.д. Подведение итогов.